Вновь и вновь перелистывая книгу Геннадия Тамбовцева, посвященную 61 стрелковой дивизии, обратил внимание на эпизод, который ранее упускал из виду.
«В это время 61-я стрелковая дивизия находилась ещё на марше. Впереди был 221-й стрелковый полк со 131-м особым истребительно - противотанковым дивизионом. Полк совершил ночной марш до Рогачёва. Рассвет. Совсем не хотелось думать про бои, прекрасная дорога впечатляла. Вдруг впереди, метрах в 500, разгорелся бой. На западе от Зборово на перекрестке дорог отряд гитлеровцев напал на нашу главную походную заставу.
Командир полка подполковник Горелик решил с ходу контратаковать противника. Две красные ракеты взвились. Подразделения полка быстро развернулись в боевом порядке. Пулеметная рота из батальона капитана Щербакова была посажена на быстроходные бронированные тягачи «Комсомолец», которые использовались как танки. В атаку их повел командир дивизиона капитан Егоров. Орудия полковой артиллерии и истребительного артдивизиона открыли огонь прямой наводкой по танкам и огневым точкам противника. Бой был коротким, но жестоким, у деревни Зборово он принял характер ближнего боя.
Бойцы сражались храбро. Потеряв 7 танков и около батальона пехоты, боясь окружения, фашисты спешно начали отходить к Днепру. Командир полка подполковник Горелик был ранен. Командование полком принял командир батальона капитан Щербаков. Чтобы избежать полного уничтожения, противник контратаковал нас слева силою до роты на мотоциклах с тремя танками. Но это ему не помогло. Нашими орудиями танки были подбиты. Левофланговый батальон нанес удар ручными гранатами. Фашисты были смяты. Наши подразделения начали преследовать их.»
(Из воспоминаний командира батареи 221 СП 61 СД Степана Ивановича Марина)
Речь безусловно идет о боевом столкновении с вояками моторизованной группы Ульриха Клеемана. Фраза «бой был коротким, но жестоким, говорит сама за себя». Видно, что потери исчислялись десятками человек, если не больше.
Но, что удивительно - в ОБД-Мемориал фамилии павших в Зборове 5 июля 1941-го, по пальцам пересчитать. До окружения более полумесяца - что за проблемы были с учетом потерь?
И еще Упоминается любопытный момент - «Пулеметная рота из батальона капитана Щербакова была посажена на быстроходные бронированные тягачи «Комсомолец»».
фото отсюда -
http://metalyuga.livejournal.com/59458.html Но вот согласно сведениям материальной базы дивизии, таких тягачей в ней не было. Привожу список.
АВТОМАШИНЫ:
- легковых - 9 шт;
- грузовых - 208 шт;
- специальных - 37 шт;
Трактора - 31 шт;
Мотоциклы - 5 шт;
Танки:
- Т37-38-40 - 7 шт;
Бронемашина - 1 шт;
http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=33297.0 Предполагаю, что тягачами наши воины смогли «разжиться» где-то в Гомеле или по пути к Зборово. Скорее всего «Комсомольцы» им передали для броска к линии фронта, с тем, чтобы потом тягачи были переведены в тыл и возвращены «хозяевам». Впереди воинов 221 стрелкового полка ждало форсирование Днепра и бои за Рогачев. А все-таки любопытно, где захоронены павшие в бою у Зборова? Найти бы их…Кстати не удивился, найдя наградной на Степана Ивановича Марина. Заслужил. И потом судьба его хранила. Всю войну прошел, остался жив.