Что такое сознание?

May 08, 2016 23:21

Насмотрелся сегодня Татьяны Владимировны Черниговской, человека и биолога. Лекций пять или шесть осилил. Интересно невероятно. Но непонятно. Непонятно не о чем лекции, а что теперь делать? И чем они, собственно, занимаются. Такое ощущение, что бьют баклуши. Потому что задают совершенно детские вопросы, что такое сознание. На которые, если попытаться, ответить не так сложно, как это им кажется.

Можно погуглить, почитать толковый словарь, но не буду. Зачем мешать своему мозгу найти правильное решение, подсовывая ему заведомо неправильные. Предоставим ему возможность бродить, где ему вздумается.

Ответим сначала на вопрос, существует ли сознание в природе? И ответим, что до нашего знания о нем оно не существует. Мы его в себе пробуждаем. Причем, лучше всего мы его как раз пробуждаем не в себе, а в других. Знаем, что оно есть, нас этому научили. Видим, что в объекте обучения его нет. Ну совсем несознательное существо попалось. И всячески начинаем в нем это сознание будить.

Существо, разумеется, упирается и сознательным становиться не желает. Если это собака, то может и тяпнуть, а кот еще и морду когтями исполосует. Природа противится пробуждению в ней сознания. Но хорошо зафиксированный детеныш хомо сапиенса или связанная социальными конвенциями взрослая особь так легко от нас не избавятся и сознание в них возникнет. Либо истинное, либо его искусная имитация, удовлетворяющая нас. Что, по сути, одно и то же. Потому что человек узнает, что его сознание настоящее по тому, что оно находит признание общества. Или становится непризнанным гением, куда ему и дорога.

Чтобы яснее понять, что есть сознание, проще пойти от противного, то есть от несознания. Как свойство человека это будет несознательность, а как действие - «несознанка». У детей это сплошь и рядом. «Кто это сделал»,- спросишь их. «Это не я»,- ответят они. И вот что с ними делать? Только будить сознание!

image Click to view



Итак, несознание - это просто непризнание, что какое-то действие совершил ты сам. Это чисто филологическая вещь. Возможны сложные случаи, когда во внешней речи «это не я», а во внутренней человек говорит сам себе «вот вам». Тогда внутри он сознателен, а для внешнего собеседника, особенно свидетеля - что-то невообразимое, с чем он не знает, что делать. «Это временная невменяемость, обман, речь сумасшедшего?» В этих предположениях мы смешали характиристики речи и сознания, не высказали все варианты, но никто не обязан мыслить по законам аристотелевской логики. Можно считать это капризом. И это еще не говоря о том, что внутреннее осознание может быть на разных уровнях. Например, подсознательное или сверхсознательное. Что такое последнее - я и сам не знаю. Что-то. Можете придумать сами. Люди вообще изобретательны в придумывании реальности под разные, даже искуственно или ошибочно сконструированные слова. Будь это слово «минотавр» или словосочетание «подпоручик Киже».

Может быть, наша мысль - это всего лишь жонглирование выученными словосочетаниями, без конструктивной цели. В школе - ради оценок и признания взрослых. Как вариант - чтобы взрослые не ругали. Скажу, что понимаю, а в резервации ментальной проговорю про себя, по примеру Сократа, что понимаю лишь только то единственно, что ничего не понимаю и, собственно, в данном случае именно это и имею в виду. После школы - для получения денег и женщин. Если это экономически оплачиваемая тактика, то, придерживаясь ее, вполне можно жить, не привлекая особого внимания, будучи «как все». И выживать. И давать потомство, которое с большой вероятностью будет избирать ту же тактику. Что в этом плохого?

Таким образом, что там внутри, не понятно, поэтому ограничимся рассмотрением сознательности внешней. Как помочь человеку проявить социальную сознательность. Отечественные юристы-проктологи успешно применяют свечи, изготовленные из стеклотары. Кто бы мог подумать, что на высшую нервную деятельность подействует стимуляция нервных окончаний с обратной стороны туловища!? Но, если быть серьезным, то удивлять это не должно. Многие признанные психиатрические процедуры тоже имеют свойство карательно-воспитательных. Они мотивируют к тому, чтобы человек ради избавления от мучительных процедур вроде электрошока, холодных обертываний или инсулиновой комы, отказался регистрировать в своем сознании индивидуальные особенности в пользу общественно допустимого образа мышления.

Наверное, отчасти и поэтому психические заболевания включают сразу комплекс неприятных сосотояний, вроде депрессии. Просто в комплекс к самой особенности примешиваются мысли о выпадении из общества, неполноценности, а также предвзятое отношение, часто хамское, со стороны медработников разного уровня, предательство родных, выбирающих сторону «общества», из которого они тоже боятся выпасть и так далее. Причем, скорее всего, это не сознательный выбор, а практически закон, вступающий в игру тогда и там, когда и где общественные связи становятся для выживания более важными, чем семейные. Ничего личного, только биология.

По примеру того, как наблюдаемый сейчас и здесь (уже долгое время, конечно) переход от семейной мотивации к мотивации общественной, привел к появлению общественного сознания, как декларируемых в обществе норм поведения, обязательных для всех, что-то подобное, можно предположить, произошло и при усилении в популяции хомо (не обязательно сапиенс, да и вообще это разделение условно и лишь позволяет уточнить, о чем речь) семейного аспекта в противовес индивидуальному. Если ты долгое время беспомощен, то чтобы другие заботились о тебе, нужно, чтобы ты им нравился. Пока ты бездеятелен это легко. А вот когда начинаешь приносить вред и беспокойство, просто потому что ты другое существо, но примерно на той же территории? Надо как-то уживаться. Кто не ужился, тех пещерные медведи съели. Потом образ медведя трансформировался в Бабайку, но по-прежнему действует. Токлько иногда Бабайка действительно начинает приходить и доставлять дополнительные неудобства. Либо тем, что берет на себя вину, либо, наоборот, для наказания. Но зато «сознание проснулось», ура!

В итоге, можно склониться к мысли, что сознание - это не функция мозга или чего-то такого в человеке. Это общественный феномен. И разбирать его следует в социальной психологии, как продукт и эволюционнный механизм межличностных связей. Что бы мы под личностью не понимали, если понимали бы что-то вообще.

психиатрия, социум, философия, сумасшедчина, опус, юмор

Previous post Next post
Up