Британское спасатели установили новый мировой рекорд. Еще никому не удавалось поднять подводный клад с пятикилометровой глубины. Компания Deep Ocean Search (DOS), специализирующаяся на поисках подводных кладов, подняла несколько десятков тонн серебряных монет со дна Атлантического океана.
Стоимость серебряных монет, поднятых с затонувшего британского парохода «Каир», оценивается примерно
в 50 млн. долларов. Особую значимость этой спасательной операции придает рекордная глубина. Судно, потопленное 4 ноября 1942 года немецкой подводной лодкой в 480 милях (860 км) к югу от острова Святой Елены, лежит на глубине св. 5 километров.
Это на 1300 метров глубже «Титаника». «Каир» вез из Бомбея в Англию вместе с пассажирами 100 тонн серебряных монет в 2 тыс. черных ящиках.
"Хвостовик" от немецкой топеды
Немецкая субмарина U-68 выпустила одну торпеду по медленно двигающейся цели. Прежде чем нанести последний смертельный удар, немецкие моряки выждали 20 минут и позволили пассажирам и команде «Каира» сесть на шлюпки и покинуть корабль.
Kapitän zur See Karl-Friedrich Merten
Капитан подлодки Карл-Фридрих Мертен затем приблизился к шлюпкам и заявил пассажирам и членам команды «Каира» на безупречном английском языке: «Спокойной ночи, господа! Извините, что мы вас потопили».
На «Каире» находились 302 человека. В шлюпки спустились 296. Однако 104 из них погибли от голода и жажды, потому что их заметил проходивший мимо корабль лишь спустя три недели.
Ценный груз, состоявший из серебряных индийских рупий и принадлежавший британскому Адмиралтейству, считался навсегда утраченным. Команда спасателей во главе Джоном Кингсфордом сумела обнаружить затонувшее судно при помощи мощного спасательного корабля, оборудованного локаторами и роботами.
«Каир» удалось найти с первой же попытки. Робот передал первые снимки корабля, переломившегося на две части и зарывшегося в ил на глубине 5150 метров. Когда на спасательном судне «Джон Летбридж» увидели на фотографиях монеты с британской короной, последние сомнения в том, что знаменитый «Каир» найден, отпали.
Министерство транспорта Великобритании разрешило спасательной компании DOS поднять ценный груз. Конечно, огромная глубина значительно осложнила подъем серебра. Раньше спасателям не приходилось работать на глубинах, превышающих 3-4 тыс. метров. Многие системы под действием высокого давления и других факторов неоднократно выходили из строя. Тем не менее, львиная часть монет удалось поднять на поверхность.
Покидая «Каир» теперь, наверное, уже навсегда, спасатели оставили на дне океана мемориальную доску с вычеканенными на ней словами: «Мы пришли сюда, преисполненные уважением!»
http://expert.ru/http://www.bbc.com/http://www.dailymail.co.uk/http://www.businessinsider.com/http://foto6x7.livejournal.com/88507.html Click to view
U-68 - большая океанская немецкая подводная лодка типа IX - C. Введена в строй 11 февраля 1941 г.
Входила во Вторую флотилию..
март 1942 г. Потопление корабля SS "Baluchistan" (Белуджистан?)
Совершила 10 боевых походов, потопила 32 судна (197 453 брт), повредила 1 судно (545 брт).
U-68 возвращается в гавань из боевого похода Апрель 1942 г.
Погибла 10 апреля 1944 года у острова Мадейра была потоплена глубинными бомбами сброшенными с американского эсминца "Гуадалканал". Погибло 56 человек, один выжил.
( Из Википедии)