S.S. Ceramic/ Один из всех.

Apr 23, 2018 16:45



Для всех, кто интересуется  подплавом  Третьего рейха, сайт  https://uboat.net/ просто кладезь преинтереснейшей информации. Сам я регулярно заглядываю на него, но преимущественно, чтобы узнать как можно больше про торпедированные суда. Когда потоплены, маршрут, груз, судьба экипажа.
Война есть война. Люди гибнут и на земле и на воде.
Но история британского океанского лайнера  SS Ceramic  меня, что называется,  «зацепила».




Приведу то, что нашел  в сети.
«..Одним из наиболее известных эпизодов, связанных с боевой деятельностью  U-515 и ее капитана Вернера Хенке, является потопление лайнера «Керамик» (SS Ceramic), использовавшегося британским Адмиралтейством как войсковой транспорт, совершавший плавания между Европой и Австралией. Этот пароход неоднократно становился мишенью для немецких торпед ещё с Первой мировой войны, однако судьба благоволила «Керамику», его экипажу и пассажирам до 7 декабря  1942  года.



В ту роковую ночь к северо-западу от Азорских островов лайнер подстерегла U 515. Хенке преследовал судно несколько часов, после чего, заняв удобную позицию для стрельбы, точно определил скорость жертвы (17 узлов) и выпустил две торпеды, добившись одного попадания. Так началась одна из самых страшных трагедий подводной войны.



Взрыв торпеды пришёлся на машинное отделение, поэтому судно лишилось хода и электроэнергии. Среди пассажиров паники не наблюдалось, и экипажу удалось спустить шлюпки на воду, несмотря на волнение моря и полную темноту. После этого в течение часа U 515 выпустила в лайнер ещё три торпеды. Последняя из них разломила судно на две части, после чего оно быстро затонуло. Спасшимся не повезло - погода испортилась, пошёл дождь и начался сильный шторм. Шлюпки затапливало, переворачивало, и люди плавали рядом с ними, удерживаемые на воде спасательными жилетами.
Хенке сообщил в штаб о потоплении «Керамика» и получил в ответ приказ вернуться на место атаки и взять на борт капитана, чтобы выяснить маршрут и груз его парохода. Как писал командир U 515 в журнале боевых действий: «На месте гибели судна большое количество трупов солдат и военных моряков, приблизительно 60 спасательных плотов и много лодок, части от самолёта». Позже члены экипажа U 515 вспоминали, что Хенке был очень расстроен открывшейся перед ним картиной.
Пассажирский пароход «Керамик» был построен ещё в 1913 году и успел поучаствовать в Первой мировой. Он входит в 20 самых крупных по тоннажу жертв подводников кригсмарине.



фото сделанное во время Первой мировой войны. Корабль уже тогда использовался для перевозки войск.

Верхняя вахта заметила шлюпку с людьми. В ней были видны женщины и дети, которые махали руками субмарине, но в это время начался сильнейший шторм, и Хенке приказал подобрать из воды первого попавшегося человека.



Этим счастливчиком стал британский сапёр  Эрик   Мандей  (Eric Munday), который рассказал немцам, что на судне находилось 45 офицеров и около 1000 рядовых солдат. В действительности, на «Керамике» было 655 человек: 264 члена экипажа, 14 артиллеристов обслуги орудий лайнера, 244 военных, включая 30 женщин из Имперской военной службы медсестёр королевы Александры, а также, согласно купленным билетам, 133 пассажира, включая 12 детей. Все они, кроме  Мандея , погибли.
Кстати,  с торпедированного корабля успели сообщить по радио об атаке подводной лодки. На следующий день после катастрофы на место подошел португальский военный корабль(нейтрал), но живых найти не удалось. Почему Адмиралтейство не направило свои корабли? Дело в том, что конвой в составе которого поначалу шел лайнера  SS Ceramic, подвергся атаке сразу нескольких немецких субмарин.
https://www.uboat.net/ops/convoys/convoys.php?convoy=ON-149
Поэтому возможно адмиралы его величества не стали «распылять силы».
Согласно информации, которую я нашел в сети, долгое время в Британии были в полном неведении, что случилось с лайнером. Но через 10 месяцев после заключения в концентрационный лагерь, молодой англичанин через Красный Крест отправил домой письмо. В котором описал, что произошло с кораблем.



Сообщение о гибели корабля, размещенное в 1945-м в австралийской газете. Лайнер шел из Великобритании по маршруту - остров Святой Елены, Кейптаун - Сидней.

В память об экипаже и пассажирах лайнера  SS Ceramic  создан сайт, где приведен список погибших. Кто они, профессия, возраст, куда плыли.
http://www.ssceramic.co.uk/casualties/search.php
А в Фейсбуке есть страница погибшего корабля. Туда пишут комментарии родные люде, погибших в бурных волнах Атлантики.
https://www.facebook.com/SSCeramicTheUntoldStory/
Нет, я прекрасно понимаю, что вторая мировая война забрала миллионы жизней. И эти 600 с лишним жертв ничто по сравнению с этим.
Но вот судьба Эрика Мандея. Он просто ближе всех оказался к всплывшей субмарине.
И его пленение в такой ситуации  можно считать везением или чудом? Может быть.
Ну и осталось немного добавить про U-515 и ее капитана. Американцы  уничтожили субмарину в 1944-м. 10 гитлеровцев погибли, остальных вместе с капитаном взяли в плен. Вернер Хенке был застрелен  часовым при попытке к бегству. Судя по подробностям этого происшествия, он просто искал смерти.
https://ww2gravestone.com/people/henke-werner/
И последнее. Увы, но я ничего не нашел в сети о после военной судьбе Эрика Мандея.
Но думаю, что у него было все хорошо. У единственного, оставшегося в живых с SS Ceramic.

image Click to view



Список погибших
https://www.uboat.net/allies/merchants/crews/ship2496.html
 

союзники, кригсмарине, royal navy

Previous post Next post
Up