Мальцев, Спиноза и Бог

Jun 17, 2016 19:38

Или Бог, Спиноза и Мальцев. Это кому как нравится. Вашему вниманию представляется небольшой фрагмент, где Мальцев рассказывает о Боге и, в частности, упоминает размышления Спинозы, построенные на понятии субстанции, то есть чего-то, что имеет причины своего существования в самом себе.

image Click to view



По независимому письменному источнику, доступному в интернетах, где все правда, Спиноза сказал: «Под Богом я разумею существо бесконечное, т. е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность». То есть, Мальцев процитировал достаточно правильно. Вопрос только один. Зачем ему это помнить?

Бенедикт Спиноза (рожд. Барух Спиноза, ивр. ברוך שפינוזה; лат. Benedictus de Spinoza; 24 ноября 1632 года, Амстердам - 21 февраля 1677 года, Гаага) - нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени - человек, конечно, выдающийся. Но надо понимать, что для своего времени. Если посмотреть на окружающие науки и знания, вроде медицины или химии, то трудно ожидать особого развития. Поэтому и в философии, тем более если понимать под философией то, что теперь называют философией в титуловании Ph.D. - доктор философии - искать последнего слова, видимо, не стоит. Это общее свойство науки - уточнять наше знание о мире, не будучи при этом застрахованными от захождений в тупики вроде теплородов и зарождения мух в мясе (живого из неживого).

Проблема Спинозы в том, что он изначально искал описание того, что есть Бог, в идеальной философии. Аристотель, возможно, одобрил бы. Но философия Спинозы не висела в воздухе, подобно как и Дарвин не взялся на пустом месте. Субстанция - это мир или природа в самом общем смысле. Субстанция одна, так как две субстанции ограничивали бы друг друга, что несовместимо с бесконечностью, присущей субстанции. Любая «конечная» вещь (конкретный человек, цветок, камень) является ограниченной частью этой бесконечной субстанции, её модификацией, её модусом, её проявлением. Это положение Спинозы направлено против Декарта, утверждавшего существование сотворенных субстанций наряду с субстанцией их Творца. Таким образом он соединил, видимо, умозрительную абстракцию и конкретные вещи. И, видимо, сделал это неправильно. По крайней мере, я не вижу, как он осужествляет онтологический переход от идеального к материальному в своей метафизике.

Позже в ролике неизвестный зритель через чат(?) заметил Мальцеву, что "Спиноза - дурак. Бог - это мы все",- чем изрядно повеселил ведущего и его товарищей по эфиру. Наверное, неправильно было называть Спинозу дураком, но очевидно, что искать Бога надо не под фонарем идеализма, но и не отрицать его под фонарем материализма. Наука может найти Бога лишь в реальной действительности, пусть он и не попадет под идеальные требования старых представлений. Но в мире нет ничего идеального. Даже атом оказался обманом, в том смысле, что взял - и разделился, не сообразуясь с нашими представлениями и тем, что мы к части материи применили такое название (атом - от др.-греч. ἄτομος - неделимый, неразрезаемый).

Таким образом, простота атома в пердставлениях древних, будучи перенесена в реальный физический мир, исчезла. Бога тоже представляют простым, также как и человеческую душу. По крайней мере, есть такие предположения, выраженные в некоторых литературных памятниках. Но бурная реакция на замечание, что «Бог - это мы все», вообще говоря, даже с православной точки зрения непонятна. Не в том смысле, что грешно смеяться над убогими, к которым относится зритель. А в том, что он, может быть, того не осознавая, процитировал Писание, где говорится устами Псалмопевца «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы» (Пс.81:6). Пятница, конец передачи, всем весело. Но идея же интересная.

Конечно, если понимать под Богом идеальное существо, как Спиноза, то переход от Бога к богам тоже будет непонятен, но тут важно, что Бог люди не по отдельности, а во всей своей совокупности. И в человеке его физическая составляющая в Бога не входит, а лишь метафизическая - то есть знания и слова, те же идеи. Но не идеальные идеи, всевозможные, а те, которыми владеет человечество. Мы оставим в стороне знания дельфинов и прочих животных, но ничто не мешает учитывать и их, если они есть.

А сейчас пора прощаться. Время совершить что-нибудь гадкое. Например, создать пару Земель.

image Click to view



Мальцев, философия, информа, холивары

Previous post Next post
Up