Огонь по своим. Кто стрелял в Константина Симонова 26.06.1941.

Dec 09, 2015 15:52

"Когда со стороны моря показалась подлодка, идущая на дизелях, сторожевик принял с нее опознавательные и точно по уставу дал на нее свои.
- Спроси его, бомбил ли он недавно лодку?
Сигнальщик отмахал вопрос на сторожевик флажками.
- Читай, что он пишет нам в утешение
- Сознается,- сказал сигнальщик. - Пишет, что бомбил...
- Отвечай ему так: "Сукин сын, ты бомбил нас", - и потом, когда очухаются, ты им добавь следующее: "Желательно встретиться на берегу для обмена боевым опытом".
Глаз прожектора сторожевика стыдливо промолчал. Сигнальщик понял это молчание на свой лад:
- Разве они ответят, товарищ командир? Ведь понимают, что за такие дела на второй год войны, да еще при обмене опытом, обязательно морду им бить станут..."
Валентин Пикуль "Реквием каравану PQ-17"



Я думаю, что такое "дружеский огонь" никому из людей знакомых с военным делом объяснять не надо? Это когда свои же своих обстреливают, бомбят и прочее, принимая их за врага. Свой пост я посвящу не советскому подплаву, а авиации. Точнее поделюсь одной гипотезой, которая "родилась" у меня не далее как вчера.
Все началось с поста уважаемого френда
francis_maks .
http://francis-maks.livejournal.com/321612.html


Сначала я заинтересовался личностью летчика, а потом и частью, в которой он служил. Стал искать информацию, и вот, что нашел в сети.
"Осенью 1940 г. в Смоленске под руководством полкового комиссара П. А. Силантьева начал формироваться 215-й ббап. Весной следующего года он был преобразован в штурмовой авиаполк и его командиром был назначен майор Леонид Давыдович Рейно, эстонец по национальности. Однако при этом полк так и остался в 12-й бад полковника В. И. Аладинского, в состав которой его первоначально включили."
https://www.litmir.co/br/?b=169739&p=9



И-15бис из 3-й эскадрильи 215-го ШАП, аэродром Травники, июнь 1941 г.
22.06.41 г. был в стадии формирования, базировался в Смоленске, Травниках. Имел 15 самолетов И-15бис (из них 1 неисправный) и 10 боеготовых летчиков [1]. По другим данным 26 И-15бис.
Боевые действия полк начал 24.06.41 г., наносил удары по немецким мотомеханизированным и танковым частям в районе Молодечно-Городок-Смиловичи-Борисов.
Выполнив 284 боевых вылетов, полк из-за потерь утратил боеспособность и был выведен в Воронеж для переформирования и обучения на штурмовик Ил-2.
http://allaces.ru/cgi-bin/s2.cgi/sssr/struct/p/shap215.dat

Судя поданным ОБД-Мемориал, самые большие потери авиаполк понес 26 июня 1941-го. Шесть пилотов.

https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=50034258&page=5
https://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=50034258&page=6
Но когда стал изучать сведения о каждом, то выяснил. Дроздов и Куценко в тот день осталоись живы. Вероятно их самолеты были сбиты, а сами они, то ли сев на вынужденную, то ли воспользовавшись парашютом, вернулись в часть.
Дроздов погиб осенью 41-го, А Куценко - летом, 1942-го, ночью попав в грозовой фронт.
И вот когда я выснил вышеупомянутые подробности, я стал припоминать , кажется что-то про И-15 в небе Беларуси в начальный период войны я читал. Но у кого я нашел эту информацию? Встал от компьютера, подошел к книжному шкафу. Так, есть. Раскрыл книгу Симонова "Разные дни войны".

"26 июня 1941 г.

Трасса Минск - Москва восточнее г. Борисов

Через полчаса после того, как я попал сюда, немцы с воздуха обнаружили наше скопление и стали обстреливать лес из пулеметов. Волны самолетов шли одна за другой примерно через каждые двадцать минут.
Мы ложились, прижимаясь головами к тощим деревьям. Лес был редкий, и нас очень удобно было расстреливать с воздуха. Никто друг друга не знал, и при всем желании люди не могли толком ни приказывать, ни подчиняться.
- Хоть бы дождаться темноты, - сказал мне прокурор.
Наконец часа через три над лесом низко прошло звено И-15. Мы вскочили, довольные, что наконец-то появились наши самолеты. Но они полили нас хорошей порцией свинца. Несколько человек рядом со мною было ранено - все в ноги. Как лежали в ряд, так их и пересекла пулеметная очередь.
Мы думали, что это случайность, ошибка, но самолеты развернулись и прошли над лесом во второй и в третий раз. Звезды на их крыльях были прекрасно нам видны. Когда они в третий раз прошли над лесом, кому-то из пулемета удалось сбить один самолет. Туда, где горел этот самолет, на опушку, побежало много народа. Бегавшие туда говорили, что из кабины вытащили труп полу сгоревшего немецкого летчика. "

Каково? Немец? Симонов в комментариях к дневникам, написал вот что.

"Рассказ о вытащенном из кабины нашего истребителя полусгоревшем трупе немецкого летчика сейчас кажется мне маловероятным, хотя сообщения о схожих случаях можно разыскать в архивных документах того времени, например, в приказе начальника штаба 21-й армии от 13 июля 1941 года: «Противник использует захваченные у нас самолеты для действия по нашим частям, бомбардируя и обстреливая с бреющего полета».Тогда я думал, что немцы могли захватить эту тройку наших И-15 и наскоро научить летать на них своих летчиков. Но вряд ли это правда. Немецкие истребители в те дни хозяйничали в воздухе, и посылать немецких летчиков в воздух на самом отсталом типе наших истребителей - И-15 - значило подвергать их совершенно реальной опасности быть тут же сбитыми собственными «мессершмиттами». То, что рассказывали мне люди, вытащившие из кабины полуобгорелый труп якобы немецкого летчика, - просто-напросто отвечало их душевной потребности. Они не могли примириться с тем, что первые увиденные ими за день наши самолеты по ошибке нас же и расстреливали с воздуха. Поверить в это было нестерпимо тяжело - отсюда, наверно, и родилась версия о трупе немецкого летчика."
Константин Симонов "Разные дни войны"



И если принять версию писателя, что наши отступающие по шоссе Минск Москва обстреливали наши же пилоты, то какой части они могли принадлежать? Только 215-й шаб. Конечно, И-15 в авиачастях Красной Армии были не редкость.



На 1 июня 1941 г. в боевом составе ВВС КА имелось следующее количество И-15бис
ВВС Западного Особого военного округа

9-я смешанная авиадивизия
41-й иап: 22/4 И-16, И-15бис, аэ. Белосток,Себурчин

10-я смешанная авиадивизия
74-й шап: 62/2 И-153, И-15бис, аэ. Пружаны

11-я смешанная авиадивизия
122-й иап: 71/11 И-16, И-15бис, аэ. Лида
127-й иап: 72/7 И-153, И-15бис, аэ. Скидель, Лесице

12-я бомбардировочная авиадивизия
215-й бап: 15/1 И-15бис, аэ. Смоленск, Травники

43-я истребительная авиадивизия
160-й иап: 66/5 И-153, И-15бис, аэ. Балбасово, Пронгеевка
http://www.airpages.ru/ru/i15bbp.shtml

К 26 июня 1941г материальная часть 9, 10 и 11-й авиадивизий были или уничтожены или достались немцам. Бой вели 215 и 160 авиаполки. Но последний готовили для борьбы с истребителями противника. А 215-й в условиях военного времени должен был штурмовать вражеские наземные войска.
Так что, рискну высказать предположение. 26 июня 1941-го близ Борисова Симонова и находящихся с ним рядом военнослужащих Красной Армии штурмовали пилоты 215 полка. Один из четырех летчиков, не вернувшихся с вылета в тот день, скорее всего был убит ответным "дружеским" огнем.Это только версия. Но мне она кажется очень убедительной.



Леонид Рейно в кабине ИЛ-2 Осень 1941 г.

И еще. Стоит отдать должное командиру 215 -го бомбардировочного полка. Надо сказать, что боевая судьба оказалась очень благосклонной к комполка - майору Леониду Рейно





Здесь много про него
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=34387.0;wap2

военная литература, Красная Армия, документы из военных архивов, Белоруссия год 41-й, военные воспоминания, авиация

Previous post Next post
Up