На месте разгрома штаба 66-го стрелкового полка.

Aug 04, 2015 00:22

Пензенский поисковый отряд «Поиск-Вездеход» благодарит за помощь оказанную в проведении Международной Вахты памяти 2015 министерство обороны республики Беларусь.
Управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн республики Беларусь
52 специализированный поисковый батальон - его солдат и офицеров.
Жителей сел Заполье, Хомичи, Костяшово и Виричев.
И отдельная, сердечная благодарность нашим постоянным преданным делу поиска друзьям Андрею Шевченко и Борису. Благодаря их дельным советам и грамотно составленным документам мы смогли многого добиться.



В журнале боевых действий 52-й пехотной дивизии вермахта про разгром штаба 66-го стрелкового полка 61 дивизии не сказано ровным счетом ничего. Обычные строки - атаковали, выбили. Да вот, сами прочтите.
«16 июля 1941 г.
…18.30 - 19.00 - радиоразговор с 181 пп: в 17.40 полк занял Веричев, закрепился на рубеже Маньки.
19.30 - Оперативная задача для дивизии на 16.07 - Дивизии оставаться западнее Друти и совместно с 255 пд готовить фланговый удар.
19.40 - сообщение от 152 артполка: из 2-го дивизиона сообщают о пехоте в Веричеве. Огнем обеспечивает 4-й дивизион артполка.Контакты и наблюдение установлены.
22.30 - 181 пп докладывает: Маньки взяты. Наступление приостановлено. Требуется поддержка артогнем.»
( перевод осуществил Александр Климович.)



Словом все лаконично и просто. О том, что случилось в нескольких километрах от Виричева, мы узналипо воспоминаниям Владимира Тихоновича Пуганова. В июле 1941 старший лейтенант Пуганов занимал должность помощника начальника штаба 66 СП.



“На исходе дня, после тяжелого боя в районе деревни Маньки (под Рогачевом), командный пункт и штаб 66 СП со стороны неприкрытого правого фланга, оказался окруженным. Командиры, политработники и начальники служб полка вынуждены были отстреливаться из личного оружия, пистолетов (автоматов тогда у нас не было). Сквозь пыль, поднятую от разрыва мин, видно было вздыбленных лошадей и фигуры стреляющих людей, но вскоре все стихло. После этого рокового случая не стало в полку командира полка майора Пронина, начальника штаба полка Азанова”.В частности, капитан Васин (исполняющий обязанности начальника штаба полка 66-й СП), сумел вывести из этого окружения большую группу красноармейцев и командиров. Проявил героизм в этом окружении наш пензенец, старший лейтенант, командир батальона Виктор Козлов (ул. Куйбышева, г. Пенза). Он собрал вокруг себя большую группу красноармейцев и повел их за собой не туда, где было тише, где вроде бы легче было выйти из окружения, а наоборот, он поставил своей целью боем обеспечить этот выход и вступил в неравный бой с наиболее угрожающей группой фашистов-автоматчиков. Когда кольцо окружения разорвали, в том же направлении пошли другие группы. Таким образом, пренебрегая своей жизнью, он обеспечил выход своим товарищам-пензенцам, но сам Козлов из окружения не вышел, и что с ним стало, неизвестно никому. В этом неравном бою погибли: вновь назначенный командир 66-го полка, полковник т. Плющ, помощник начальника штаба по разведке, лейтенант Михаил Бовин (ул. Баумана, г. Пенза). “Раненые в этом бою были сосредоточены в небольшом овражке, поросшем кустарником и, в приказном порядке, с ними была оставлена медсестра Надя, несмотря на ее мольбу и слезы, Что с ними стало, неизвестно, можно предположить самое худшее, ведь немцы раненым помощи не оказывали. Не вышли из окружения врач, т. Оленников, капитан Бефани, капитан Семенов и многие, многие другие. Их судьба тоже осталась загадкой”.



Год назад мы отыскали в районе урочища Маньки останки красноармейца Ванина. Но где погибли командиры полка? Этим вопросом мы задались давно. И мы хотели найти то самое место.



Мы понимали, что штаб полка это не батальон. Десятка два командиров и подчиненных максимум. Ну еще комендантский взвод.



Нам представлялось, что интересующая нас территория должна быть небольшой. Мы долго ходили по вырубке Маньковского леса. Во многих местах она заросла зверобоем.



Нашли то самое место, где в 2013 откопали останки минометчиков из 6-го минбата. Наконец наткнулись на орешник, про который говорила бухгалтер администрации села Заполье. Тщательно его прочесали и с «легким» металлоискателем и «глубинником». Безрезультатно.



И тут, хорошим гостям всегда рады - к нам заехал уже упоминавшийся в предыдущем посте Борис.
------------------Ищете сынки??? ------------
---------------Ищем, но пока все безрезультатно!----------------
Борис, который видимо никуда не спешил, принялся делиться воспоминаниями из своей молодости. Как с приятелями, вооружившись щупами, лазали по траншеям.
---Били в землю наугад. Зазвенит, копаем. Иногда трошки, что и находили!----Приближалось обеденное время, и мы решили перекусить. Предложили потрапезничать и Борису.



Мы разожгли небольшой костерок - согрели тушенки. Он побыл с нами еще немного, а потом уехал. А мы стали совещаться. Уходим в лагерь или попытаемся счастья в Маньковском лесу? Нам предстояло найти иголку в сене, иначе и не скажешь. Но мы очень хотели ее отыскать.



Мы долго кружили по лесу. Чертыхаясь, вспоминали недобрым словом Пуганова.
---Нет, ну выжил мужик в войну! Плен прошел! Казалось бы, приехай после войны сюда, поинтересуйся, что с боевыми друзьями стало??!! Ничего подобного!-----



«Металлики» молчали. Попалась глубокая траншея из 1944-го. Это дело рук немцев. Но вот следов стрелковых ячеек из 41-го не было и в помине.



И вдруг, ох как мы любим это вдруг - прибор взвыл. Копнули. Настрел. Еще и еще. И много.
---------------------Это МГ. С него настрел! Гильзы гляньте!---------



Гильзы были довоенные. Итак, здесь в июле 41-го немцы «шмаляли» по нашим и довольно упорно. Значит, схватка была ожесточенной? Еще год назад, я бы не отказался от такого хорошо пережившего семь десятилетий сувенира. Сейчас же мне было не до металла войны. Мы горели желанием найти солдат.
Наша немногочисленная группа еще долго исследовала лес. Было хорошо видно - до нас тут кто-то копал. Но мы были упорны. Мы верили в свою удачу.



В траве увидел диск от Дегтярева. Приподнял, а под ним засуетились муравьи. Вот те на - из диска насекомые сделали себе дом. Несколько раз мы выходили из Маньковского леса на опушку и вновь возвращались в него. Но и у физических сил бывает предел. В какой-то момент я не выдержал.
-----------------Слушай Костя, у тебя что. Внутри моторчик какой-то есть??------
А он, безмятежно куда-то вдаль заметил - Я бы и в Виричев сходил!!------
Я только охнул. Закалка у моего друга была, что надо! Походили еще немного. В одной из заплывших траншей нашли странные полоски. Может детали от аккумулятора? Я решил взять их с собой.- может в лагере, кто подскажет, что это.
Решили возвращаться. Уже был виден мост через Добрицу, когда Костя свернул в сторону
-------------Пойду, еще похожу, поищу!------------
Да, энергии, азарта поиска ему было не занимать. Тем же вечером, к нам в лагерь приехали наши знакомые из Рогачева. Суть да дело, говорили о том, где кто, когда копал. А потом я вспомнил про найденные мною полоски и принес их. Гость сразу оживился.
-----А вы знаете, что нашли?? Это ж от бумажных патронных лент к станковому пулемету «Максим» !!!----
Мы с Костей переглянулись. Теперь мы знали, где стоит провести более тщательный поиск. Попасть в те места нашим удалось только через пару дней. Я присутствовал при эксгумации красноармейцев у Костяшово. А Костя собрав свою группу ушел на Маньки.
Тем вечером, я уже сидел у костра, когда появился Кривулин и его команда. Я глянул на парней - они были измотаны. Неудивительно, подумалось мне, Костя умеет задать темп!
Подойдя к нему, я оказался под градом фраз.
---Там был штаб! Понимаешь?? Там точно был штаб!!!! Я теперь там могу экскурсии водить - как все это было!! Помнишь, мы настрел от МГ нашли?? Я еще два нашел, только без лент!!! Там жуткое «месилово» было! Крепко гансы наших зажали!----
Вернувшиеся с поиска рассказали, что нашли и стрелковые ячейки 41-го, - так, отделения на полтора бойцов, - наверное, комендантский взвод, предположил я. Конечно, откопали и настрел от наших Мосинок. А еще подковы. Помните, в воспоминаниях Пуганова упоминались и лошади? Костя упомянул, что нашел следы нашего блиндажа - его только начали копать. По его мнению, много наших бойцов осталось лежать тогда в ячейках, но их уже достали и перезахоронили. Возможно в середине 50-х. Мне показали горсть ржавых патронов от нагана. Такое впечатление, что кто-то, взяв наган тут же, на месте вытащил и бросил на землю все патроны. Вот так закончился тот день. Увы, мы нашли штаб, но останков бойцов не было. В последнее воскресенье Вахты, уже под вечер мы с Костей вновь отправились на Маньки. Он долго водил меня по лесным тропинкам, мы кружили вдоль опушки и вновь ныряли в лес. Наконец мы вышли на небольшую поляну. Стрелковые ячейки. Они хорошо угадывались в лесной траве. Костя включил «металлик» и принялся «прозванивать» землю.



Мы отмахали от лагеря несколько километров, и сразу, без привала, вновь поиск?! Да. Выдержки «передовику» нашего отряда было не занимать. Мы ходили, услышав сигнал останавливались и копали. Очередной звук показал наличие цветмета.
----------------------Может ложка?--------------------
----------------------Сейчас посмотрим!!!-----------------
Так мы нашли медаль. На колодке, когда мы ее нашли, даже остатки материи были. Медаль! «За боевые заслуги» И номер № 603.





И гадать было не нужно - ее хозяин мог заслужить ее либо на Халхин-Голе, ли на финской. Дальнейший поиск был немедленно свернут. Мы возвращались в лагерь. Мы ног не чуяли под собой. Вот это удача!



Награду отдали Ларисе Казаковой и она немедленно связалась с офицером 52-го батальона, который курировал нас. Была достигнута договоренность, что в понедельник мы передадим медаль представителю воинской части. Так мы и поступили.
А работа по установлению имени воина, которому принадлежала медаль, началась сразу и продолжилась по возвращению в Пензу.
На форуме сайта «Солдат юру» нам сообщили, что хозяин «нашей награды» скорее всего, был награжден за бои на озере Хасан. Когда мы узнаем, кому принадлежала медаль - я напишу об этом.
И еще. Знаете почему нам удалось отыскать медаль? Потому что мы искали что-то подобное.
Потому что мы поверили старшему лейтенанту Пуганову. То, о чем о написал - оказалось правдой.

награда, Беларусь, 61-я стрелковая дивизия (1ф), поиск, поисковики - особые люди, Маньки, "Поиск-Вездеход"

Previous post Next post
Up