Бои за Зборов. Немного о противнике.

Jul 15, 2016 11:37



фото со спутника. Севернее села Зборов река Днепр

3-10 июля 1941 года взвод «ныряющих» танков 3 Pz.Kpfw.III с 37-мм пушками под командованием лейтенанта Энгельгардта из 3-й танковой дивизии был применен в районе Сборово. Для удержания плацдарма взвод Энгельгардта переправился через Днепр в районе Озерище, глубина реки составляла в этом месте 3,5 м. Ситуация усугублялась болотистым берегом реки. В ходе боев за плацдарм один из танков был поврежден, и при оставлении плацдарма его пришлось взорвать
А. Исаев "АнтиСуворов"
(в качестве эпиграфа)



Признаться, я думал, что однажды написав пост о группе Ульриха Клемана, что противостояла нашим из 61-й сд у села Зборова, я больше, наверное не вернусь к теме "гитлеровцев". Про наших бойцов и про награды за Зборов я уже писал. Словом и про вермахт что-то есть и про подразделения Красной Армии. Можно ставить точку?
Вот только с этим надо погодить. Ибо очень еще много белых пятен для меня остается в истории июльских боев за это село. И главное среди них - где же все-таки хоронили убитых на дальних подступах к селу красноармейцев.
Ну, обо все по порядку.

Некоторое время назад мне Константин Кривулин прислал следующую инеформацию.
"бои под Зборово - 3 танковая дивизия вермахта,конкретно,группа Ульриха Клееманна в составе 2й батальон 394-й панцергренадерский полк и 3й танковый батальон 6го танкового полка, пишут что в 5.10 утра 5.7.41 заняли Зборов,а наш полк был южнее, теперь хоть понятно кто из немцев был там".



Техника третьей танковой дивизии. Справа поврежденный бронетранспортер. Июль 1941 г.

Признаюсь, поначалу весточку товарища по поиску оставил без внимания.А потом прочел раз, другой. И вновь перечитав пост про группу Клемана обратил внимание на двух немцев, отличившихся за Зборов.
С немецкой - вот эти молодчики.
Reis, Karl 29.09.1941, Feldwebel, 3./Schtz.Rgt. 394 (05.07.1941 - Sborowo)
Muller, Dr. Herbert, 09.09.1941, Major, Kdr. II./Schtz.Rgt. 394 (05.-07.07.1941 - Sborowo/Dnjepr)


"

За "отвагу и героизм" обоих наградили вот такой ленточкой..Ehrenblattspange Heer - поощрительная награда для сухопутных войск.
Думается, если бы гитлеровцы удержали бы позиции, получили бы кресты, а так, только поощрительные награды.
По первому "ленточнику" я в сети ничего не нашел.



А вот второй. В сети обнаружились и его фотография и портрет. Любопытный немец.



Если бы наши его не завалили летом 42-го под Миллерово, далеко пошел бы.



Дальнейший поиск по сети вывел меня на книгу "Armored bears"
Там, среди прочего упоминались бои за Зборови тот самый доктор Мюллер. Интернет-знакомство с
grossgrisly помогло мне получить текст, посвященный интересующей меня теме. За что еще раз спасибо. А затем я обратился к
hiliatova внучке батальонного комиссара Маршака, отличившегося в боях за Зборов. И ее муж перевел мне присланный ранее текст. Я его выложил в конце поста. Если кто сможет помочь и поправить неточности, буду благодарен. И еще. Мне все-таки непонятно. Где были похоронены воины, отбивавшие Зборов у немцев из группу Ульриха Клемана. Поиски в ОБД вывели вот на этот документ.



Полтора километра от села. Может там и надо искать??

7-го июля, дивизия была транспортирована в разведмиссию вдоль реки. Командный пост девизии, был передвинут из Стренки назад в школу в Бронное. Ожидалось что противник будет продолжать свои усилия по прорыву, и события нескольких последних дней подтвердили опасность которую представлял противник. Лидирующий элемент советских сил, приблизились очень близко к расположению командира дивизионного штаба (гауптмана И .Г. Барт). Охрана вокруг командного поста была увеличена двумя охранными группами, под командованием унтер-офицера Люфта и унтер-офицера Джуник. Это было вдобавок к пехотной роте и противотанковой роте, уже находящихся там. Танковый полк был назначен в дивизионный резерв; он расположил свой командный пост в деревне Осенники. Третий батальон гауптмана Шнейдер- Костальский, был расположен впереди, на территории между Друт и Днепр. Однако, оставался в боевой готовности.

Третий стрелковый полк?, был ответственен за охрану вдоль реки. На следующую ночь, во время этой миссии, третья рота смогла уничтожить офицерский патруль из 10 человек, который просочился на территорию. Вторая рота, моторизированного пехотного батальона, производила разведку на юг, по направлению к Жлобино. Северная часть этой территории, была очищена от противника, однако восточная половина удерживалась русскими.
394-ый стрелковый полк оберст-лейтенанта Аудёрща, оставалась у моста при Зборово. Вместе с приданными ей антитанковыми элементами, инженерами, и наблюдателями. С наступлением темноты, первые группы начали пересекать обратно реку, на надувных лодках. Полк постепенно отступал от противника, начиная со своего первого батальона. Героические дни боев в Зборово, в которые полк понес значительные потери, включая майора-доктора Мюллера, который был отмечен почетным армейским знаком 9-го сентября 1941 года. А так же фельдфебелем Рейс (3-я рота) 29-го сентября 1941 года.
Полк продолжал свое отступление вплоть до подступов к мосту. Первый батальон был занят прочесыванием к северу от Рогачева, вдоль реки. Русская артиллерия, накрывала огнем все передвижения, что привело к потерям в ротах. Только 9-го июля, погибло 9 человек. Дневные происшествия в других дивизиях, были незначительные. Передовые заставы были укреплены в тех местах где это имело смысл. Продвинутые вперед или оттянутые назад, там где это было нужно.
Третий стрелковый полк был расположен северо-западнее от Жлобино. Поскольку русские продвигались быстро вперед напротив линии батальонов, с достаточно сильными частями, то батальон был усилен, после обеда, резервным взводом (тяжелые пулеметы и минометы) из второй роты первого батальона. Лидером взвода был лейтенант Щуппиус. За этим подкреплением, через короткое время, последовали еще взвод из второй роты, 543-ей гусеничной противотанковой роты (Panzerj?ger).
В этот день, второй батальон понес потери, 2 убиты и 5 раненых, включая обер-лейтенанта фон Бисмарка, командира 10-ой роты.
Третий стрелковый полк прочесывал позиции в дневное время. Они были постоянно под артиллерийским огнем противника. Отряд унтер-офицера Эльвина, из второй роты, которая находилась глубоко на линии фронта, застряла на тропинке в редколесье на 28 часов без подмоги. На протяжении утренних часов 9-го июля, поступило
предупреждение, что дивизия будет вытянута из этого сектора фронта. И на их позиции выдвинется кавалерийская дивизия.
В этот день было очень жарко. С наступлением ночи, несущественные транспортные средства и снаряжения рот, были отосланы назад в близлежащие местности. Одна за другой роты отходили назад со своих позиций, в то время как авангардные части кавалерийской дивизии пребывали. Большие охранные силы из 394-го стрелкового полка, дивизионная артиллерия и третий батальон бронированного полка оставались в районе Рогачева. Затишье на местности продолжалось и на следующий день. Третий стрелковый полк и шестой бронированный полк, были назначены в резерв. Они повернули на северо-восток к востоку от Бобруйска. И направились маршем в сторону Сбищин. Предыдущим днем, генерал-майор Фрейхер фон Лангерман, и 4-ая бронетанковая дивизия Эрленкампа , аттаковали русские укрепления к северо - востоку от Бобруйска. Сопротивление противника там было в процессе распада. Корпус заметил слабые точки фронта противника и обозначил места прорыва для 3-ей бронетанковой дивизии. Это и было причиной ослабления кавалерийской дивизии в районе Рогачева.
3-я бронетанковая дивизия, собрала свои силы на полях восточней Бобруйска. И дивизионные инженеры разрушили мост через Дубисна. В этот самый день, майор Хаас, недавно прибывший в дивизию получил командование над 394-ым стрелковым полком. Он заменил действующего командира, гауптмана Папе, который заслужил доверие и уважение отличного состава батальона, за то короткое время что он был командиром.
Касательно 3-ей бронетанковой дивизии, это было концом их первой фазы военных действий на востоке. В будущем, дивизия противостояла противнику и территории. Советские солдаты показали себя экстраординарно жесткими, умными и находчивыми оппонентами. Кровавые потери были болезненными. Материальные потери значительные. К примеру, 6-ой бронетанковый полк, который начал компанию с 210-ю рабочими танками, к 9-ому июлю, насчитывал только 153.
http://www.directupload.net/file/d/4403/33ycvm5y_pdf.htm

Зборов, 61-я стрелковая дивизия (1ф), Белоруссия год 41-й, военная литература, документы из военных архивов, бронетехника, 63 СК, вермахт, 3.panzer-division

Previous post Next post
Up