Авикатастрофа, унесшая жизнь Евгения Петрова. Причина - действия экипажа?

Mar 17, 2017 14:18



Чтобы не напороться на вражескую авиацию, транспортный самолёт «Дуглас» шёл почти над самой землёй, как тогда летали в прифронтовой зоне. Скользя над курганами, он пересекал речушки, овраги, балочки. Воздух в низинах ещё не прогрелся, не рассеялись туманы. И вдруг самолёт лишился воздушной опоры, стал резко терять высоту. Под ним поперёк лежала глубокая лощина, а впереди - курган. Исчез встречный поток воздуха… Самолёт надрывно загудел. Почти у самой земли машину будто подхватили сильные руки, но было уже поздно. Краснозвёздный «Дуглас» мчался вперёд, на курган. Скользящий удар… Грохот…"
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1209
Это описание последних минут полёта ЛИ-2 я нашел на странице сайта посвященного геокэшингу. На первый взгляд все понятно, все содержательно. Транспортник совершил неудачный маневр и разбился.



Курган. Мемориальный знак на месте авиакатастрофы



Пострадали члены экипажа и пассажиры ЛИ-2. Погиб военный корреспондент Евгений Петров, один из авторов  знаменитой дилогии "!2 стульев" и "Золотой теленок".Вот текст с вышеупомянутого сайта.
"Раненого Петрова с переломом височной кости местные жители перевезли в госпиталь - рядом, на хуторе Филипповский. Старейший фельдшер сделал всё, что смог, но спасти писателя было уже невозможно. Здесь, на хуторе его и похоронили, а в 1952 году перезахоронение произошло в центральном селе - Маньково - Калитвенском, на площади, где и установили памятник.



С тех пор это старинное село, основанное ещё в 1775 году, стало местом своеобразного паломничества поклонников романов об Остапе Бендере.".
Известно куда летел  "Дуглас" и откуда. В Москву из Краснодара. Но как борт оказался днем в прифронтовой полосе? Ведь, без сопровождения истребителей,  это верная гибель?
И здесь можно использовать воспоминания одного из пассажиров того рейса Аркадия Первенцева, приведенные в мемуарах редактора "Красной звезды" Давида Ортенберга.



За пять дней до гибели.

"Подробности катастрофы рассказал Аркадий Первенцев, летевший на этом же самолете. Он прислал мне письмо:
«Расскажу кратко Вам о катастрофе с самолетом, в котором вместе со мной летел Евгений Петров.
Мне нужно было срочно вылететь в Москву по делам газеты «Известия». Я обратился к командующему фронтом С. М. Буденному, и он выделил специальный самолет, который должен был меня доставить в Москву. Буденный меня предупредил, что отдал распоряжение лететь только по маршруту Краснодар - Сталинград - Куйбышев - Москва, минуя зону боевых действий.



Вылет намечался на 10 часов утра. Но в это время приехал из Новороссийска Петров, куда он прибыл на лидере «Ташкент», и просил захватить его в Москву. Он зашел к Буденному и там задержался. Мы уже хотели улетать без него, но обождали.
Вылетели с опозданием. С нами был работник Наркомата внутренних дел с ромбом в петлицах Смирнов и начхим Черноморского флота Желудев. Когда прошли Новочеркасск, летчик Баев, человек с бородой, пришел ко мне с просьбой разрешить ему спрямить маршрут и лететь не так, как приказал Буденный, а через Воронеж:
- Я еще ни разу не видел поля боя, хочу посмотреть.
Я сказал летчику, что надо выполнять приказ маршала, но если ему хочется что-то изменить, пусть обратится к более старшему но званию, к человеку с «ромбом», - Смирнову
Смирнов дремал. И когда Баев сказал ему об изменении маршрута, он махнул рукой: делайте, мол, как найдете нужным. Летчик посчитал это разрешением, взял с собой Петрова и оба ушли в кабину.
Я полез в смотровой люк стрелка-радиста и вскоре увидел летящие самолеты. Это были три «мессершмитта» и итальянский самолет «Маки-200». Я сказал об этом стрелку. Он сверился по силуэтам, вывешенным но кругу, и равнодушно заметил: «Это наши «чайки» и «ишачки». Я спустился вниз и сказал Желудеву: «Нас скоро начнут сжигать. Знаете, что такое шок? Чтобы перейти в другой мир без шока, давайте спать, ночь я не спал, беседовал в номере гостиницы с летчиками из полка Морковина».
Итак, мы легли спать, и проснулся я уже на земле изувеченным, с перебитым позвоночником, обожженным лицом и раненой головой. Моторы были отброшены на 200 метров, и из обломков дюраля поднималась чья-то рука.



Немцы летели над  нами. Далее - слобода Маньково-Калитвенская, где похоронили Петрова, а затем меня вывезли через Воропаново в Сталинград.Мы разбились, слишком низко уходя на бреющем полете от немцев».
Евгения Петрова похоронили с отданием воинских почестей. На его могиле поставлен памятник. Вот казалось бы и все, но лично у меня этот трагический эпизод войны и раньше вызывал массу вопросов, а теперь в особенности. Кто был этот таинственный Смирнов? Петров был единственный кто погиб при авиакатастрофе? И почему так странно отреагировал  воздушный стрелок на слова Первенцева?
Спутать монопланы Ме -109 и Macchi  200 с бипланом И-15, или "Чайка" невозможно.Если  только предположить, что самолет преследовали бипланы He - 126 или Macchi 170,
(вот как выглядел "итальянец" - http://www.whatifmodellers.com/index.php?topic=37415.0 ) но это мне кажется маловероятным.
Оставив тему вражеских истребителей, я заглянул в ОБД Мемориал. И ..узнал как звали воздушного стрелка с Ли -2.



Погиб в авиакатастрофе 02.07.1942. Похоронен в Чертково. И упоминание, что Виктор Гусев воздушный стрелок стажер! То есть фактически у него не было никакого боевого опыта.
Человек, который на Ли-2 отвечал за  огневую защиту самолета и экипажа сам был новичком. И еще. Петрова похоронили в Маньково - Калитвенное, а Гусева в Чертково. Но ведь корреспондента сначала отвезли в госпиталь. А он скорее всего находился рядом с населенным пунктом, где потом похоронили Евгения Петровича. И то, что обе эти смерти Петрова и Гусева связаны, у меня нет сомнений. Похоронку Гусеву подписывал командир авиаполка особого назначения. А согласно данным интернета, именно эта боевая часть отвечала за "транспортное спецобслуживание".
http://allaces.ru/sssr/struct/d/adon2.php
Никакой информации - погибли ли Смирнов и Желудев я не нашел. Фамилия штурмана в воспоминаниях  Первенцева не упоминалась. Но вот летчик Баев. Итак это транспортный авиаполк особого назначения. Вряд ли там "много" Баевых. Стал искать на сайте "Подвиг народа". Нет среди награжденных Баева. А среди погибших.?? И нахожу. Тихон Леонтьевич Баев, командир воздушного корабля,  погиб 8 марта 1943 года. Разбился в  авиакатастрофе на территории авиагородка. Город Батайск Ростовской области. И следом за Баевым фамилии штурмана, двух техников и бортстрелка умершего от ран на следующий день.
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=6591081
Рискну предположить, что все они летели в одном "Дугласе" и пилотировал его Тихон Баев. сведений о других летчиках Баевых (был один, но он занимал должность техника), я не нашел. Полк особого назначения место особое, туда не каждого возьмут. Поэтому скорее всего именно Тихон Леонтьевич пилотировал самолет, на котором 2 июля 1942-го разбился Евгений Петров. Тогда пилот уцелел. Вторая катастрофа в марте 1 943-го стала последней.





Кстати в части Баева судя по всему ценили. В письме - похоронке представителями части написано вдове много теплых слов о погибшем.
Я уже заканчивал писать пост, когда подумал, все-таки на ком больше вина за случившееся? И думается здесь обоюдная. Пилот отклонился от заданного  маршрута, а стрелок не придал значения появившимся в поле зрения самолётам.
Страшная беспечность стоившая жизни члену экипажа и знаменитому писателю.

литература, авиакатастрофа, документы из военных архивов, военные воспоминания, авиация

Previous post Next post
Up