SS «Henry Bacon»
Ранним утром 17 февраля 1945-го года, подняв якоря в порту Мурманска, корабли арктического конвоя RA - 64 направились на север, к открытому морю. Авианосец, эсминцы и сторожевики сопровождали тридцать семь транспортных судов. Трюмы большинства «торговцев» были пусты, лишь некоторые везли древесину, поташ, руду. В составе походного ордера был и SS «Henry Bacon», построенный в ноябре 1942-го. Помимо членов экипажа во внутренних помещениях были и пассажиры. Они поднялись на борт «Американца» во время стоянки в Мурманске.
Корабль вел опытный капитан Alfred Carini
Первая встреча с врагом произошла 17 февраля, близ берегов СССР . Немецким субмаринам удалось потопить два сторожевика и один транспорт. Третий рейх лишился одной подводной лодки.
Чтобы избежать встречи с «волками Денница» конвой сманеврировал и тем самым миновал опасный участок. Но впереди еще была встреча с пилотами люфтваффе.
Первый раз сигнал воздушной тревоги сыграли на судах 20 февраля. С авианосца подняли истребители. Эсминцы, сторожевики и транспорты ощетинились залпами зенитных орудий и пулеметов.
Немцам так и не удалось поразить торпедами корабли конвоя.
Я немало почитал и документальной и художественной литературы про войну в Арктике, про полярные конвои. Из всего прочитанного я сделал такие выводы, - каждому кораблю в полярных широтах грозили четыре врага. Первый это флот Германии. Надводный и подводный. Второй враг, это разумеется люфтваффе. Третий..Третий это погода. Нам, сидящим сейчас в офисах или дома, не понять, через что проходили экипажи кораблей, везущие грузы или эскортирующие транспортные суда. Валентин Пикуль в своей книге про конвой PQ-17 приводил выдержку из романа Алистера Маклина «Корабль его величества Улисс». Приведу и я.
«..“.. Огонь, железо, чума. Это убийцы, не знающие пощады. Но это еще цветочки, адмирал Старр. Это лишь оруженосцы, как бы предвестники Трех апокалипсических всадников, имена коих - Холод, Недосыпание, Истощение. Вы представляете себе , что это такое - оказаться февральской ночью где-то между Ян-Майеном и островом Медвежий , адмирал ? Разумеется, не представляете . Представляете, что это такое, когда температура окружающей среды шестьдесят градусов мороза и все же вода не замерзает. А каково приходится морякам, когда с полюса, со стороны ледового щита Гренландии с воем мчится студеный ветер и точно скальпель впивается в тело, пронизывая насквозь самую плотную ткань? Когда на палубе скопилось пятьсот тонн льда, когда пять минут без перчаток обозначают обморожение, когда брызги, вылетающие из-под форштевня, замерзают на лету и бьют вас в лицо? Когда даже батарея карманного фонаря садится из-за лютой стужи? Представляете?»
Почему я привел этот эпизод?
Конвой RA-64 23 февраля 1945 г. Британский эскортный авианосец "Nairana" зарывается носом в многометровые волны
«21 февраля RA - 64 настиг ураган. На одном из кораблей эскорта приборы зарегистрировали максимальную скорость ветра, она достигала 80 узлов (148 км/час). Жуткая болтанка, раскидала корабли конвоя, некоторые стали отставать.
Многие из них, будучи с пустыми трюмами, теперь осели под тяжестью ледяного панциря сковавшего надстройки.
Лишь 23 февраля RA-64 покинул опасный участок. Эскорт получил приказ вновь собрать «купцов» в походный ордер, когда с SS «Henry Bacon» была получена радиограмма «Атакован немецкими торпедоносцами. Нуждаюсь в помощи».
Будь это 1942-й год, скорее всего конвой оставил бы транспорт на произвол судьбы. Тогда кригсмарине и люфтваффе чувствовали себя хозяевами в Атлантике. Но был февраль 1945-го.
Поэтому к «либерти» отправили самолеты с авианосца и британские эсминцы сопровождения.
Как оказалось, вылетевшие в поисках полярного конвоя немецкие торпедоносцы наткнулись на американца. Если бы экипажи «Юнкерсов» знали, что в 80 морских милях от этого места находится сам конвой, они бы направились туда. Но этого они не знали, поэтому 23 «Ю-88» накинулись на SS «Henry Bacon». Причиной отставания судна от ордера стала поломка машины и проблемы с рулём.
Но маневрировать корабль мог. Артиллеристы открыли огонь по врагу.
Признаться, я пытался представить, как это было. Океан, только только закончился шторм. И на горизонте армада немецких юнкерсов. Шансов практически нет.
Но экипаж транспортника собирался дорого продать свою жизнь. Слово историку Михаилу Зефирову.
«..Видя, что судно начало выполнять резкий маневр, пилоты торпедоносцев отказались от атаки с ходу и прошли мимо. Потом «Юнкерсы» встали в круг и начали поочередно с разных направлений заходить на цель. Периодические всплески воды говорили о том, что очередная торпеда сброшена. Однако взрывов все не было, американцы умудрялись вновь и вновь уклоняться. Атака продолжалась около получаса, а запас торпед все уменьшался. Но упустить такую добычу было бы для немцев полным позором даже в 1945 г.
Вскоре одна из торпед все же попала в «Генри Бэкона». Мощный взрыв прогремел в районе артиллерийского погреба. Немедленно вышло из строя рулевое управление, во многих местах разошлись сварные швы корпуса, ударной волной выбило переборки. В трюм стала быстро поступать вода. Убедившись, что судно идет ко дну, торпедоносцы оставили его и повернули обратно на аэродром.
Этот успех стоил немцам еще трех Ju-188A-3 из III./KG26. Два из них - W.Nr.190604 гауптмана Отто Фишера (Otto Fischer) и W.Nr.190349 унтер-офицера Гюнтера Цирке (Gunther Zierke) - упали где-то в Норвежском море. Все восемь летчиков, входившие в их экипажи, погибли. Третий же самолет - «1H+NR» из 7-й эскадрильи - потерпел аварию в районе Тронхейма, но его экипаж уцелел. Что стало причиной всех этих потерь: технические исправности, ошибки пилотов или боевые повреждения, точно неизвестно.»
Двадцать три торпедоносца и лишь одна торпеда попала в цель! Вот тебе и торговый флот. Зенитчики на этом корабле были что надо!
SS «Henry Bacon» был обречен и капитан Alfred Carini понимал это. Я в начале поста упоминал, что экипажам торговых судов в войну угрожали четыре врага, и перечислил трех из них. Так вот четвертый это паника. Паника на корабле это не менее грозный враг.
На сайте
https://uboat.net я читал как немцы торпедировали бельгий пассажирский корабль, на котором находились сотни людей. Так вот когда судно было торпедировано, некоторые горячие головы даже не дали спустить шлюпки. Они принялись рубить канаты и лодки просто попадали вниз, на волны. Кто-то уцелел. Многие нет. Так вот кого-то из спасенных с этого «бельгийца» подобрало норвежское торговое судно. Очень скоро и оно было торпедировано. И спасенные тут же захотели повторить «рубку канатов» и здесь. Но потомки викингов пудовыми кулаками быстро пресекли панику.
Я уже упоминал, что на борту SS «Henry Bacon» были пассажиры. Это были норвежцы - женщины и дети. В Мурманска из Финмарка их доставил американский эсминец. А «либерти» и другим транспортам конвоя предстояло доставить их в Великобританию.
Оказаться пассажиром на торпедированном судне - жуткая штука. Все трещит и ломается, слышится плеск воды, по коридорам тянет дымом и копотью. Куда бежать, в этой мешанине отсеков? Судя по статистике потерь, именно пассажиры гибли чаще всего на тонущих судах.
Изначально было понятно, что кому-то места в шлюпках не хватит. Ведь спасательные средства были рассчитаны только на экипаж торгового судна. Одна лодка получила повреждения еще во время урагана. Вторая разбилась при спуска на воду. Удалось опустить лишь две лодки. И капитан приказал, чтобы в одной из них заняли места пассажиры. В другую шлюпку сели 15 моряков и семь артиллеристов. На волны сбросили плоты и какое-то количество людей высадилось на них.
На погибающем корабле вместе с капитаном, стоящим на мостике, остались все, кроме одного офицеры и несколько моряков. Всего 15 человек. Руководство моряками занявшими места в шлюпке взял на себя третий помощник капитана.
Donald F. Haviland
Поначалу, место в лодке и занял гдавный инженер с SS «Henry Bacon» Donald F. Haviland. Но почти сразу он вернулся на корабль, уступив место в шлюпке молодому моряку Robert Tatosky .
Боцман судна наскоро с помощью моряков сколотил из досок временный плот и помог спустить его на волны, а сам остался на борту.
Либерти ушел на дно, унося с собой оставшихся на борту людей.. Когда через два часа к месту гибели транспорта подошли эсминцы британского флота, они увидели две до отказа заполненные шлюпки и горстку людей на плотах. Одиннадцать из них плгибли от холода и ледяной воды. А те, что были еще живы, настолько промерзли, что просто не могли по сброшенным канатам самостоятельно подняться на борт эсминцев. Тогда несколько смельчаков из числа британских моряков, повязав вокруг пояса веревки прыгнули в волны и помогли людям с затонувшего либерти подняться на палубы кораблей эскорта.
Спаслись все норвежцы и больше двадцати американцев.
Earnal S. Campbell, chief radioman, Jasper, Ala.
William A. Herrman, second radioman, Pleasant Ridge, Cincinnati, Ohio.
Joseph Marback, Brooklyn, N. Y.
Raymond E. Greenwell, able seaman, St. Louis, Mo.
Marion Williams, ordinary seaman, East Longmeadow, Mass.
Lawrence E. Champlin, third assistant engineer, Worcester, Mass.
Woodrow W. Pozen, oiler, Waltham, Mass.
William P. Gorman, oiler, Allston, Mass.
John C. Ramsey, oiler, Franklin, Pa.
Fergus White, fireman-watertender, East Boston, Mass.
Herbert Isaac, fireman-watertender, Chelsea, Mass.
William Willdridge, fireman-watertender, Weymouth, Mass,
William M. Gray, wiper, Springfield, Ill.
Richard Burbine, wiper, Melrose, Mass.
Clayton A. Ingram, steward, Savannah, Ga.
John Bartin, night cook and baker, Buffalo, N. Y.
Robert Tatosky, messman, New York City.
Joseph S. Pszybyss, messman, St. James, Long Island, N. Y.
Marion F. Clay, messman, Lakeview, Ohio.
David S. Goodrick, utilityman, Boston, Mass.
Michael F. Norris, utilityman, Chelsea, Mass.
Robert C. Reed, utilityman, Berilah, Mich.
Wilmo M. Testerman, deck engineer, Foster, Ohio.
Donald H. Garatz, ordinary seaman, West Duluth, Minn.
В 1946-м 8году король Норвегии наградил капитана Alfred Carini посмертно Норвежским военным крестом с мечом.
Боцман и главный инженер позднее были посмертно награждены медалями Американского торгового флота.
Мир помнит капитана "Биркинхеда" крикнувшего после того как его корабль получил смертельную пробоину
---Мужчины, будьте британцами! Женщины и дети вперед!----
А вот о поступке Alfred Carini и членов его команды, пожертвовавших своей жизнью ради спасения иностранцев - женщин и детей, известно не всем.
При написании поста использованы материалы интернет-сайтов и книг
John Godley Kilbracken. Bring Back My Stringbag: Swordfish Pilot at War 1940-1965. London, 1979.
Зефиров Михаил - Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев