Полякам покажут "Волынь". Украина напряглась.

Oct 06, 2016 18:25

image Click to view



Картина Смажовского фактически делится на три части. В первой показана жизнь одного из сел на юго-западе Волыни незадолго до начала Второй мировой войны.
Польская девушка выходит замуж за украинского крестьянина. Прекрасно воссоздан украинский свадебный обряд: песни, вечер невесты с незамужними подругами, внесение каравая с деревцом, обрезание косы жене и покрытие головы платком. Украинцы и поляки вместе готовятся к свадьбе, вместе сидят за столом, танцуют, - почти идиллия.
Вот только священник в костеле во время мессы вспоминает о политике, о том как важно быть лояльным к польскому государству. Украинцы перешептываются, сколько православных церквей закрыли в последние годы.
Приехавший из Львова парень рассказывает, что у украинцев до сих пор нет своего университета и что поляки вообще не воспринимают их как равных.Гостю с Галичины кто-то поддакивает, а кто-то не хочет продолжать опасный разговор. Поляки на свадьбе, казалось бы, хорошо проводят время, но зажиточный землевладелец Мацей Скиба бросает соседу вызов - он убеждает собеседника выдать за него дочку Зосю, влюбленную в украинца Петра. И вот Зося обещана немолодому вдовцу с детьми за пару кусков поля.
От идиллической картинки не осталось и следа.
Дальше в фильме представлены события от сентябрьской кампании 1939 до лета 1943. Мацей Скиба несколько недель воюет на фронте - капитан быстро распускает солдат по домам, чувствуя бесперспективность борьбы. Возвращаясь домой, Скиба в первый раз сталкивается со зверствами украинских соседей: ночью крестьяне жестоко убивают польских солдат, с одного даже живьем сдирают кожу.
Скибе удается выдать себя за украинца, и, пользуясь сочувствием одного из крестьян, сбежать. Но перед этим он участвует в собрании возле церкви - вместе со священником украинцы закапывают в яме польский герб, флаг и мундир, хоронят Польшу, которая их угнетала.
Дома Скиба видит уже советских солдат. Украинские соседи вполне радостно встречают армию, пришедшую с востока. Те сначала "только" меняют учительницу в школе и конфискуют продукты. Зимой же начинаются депортации более зажиточных поляков в Сибирь.
Зосе с детьми Мацея удается сбежать из эшелона благодаря Петру - он выкупает ее за ящик водки. Зося рожает ребенка от украинского любимого, Петра за похищение спиртного убивает советский милиционер.
В 1941 году приходят немцы. Украинцы без тени сомнения радостно встречают уже их. Сразу же начинаются расстрелы евреев.Зося прячет нескольких человек у себя, из-за обыска они вынуждены сбежать к украинскому соседу. Тот требует денег, но, не получив оплаты, сам убивает беглецов. В лесах собираются украинские отряды, молодые мужчины дают присягу на верность нации, декларируют готовность убивать врагов народа. Последний акт трагедии - лето 1943-1944. Волынские поляки боятся спать у себя дома, прячутся по сараям и погребам.
Украинцы заверяют, что не поступят плохо с соседями, а сами собираются в лесу и готовятся к нападению. В одну из ночей толпа, вооруженная топорами и вилами, поджигает все польские дома в селе. Спасающихся из огня людей гонят, как диких зверей, вспарывают им животы, отрубают конечности, детей заворачивают в солому и поджигают.
Зосе с сыном еле удается спрятаться, она через лес идет пешком к подруге, которая в начале фильма вышла замуж за украинца. Та принимает ее. Муж-украинец даже зарубил своего брата-ОУНовца, который требует от семьи убить польскую беглянку.
Спокойствие длится недолго: ночью в дом приходят уже польские партизаны, которые убивают и украинского хозяина, и его польскую жену за то, что сошлась с бандеровцем.
Измученная Зося снова оказывается с ребенком в лесу, раздавленная теми ужасами, что ей довелось увидеть. В бреду ей кажется, что любимый Петро забирает ее и ребенка и увозит на запад, за Буг.
Доминирующее ощущение, которое остается после просмотра "Волыни" - это ощущение глубокого погружения в ненависть, даже не в национальную или религиозную, а ненависть метафизическую.
Весь фильм - это фактически анатомия ненависти.
История о том, как из неуважения, бедности, презрения, несбывшихся надежд вырастает демон, который лишает людей рассудка и милосердия. Картина Смажовского это не продукция а-ля Останкино, в которой подленькие украинцы наряжаются в нацистские мундиры и предают своих прекрасных соседей.
Это ни в коем случае не топорная антиукраинская пропаганда, как это иногда пытаются представить украинские комментаторы. Что не меняет факта, что в картине есть ряд неточностей и манипуляций, которые явно не повлияют позитивно на образ украинцев в Польше.
http://www.eurointegration.com.ua/rus/articles/2016/10/6/7055456/

геноцид, украинские националисты, Украина, кино, Польша

Previous post Next post
Up