Старица - Торжок.

Jan 19, 2009 16:46


Из цикла "На Колёсах". 23 - 24 июня 2006г. Команда: zightsev, d_watson.


Перенесено из моего предыдущего журнала.


По укатанной просёлочной дороге, оглашая окрестности воспеваниями алкогольных подвигов беспечного русского бродяги в исполнении Борис Борисыча, мчались мы в сторону города Старица, и облако пыли, вырывавшееся из-под колёс нашей машины, застилало живописный пейзаж в зеркале заднего вида. По обочинам цвел иван-чай, и, насколько хватало глаз, простирались среднерусские равнины, перемежающиеся перелесками и берёзовыми рощицами - стопроцентным воплощением образа Родины, воспетого теми, кто тоскует по ней на чужбине. Наша же грусть улетучивалась по мере удаления от эпицентра дел и тревог, а осознание скоротечности поездки делало эйфорию беззаботности особенно разухабистой.






В городе, на центральной площади которого установлен памятник отнюдь не вождю, и не основателю города, а простой старушке, оказались мы, сами того не заметив. То ли проскочили указатель, то ли не было его вовсе, так и просквозили бы через весь город, не упрись мы в т-образный перекресток, сразу за которым мы встретили первую достопримечательность Старицы - церковь Илии Пророка. Надо заметить, что несмотря на обилие культовых построек в Старице, этот храм на сегодняшний день остается пока единственным действующим и используемым по назначению.

Город Старица довольно велик - за час пешком не обойдешь и всю красоту не увидишь. Размышления наши о возможном ночлеге здесь с утренним переездом в Торжок были прерваны въездом на центральную площадь, где и расположена единственная в черте города гостиница «Волга». Мы не избалованы и не привередливы в части условий проживания, однако, оглядев этот странноприимный дом снаружи, решили всё-таки ночевать в Торжке. Не хочу сказать ни единого дурного слова об этой гостинице, просто появилось ощущение, что нам сегодня надо в Торжок.





Переехав по мосту через великую русскую реку, мы дали отдохнуть средству передвижения, и вышли на прогулку. От стен церкви Рождества Богородицы, где сейчас располагается какая-то коммунальная служба, открывается чудесный вид на Успенский монастырь, реставрирующийся уже в течение последних нескольких лет. Запечатлев на пленку сии красоты, мы двинулись вдоль Волги в сторону церкви Николая Чудотворца, то и дело встречая шедшую навстречу обгоревшую старицкую молодежь, дорвавшуюся до первого в этом году по-настоящему летнего солнца и спиртных напитков.

В той стороне Старицы, где находится городской сад, внимания, помимо Никольского храма, заслуживает, разве что, памятник Ленину, да здание городской бани, что в Аптекарском переулке, с прелюбопытнейшим режимом работы - только в выходные дни по утрам. То есть, усталый старицкий рабочий после напряженного трудового дня в баньку не сходит. До руин Воскресенской церкви мы не добрались по совершенно прозаичной причине - их издали не видно, а о существовании этого объекта информация у нас отсутствовала.





Возвращаясь к автомобилю, мы поднялись в Новое Городище, где обозрели окрестности в целом и Рождественскую церковь в частности с, пожалуй, самой верхней точки городского ландшафта. На этом месте прогулки по Старице у нас закончилась цветная фотоплёнка, и, ругая себя за непредусмотрительность, я в этот красочный и яркий летний вечер зарядил свой Никон черно-белой. Не могу сказать, что отчет о поездке от этого сильно пострадал, но, к примеру, Борисоглебская церковь с колокольней и окружающими её соснами в цвете выглядит совсем по-другому.





По одному из подлых законов, властвующих над этим миром, в двухстах метрах от места парковки мы обнаружили почтовое отделение, где продавалась плёнка в широчайшем ассортименте. Пополнив свои запасы, мы двинулись в сторону города Торжок, твердо решив останавливаться по пути во всех мало-мальски примечательных местах, благо время до захода солнца позволяло, с целью дощёлкать черно-белую плёнку и фотографировать Торжок уже в цвете.

На выезде из Старицы был таки обнаружен указатель с названием этого города, и фотография 
d_watsonна фоне этой таблички стала не только вкладом в истребление запаса чёрно-белых кадров, но и лишним подтверждением прекрасно проведенного нами времени в Старице. Впереди у нас были пушкинские места и стадесятикилометровый путь до Торжка.



Первым пунктом, где мы не только сделали остановку, но и позволили себе уклониться от генеральной линии, была деревня Братково, сама по себе примечательная, но в пяти километрах правее находится просто уникальное место, аналогов которому в России найдется, пожалуй, лишь два. Вернее, один оригинал и две копии, считая вышеуказанное место, а именно, усадьбу Полторацких Красное.
Сама усадьба полуразрушена и интереса к себе не вызвала, а вот храм при ней… Честно говоря, ощущение от увиденной церкви Преображения Господня можно классифицировать, как дежавю, или как культурный шок. Признаюсь сразу, что мы не были знакомы с историей этих мест до поездки, впоследствии, конечно, изучение различных ресурсов расставило всё по порядку в наших головах, но поначалу мы оторопели. В глухой деревне, в непролазной глуши, купаясь в ароматах прелого сена и навоза, перед нами стоял… Чесменский Собор Санкт-Петербурга. Вокруг этого выдающегося псевдоготического сооружения, авторство которого принадлежит соратнику Растрелли, незаурядному и самобытному архитектору Ю. М. Фельтену, мирно паслись индюки и живописно заваливалась набок столетняя загородка. Историческая справка, которую мы почерпнули из многочисленных источников, в частности, из Народного Каталога Православной Архитектуры, в сухом остатке даёт следующую информацию:

Преображенская церковь, построенная Полторацкими в своей усадьбе в 1790 году, - авторское повторение знаменитой церкви Чесменского дворца (1777-1780), возведенной по проекту известного русского зодчего Ю. М. Фельтена близ Петербурга, Еще одна аналогичная постройка появилась в усадьбе А. Д. Ланского в селе Посадниково Псковской губернии. Создание трех одинаковых сооружений по одному проекту свидетельствует о высокой оценке авторского замысла современниками. Постройка - одно из редчайших на Тверской земле псевдоготических сооружений XVIII века.





В деревню Братково возвращались медленно, задумчиво, по дороге местного значения, в условиях плотного траффика, образованного облупившимися УАЗиками и непонятно как еще на ладан дышащими автомобилями советского производства. Сама деревенька Братково выделяется находящимся в плачевном состоянии зданием церкви Спаса Преображения.
 


Следующий привал был в самом, что ни на есть пушкинском местечке - деревне Берново. Архитектурная достопримечательность - храм Успения Пресвятой Богородицы, охраняемый государством еще с советских времен, природная - брод в речке Тьма (мы, правда, решили, что ещё не "время перейти эту реку вброд"), главный представитель фауны - кот, охотно позировавший перед объективом, но, к сожалению, неразговорчивый, поэтому выяснить его родственные отношения с тем котом учёным, что сказки говорил, когда налево ходил, нам не удалось.





Далее была деревня Глухово, где когда-то находилась усадьба Ртищевых, от которой мало, что осталось, деревня Млевичи с заброшенной, и находящейся в совершенно непристойном состоянии церковью Иконы Божией Матери Знамение, и населённый пункт с говорящим названием Грузины. Тоже, скажу я вам, своеобразная загадка, ибо, мало того, что село весьма старое и застроенное типовыми каменными домиками образца позапрошлого века, так ещё и направление этого села в городе Торожок обозначает Грузинская улица.









В Торжок въезжали в десятом часу вечера и еле успевали замечать места, обязательные к посещению на следующий день.


К гостиничному комплексу «Тверца», куда дозвонились по дороге и забронировали номер, мы подкатились в состоянии крайней усталости и животного голода. Из распахнутых дверей ресторана при отеле доносилась громкая музыка, крики и прочие звуки безудержного веселья. Исходя из количества автомобилей у входа и обилия нарядных гостей, представлявших, в основном, два возрастных поколения, логично было сделать предположение о свадьбе, и я стал искать глазами главный атрибут торжества - невесту. Неладное я почувствовал, когда мой счетчик невестоподобных барышень перевалил за второй десяток… Страшная догадка, промелькнувшая в голове, словно обухом ударила по оной и перечеркнула все наши надежды на ужин и спокойную ночь перед осмотром города. Выпускной вечер! Нас волновало не столько то, что сомнительная радость окончания детства будет выплескиваться с шумом и грохотом на улицы города до самого утра, сколько то, что все без исключения, и без того немногочисленные, городские заведения общепита закрыты на спецобслуживание. Надежды на горячий ужин потерпели оглушительное фиаско, и мы, не питая лишних иллюзий, отправились на поиски продуктового магазина, работающего в пятницу в столь поздний час.




В награду за свои мытарства мы получили нехитрую снедь, добрая треть которой была сразу по возвращении в гостиничный номер отправлена в мусорку, поскольку источала запахи, несовместимые с правильным пищеварением. Продезинфицировав организмы изнутри после принятия сомнительной по виду и содержанию пищи, вышли мы на ночную набережную, заполненную вчерашними школьниками, и сделали вывод о том, что река Тверца «выглядит зашибца».




Не хуже она выглядела и наутро. В тихих водах купались отражения многочисленных храмов, полоскалось бельё, и плескались юные жители Торжка. Идиллическая картина субботнего утра постепенно сменялась наступавшим ленивым днём, придавленным маревом тридцатитрёхградусной жары. Яркие дополуденные краски блекли, уступая место белёсым, словно раскалённым, небесам и сливающимися с этим фоном тусклыми стенами церквей.

Короткими (чуть не написал «перебежками») переездами из тени в тень перемещались мы по городским достопримечательным местам на машине с включенным на всю катушку кондиционером, выходя всякий раз, когда нам встречалось что-то любопытное, и эти контрастные воздушные ванны пусть и были приятны, но привели к необходимости покупки в аптеке одноразовых носовых платков и средства от простуды.

Я намеренно не пишу о многочисленных архитектурных памятниках православия в городе Торжок. Подробное и профессиональное описание этих построек можно найти на сайте города. Скажу лишь о том, что в настоящий момент в Торжке после сноса 14 храмов в советские времена осталось 22 церковных постройки (из них 5 действующих). Из 17 закрытых 8 пустуют, в остальных располагается всё, что угодно - от швейной фабрики на территории бывшего Воскресенского девичьего монастыря, до школы бокса в Ильинской церкви. Для усугубления этой печальной статистики приведу список построек действующего Борисоглебского монастыря:
Борисоглебский собор (не действует);
Введенская церковь (вновь действует с 1998г.);
Церковь во имя Нерукотворного образа всемилостивого Спаса с колокольней над Святыми воротами (не действует);
Входо-Иерусалимская церковь (не действует);
Настоятельский корпус (руина)… И так далее…

 



Пулемётные гнёзда, которыми была оборудована во время войны каменная Вознесенская церковь, вызывают вполне определённые чувства, но этому можно найти понятное и оправданное объяснение. Будущее же отечественного бокса, кажется, можно тренировать в любом из имеющихся в городе спортивных комплексов.






Покидали Торжок, не увидев многого. Трёх часов самостоятельной экскурсии оказалось явно недостаточно для того, чтобы претендовать на подробное ознакомление с городом. Придется приехать ещё, благо этот город - один из красивейших не только в Тверской области. Вот только ехать по Ленинградке не стоит - у тверских ГАИшников расценки пусть и ниже московских, зато они сами гораздо злее…

И напоследок, в качестве полезной информации - карта центральной части города Торжок:



На колёсах, Собирательство линзой

Previous post Next post
Up