Взрывы и фотографы

Mar 10, 2017 22:40

Оригинал взят у vaga_land в Взрывы и фотографы
Никто не знает, кому из военных фотографов пришла в голову мысль, что совсем не обязательно ждать, когда перед тобой упадет снаряд, чтобы сфотографировать его разрыв. Во-первых, вполне вероятно, что это будет твоя последняя фотография, а во-вторых, зачем вообще ждать? Достаточно иметь лопату, немного взрывчатки и бикфордов шнур, чтобы снять такой взрыв, что все коллеги обзавидуются. Скорее всего, заниматься этим стали только во время Первой мировой войны.




Фотография неизвестного британского фотографа. Ну, какой дурак встанет на бруствер и станет ждать, пока рядом не ёб… не упадет снаряд или винтовочная граната? Нет, в современном английском журнале со всей серьезностью пишут: «Британские войска на Западном фронте под вражеским огнем». Тоже мне, «вражеский огонь»!




Фотография из немецкой книги «Die letzten Tage der Menschheit Bilder des Ersten Weltkrieges».
Подпись: «Взрыв гранаты между цепями наступающих немецких драгун в районе Па-де-Кале. Снимок сделан младшим лейтенантом (Unterleutnant) Ледерихом 2 мая 1915 года».
Не сразу фотографы сообразили, что чем больше земли навалить на взрывчатку, тем эффектнее будет земляной фонтан. По этой фотографии видно, что здесь земли сверху навалили явно недостаточно. Да и взрыв в самом центре кадра, что говорит о том, что младший лейтенант Ледерих был явно начинающим фотографом.




В той же немецкой книге информация об этой фотографии скудная «Взрыв. Русский фронт. 1917 год. Автор неизвестен». Сколько здесь экспрессии! Это уже не скучный выброс земли.

Кто из военных фотографов во время Великой Отечественной войны сделал следующие несколько снимков, и где они были сделаны, не знаю, но в реальный бой или артобстрел не верю. Снимать, стоя во весь рост, или, высунувшись из окопа по пояс - извините, не верю, и не поверю.






















Этот снимок с сайта Евгения Халдея. 1942 год, Северный фронт.




Снимок Аркадия Шайхета. В фотоальбоме «Ради жизни на земле» (издательство «Планета», 1977 г.), откуда я его переснял, он называется «Коммунисты вперед! В районе Сталинграда». Вполне вероятно, что снято было под Сталинградом, но это не настоящая атака.
Кстати, в фотоленту «Наша Победа» этот снимок не включили.
http://9may.ru/photographers/m1106/gallery/page0
И здесь его нет.
http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=41&author_id=155

Единственный снимок, который я был готов считать сделанным во время настоящего боя, был вот этот.




Фотография Анатолия Гаранина. В фотоальбоме «Ради жизни на земле» (издательство «Планета», 1977 г.) эта фотография называется «Жизнь за Родину!».
Правда, снимок был сделан с высоты человеческого роста, но, кто знает, думал я, бывают же бесшабашные люди. Может быть, фотограф ради интересных кадров тоже бежал вслед за солдатами.
Начал рыться в Интернете, чтобы узнать поподробнее об обстоятельствах, при которых была сделана фотография. Помню, что где-то говорилось, что она была снята во время боев под Ржевом.
Здесь http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=41&author_id=46 фотография названа «Смерть солдата». Но странный какой-то сайт, хотя архивисты информацию давали. Даты жизни и смерти Гаранина там такие - 1912-?, хотя узнать, что он умер в 1989 году совсем несложно.
Здесь http://reibert.info/forum/showthread.php?t=21860 высказали предположение, что фотография была сделана в районе Керчи, в 1942 году. Даже нашли две фотографии, и было понятно, откуда был взят этот фрагмент.







Потом вспомнили книгу Лазаря Бронтмана «Военный дневник корреспондента «Правда» 1942-1945», и упомянули запись Бронтмана о Гаранине.




Я нашел ссылку, с помощью которой смог скачать его «Дневники 1932-1947 гг.»:
http://webreading.ru/nonf_/nonf_biography/lazar-brontman-dnevniki-1932-1947-gg.html#
Запись от 13 июня 1942 года:
«Фотографы рассказывают о поведении фоторепортера Гаранина.
Приехал он в 6-ю армию - шасть к начальнику отдела агитации Иткину:
- Я прибыл по поручению т. Мехлиса. Мне нужно для съемок несколько кило тола (т.е. для инсценировок взрывов).
А как только началась баталия настоящая - ходу оттуда.
Впрочем, и остальные фотографы снимают так. Зельма все танковые сцены снимал под Воронежем, в т.ч. и сдачу немцев в плен и бомбежку танка с самолета. А "Известия" - ничего, печатают оного Зельму (Шельму).
Вот и завтра все фото-ватага идет снимать в 8 км. отсюда танковый бой. Сильно!»

(из Википедии: «В январе 1942 года 6-я армия участвовала в Барвенково-Лозовской наступательной операции, в мае 1942 в Харьковской операции. После окружения, состоявшегося 25 мая 1942 г., в ходе тяжёлых боёв части армии удалось пробиться к своим войскам. 10 июня 1942 года армия была расформирована»).

Что снимал Гаранин в 6-й армии под Харьковом, я не видел, а фотография с падающим бойцом, похоже, действительно, была сделана в районе Керчи.




Одна из этих фотографий была использована для оформления обложки книги Юрия Рубцова о Мехлисе.




Здесь http://community.livejournal.com/photo_polygon/597081.html в 2007 году обсуждался снимок Гаранина «1941 год. Линия фронта», и ныне покойный Александр Александрович Слюсарев тогда написал: «Он сам говорил, что на передовой снимал один раз и понял, что делать этого не стоит».

Я ведь не против постановочных фотографий. Тогда без них нельзя было обойтись. Газетам и журналам нужны были не только фотографии на тему «В перерыве между боями» или «Прием в партию перед боем». Нужны были «боевые эпизоды». А сделать хороший снимок в бою, когда кругом свистят пули, и ты не знаешь, какая из них твоя, практически невозможно. Даже Роберт Капа не скрывал, что свой лучший снимок «Убитый республиканец» во время войны в Испании, он сделал, находясь в окопе, просто подняв аппарат повыше.




А вот когда он под огнем немцев высаживался в Нормандии, тут уже хороших снимков сделать не удалось, потому что фотограф - человек, а не машина.

Дополнение (03.05.2010 г.)

gintaras и m_l написали:
"Про достоверность снимка Капы "Смерть республиканца" спорят до сих пор... Есть версия, что Loyalist Militiaman at the Moment of Death - постановочная фотография":
http://www.gzt.ru/topnews/culture/250342.html

Ответил обоим:
"Про Роберта Капу и про споры вокруг снимка знаю. Но я не хотел подробно писать еще и на эту тему. Писал-то я про то, как легко можно было снять взрыв на войне, и как это сейчас бросается в глаза, потому что во время боя, на передовой, фотограф не бывает спокойным. И руки дрожат, и наводка на резкость не получается, и когда жахнет рядом снаряд, хочется пригнуться, а не ловить в видоискатель земляной фонтан.
Про это я и написал.
«А сделать хороший снимок в бою, когда кругом свистят пули, и ты не знаешь, какая из них твоя, практически невозможно. Даже Роберт Капа не скрывал, что свой лучший снимок «Убитый республиканец» во время войны в Испании, он сделал, находясь в окопе, просто подняв аппарат повыше».
Да, это лучший снимок Капы, никто это не оспаривает. Постановочный или не постановочный, это другой вопрос. Я это и не хотел обсуждать. Но Капа прямо написал: «…Находясь в окопе».
Посмотрев же на некоторые показанные мною снимки, сделанные явно не из окопа, а с высоты человеческого роста, можно подумать, что они сделаны во время атаки, хотя, вряд ли кто будет стоять во весь рост и снимать, когда рядом рвутся снаряды.
Но тогда, я думаю, даже сами фотографы, не выдавали эти снимки за снимки, сделанные во время настоящего боя. Нужны были, грубо говоря, «агитки», т.е. фотографии, которые можно было напечатать в газетах или журналах. И они делали эти «агитки».
А сейчас многие считают, что эти снимки были сделаны с риском для жизни. Совсем недавно один молодой человек показал военные фотографии с одной московской выставки в военном сообществе, и восхищался: «Надо же, под свист пуль, под грохот взрывов они делали свое дело…». А там не было ни одной фотографии с передовой, все фотографии были или постановочные, или сделаны в ближнем тылу".

батальный жанр, фотоискусство

Previous post Next post
Up