Орсе - от вокзала к музею

Jan 15, 2009 11:12



Музей Орсе был открыт в 1986 году в реконструированном здании бывшего железнодорожного вокзала, созданного Виктором Лалу в начале двадцатого века. В нем собраны работы, относящиеся к периоду с 1848 по 1914 год. Таким образом, музейная коллекция является связующим звеном между экспозициями Лувра и Центра Жоржа Помпиду.
Музей Орсе имеет длинную предысторию. За период с 1782 по 1788 год, незастроенный район Парижа, где суждено было появиться вокзалу Орсе, полностью меняется, а с появлением отеля «де Салм» становится одним из любимых мест французской аристократии.
В 1810 году Наполеон решает построить здесь здание министерства иностранных дел, в котором впоследствии размещались контрольно-ревизионное управление и государственный совет. Огромное здание, похожее на римский дворец.

Во время кровавых событий 24 мая 1871 года здание было уничтожено огнем и оставалось в руинах до 1898 года. Из оранжерей соседних особняков сюда попадали семена экзотических растений, и в результате вокруг вырос удивительный сад. Этот сад так описан в одном из парижских журналов за 1888 год: «На входе в сожженное здание, мои друзья остановились, изумленно глядя на растительность, покрывшую все вокруг всего за каких-то 17 лет: заросли ежевики непроницаемые даже для света, мох, покрывающий пилястры, пучки выбивающейся из трещин густой травы. Импровизированный девственный лес, чьи корни взломали плиты пола и разрушили камень лестниц, сделав эти современные останки похожими на прекрасные античные руины». В течение долгого времени оставалась неясной судьба старого дворца: будет ли здание восстановлено и возвращено к жизни? На этом месте предполагали построить музей декоративного искусства, для которого в 1880 году Огюст Роден уже получил заказ на «Врата ада» (оригинал которых находится сейчас в музее Орсе). Однако в ответ на жалобы Орлеанской железнодорожной компании, находившейся вдали от центра города и обращавшей внимание на неудобство своего расположения в преддверии Всемирной выставки 1900 года, на этом месте было предложено построить железнодорожный терминал. Символично, что в одном из разделов Всемирной выставки была представлена полная ретроспектива французского искусства XIX века, - для которого музей Орсе стал в будущем одним из главных хранилищ.



















Многие парижане опасались, что один из прекраснейших видов города будет навсегда обезображен шумным и грязным примером индустриальной архитектуры. Чтобы успокоить общественность, Орлеанская компания обратилась к известным архитекторам: Эмилю Бенару, Люсьену Магне, Виктору Лалу - из которых, общим голосованием в апреле 1898 года, был избран Лалу. Его задачей стало создание здания, готового принять огромное количество пассажиров и в то же время стать частью архитектурного ансамбля исторического центра Парижа. С этой целью огромная конструкция высотой в 32 метра, сделанная из металла и стекла, была спрятана за каменным фасадом. Здание строилось очень быстро, и уже 14 июля 1900 года вокзал был официально открыт. Он был первым вокзалом, построенным с расчетом на электричество, что позволило устроить в нем шикарный центральный холл, украшенный скульптурами и росписью в стиле, напоминающем римские бани или базилики. В здании вокзала все приковывало внимание современников: громадный неф, невероятная высота, циклопические портики, светящиеся часы.
Багажные конвейеры, пассажирские лифты, пять подземных железнодорожных линий вот чем был главный вокзал юго-западного направления Орсе в течение 40 лет, отправлявший почти по двести поездов в день. В одной из частей здания, располагался отель на 400 номеров, о пышности которого можно судить по бальному залу и ресторану, сохранившимся до наших дней. Дизайн отеля в целом определил Лалу, а работу над ним доверили разным художникам. Однако со временем этот апофеоз промышленного века перестал соответствовать все ускоряющемуся ритму жизни. Быстрый технический прогресс скоро сделал использование вокзала нерентабельным, и движение поездов было прекращено в 1939 году. Творенье Лалу было покинуто Орлеанской компанией и впоследствии использовалось в разных целях. В 1945 году оно было центром отдыха для узников лагерей, вернувшихся домой; в 1962 году здесь снимался фильм Орсона Уэллса «Процесс». И, наконец, в 1973 году двери отеля и бывшего вокзала закрылись.



Жан Леон Жером. Юные греки, наблюдающие бой петухов. 1846



Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1863



Джеймс Тиссо. Две сестры. 1863



Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863



Эдуард Мане. Олимпия. 1863



Джеймс Тиссо. Молодая девушка в красном жакете 1864

В шестидесятые годы говорили о сносе здания, который, по мнению некоторых тогдашних критиков, никого не должен был огорчить: «Хотя творение Лалу и было построено в самом начале века, в нем нет изящества, присущего той эпохе, а под камнем оно скрывает металлическую конструкцию, тяжелее которой нет во всем Париже». Предполагалось построить на этом месте отель. Но затем решение о строительстве отеля было отменено. В 1978 году вокзал признали историческим памятником, и его приобрело Министерство культуры Франции. Вот тогда-то и возникла идея превратить вокзал в музей искусства XIX столетия - с новейшей экспозиционной технологией, но с минимальным изменением архитектуры и структуры самого вокзала, его интерьеров и декора.
Принятое решение переоборудовать вокзал в музей родилось вскоре после размещения национальной коллекции современного искусства в Центре Жоржа Помпиду в 1977 году. Основной акцент в этой экспозиции сознательно делался на новациях модернизма, начиная с фовистов. Всё, что располагалось между импрессионизмом и модернизмом -постимпрессионизм Понт-Авенской школы, неоимпрессионизм, символизм, традиционалисты, зарубежная школа и так далее - было представлено или бедно, или никак. Чтобы отыскать картины этих школ в Париже, зрителю приходилось идти в Лувр ради Коро и Курбе, в Зал для игры в мяч - за импрессионизмом от Ренуара до Сезанна, в Музей современного искусства - ради творчества Матисса и Пикассо. Итак, для искусства, охватывающего период с 1848 по 1914 год, просто необходим был отдельный музей.



Фредерик Базиль. Розовое платье. 1864



Анри Фантен-Латур. Цветы и фрукты. 1865



Жан Батист Карпо. Принц со своей собакой Неро. 1865



Поль Дюбуа. Флорентийский певец 15 века. 1865



Эдуард Мане. Флейтист. 1866



Гюстав Курбе. Источник. 1868

Создание этого музея стало в 1970-х годах значительным событием в культурной жизни Франции. Крупнейший вокзал Орлеанской компании, утративший свое функциональное назначение, должен был превратиться из вокзала в музей. Одной из главных задач было не только сохранить вокзал в первозданном виде, но и включить его в современную жизнь, придать музею-вокзалу двойную функцию - как носителя исторической памяти, так и художественного явления современности.
Проект нового музея рождался как бы из диалога с первым архитектором - Виктором Лалу. Новый проект ставил своей задачей создать уникальную среду для произведений искусства XIX века, но в то же время сохранить и собственную архитектуру вокзала. Однако вокзал Орсэ по своим прежним функциям никак не совпадал с задачами музея искусств. Сложнейшая проблема была все-таки решена группой «АКТ-архитектор», которая завоевала первое место в конкурсе по реконструкции этого вокзала. Архитекторы отдали предпочтение входу с Рю де Бельшас, расположив коллекцию вдоль большого холла и разделив пространство и само здание на две части, использовав купол старого вокзала. Наверху почти сливается с небом длинная галерея, сейчас там выставлены импрессионисты. Металлические колонны и балки, лепные украшения, использованные Лалу, были сохранены, восстановлены и выставлены на всеобщее обозрение. Старое здание не исчезло после реконструкции.
Прежде чем размещать коллекции, нужно было решить вопрос интерьера выставочных залов, выбрать материал и цвет мебели. В 1980 году был проведен еще один конкурс, который выиграла на итальянский архитектор Гаэ Ауленти.
Само собой, возникли некоторые технические проблемы: здание необходимо было гарантировать от проникновения воды; была изменена и акустика здания - этого добились, установив резонаторы в круглых окнах центрального холла. Это огромное пространство 32 метра в высоту и 130 метров в длину должно было вентилироваться, к тому же картины должны быть хорошо освещены.



Эжен Буден. Пляж в Трувиле. 1869



Эмиль-Огюст Райбе. 1869-1880



Джеймс Уистлер. Портрет матери. 1871



Эдгар Дега. Урок танцев. 1871-1874



Жан Франсуа Милле. Букет ромашек. 1871-1874



Эдуард Мане. Портрет Берты Моризо. 1872



Альфред Сислей. Канал Святого Мартина. 1872



Альфред Сислей. Площадь в Аржантее. 1872

Наконец реконструкция была завершена, но при этом сохранился оригинальный роскошный стиль большого холла, созданного Лалу, цветовое великолепие бальной залы и столовой. Вокзал был построен за два года, но прошло почти десять лет, пока открылся музей Орсэ. Реконструированное здание в точности подходит под описание, данное художником Эдуардом Детелем в 1890 году: «Вокзал превосходен; он выглядит как дворец искусств».
Основа концепции проекта данной группы была такова: «Сделать не музей в вокзале, а музей из вокзала». Программа реконструкции предусматривала, что новый музей должен стать музеем многодисциплинарным, то есть включать в свои экспозиции и демонстрировать живопись, графику, скульптуру, декоративную мебель, произведения фотографии и зарождающегося киноискусства, архитектуру, градостроительство, исторические и документальные материалы. К новшествам музея относится ротационный принцип экспозиции и огромное её разнообразие. Первые коллекции нового музея формировались из произведений, хранившихся в Лувре - сняты со стен или взяты из запасников. Картины импрессионистов и их ближайших последователей перешли из Зала для игры в мяч, бывшего парижского Музея импрессионизма. Многие произведения были перевезены из Музея современного искусства. Преобладающее большинство ключевых с современной точки зрения произведений поступило в национальные коллекции от дарителей. Современные посетители музея навсегда в долгу перед такими людьми, как Атоннен Персонназ, художник Гюстав Кайботт, банкир Исаак де Камондо и многие другие. И конечно семьи самих художников позволили достойно представить творчество Курбе, Базиля, Тулуз-Лотрека, Ренуара, Синьяка и других.



Клод Моне. Регата в Аржантее. 1872



Арман Гийомен. Набережная де ля Гар в снегу. 1873



Клод Моне. Маки в окресностях Аржантея. 1873



Берта Моризо. Ловля бабочек. 1874



Гюстав Кайботт.Циклевщики. 1875



Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар. 1877



Огюст Роден. Бронзовый век. 1877-1880



Клод Моне. Хризантемы. 1878

Как сказано выше, коллекции музея Орсэ по хронологическим рамкам занимают место между Лувром и Национальным центром искусств имени Жоржа Помпиду. В экспозиции произведения представлены в более или менее точной хронологической последовательности и охватывают один из выдающихся периодов французского искусства: вторую половину XIX века - начало XX века.
Самым масштабным помещением нового музея стал большой неф, в котором выставлены коллекции скульптуры - Родена, Карпо и других. Стеклянный свод обеспечивает равномерное освещение зала, а это является для скульптур самым безопасным и оптимальным режимом. Грандиозные размеры самого нефа придают еще большую монументальность всей скульптурной экспозиции.
С главным нефом соседствуют залы, где выставлены произведения живописи и декоративно-прикладного искусства. С одной стороны - это залы Домье, Коро, Милле, с другой - Давида, Энгра, Делакруа. В пересечении нефа расположились залы Гюстава Курбе и декоративного искусства времен Первой и Второй империй. Коллекции импрессионистов и постимпрессионистов расположились в залах верхней галереи. Естественное специфическое освещение этих залов наилучшим образом отвечает цветовой гамме живописных полотен Моне, Сислея, Сезанна, Ренуара, Ван Гога. Овальные залы первого этажа отданы произведениям академической, натуралистической и символической школ. А также здесь представлены произведения ар-нуво - это работы Гимара и Ван де Вельде.
В музее весьма оригинально экспонируются архитектурные макеты. Гранд-Опера, например, оказывается прямо под ногами посетителей - под прочным слоем стекла. С высоты этот макет предстает во всем своем великолепии. Макеты крупнейших сооружений прошлых времен выстроены в большую колонну - один над другим. Посетители могут их осматривать, поднимаясь на эскалаторе в большие залы башен.
Для размещения произведений декоративного искусства и графики (рисунков, фотографий, пастелей и литографий) созданы специальные небольшие темные помещения. Естественное освещение здесь практически отсутствует, а разработанная система подсветки высвечивает лишь экспонаты.



Пьер Пюви де Шаванн. Молодые девушки на берегу моря. 1879



Уильям Адольф Бугеро. Рождение Венеры. 1879



Анри Фантен-Латур. Портрет Шарлотты Дюбур. 1882



Огюст Ренуар. Танец в деревне. 1883



Огюст Ренуар. Танец в городе. 1883



Эдвард Берн-Джонс. Колесо Фортуны. 1883



Жорж Сера. Стоящая модель. 1886-87



Клод Моне. Цветущий сад в Сент-Адрес. 1886



Клод Моне. Эскиз. 1886



Винсент Ван Гог. Звездная Ночь. 1888



Гюстав Кайботт. Снег на крышах. 1888



Гюстав Кайботт.Парусники в Аржантее. 1888



Поль Гоген. Алискан. 1888



Поль Серюзье. Талисман.1888



Поль Гоген. Ваза с карикатурным автопортретом. 1889



Поль Гоген. Натюрмотр с веером. 1889



Альбер Бенар. Семья художника. 1890



Поль Сезанн. 1890-1892



Поль Сезанн. Купальщики.1890-1892



Жорж Сера. Цирк. 1891



Жак Эмиль Бланш. Портрет Марселя Пруста. 1892



Огюст Ренуар. Девушки за пианино. 1892



Поль Синьяк. Женщины у колодца. 1892



Поль Сезанн. Натюрморт с луком.1895-1900



Анри Руссо. Женский портрет. 1897



Эктор Гимар. Диван для курительной комнаты. 1897



Жан Франсуа Раффаэлли. Гости в ожидании регистрации брака. 1898



Александр Шарпантье. Столовая. Александр Биго. Керамика. 1901





Эмиль Андре. Жак Грубер. Эжен Валлен. 1901



Поль Фойо. Кофейный сервиз. 1904



Эктор Гимар. Балконная решетка. Деталь. 1909



Эдвард мунк. Летняя ночь в Асгардстранде.1904



Морис Дени. Модель купола театра на Елисейских полях. 1911-1912

музеи, архитектура, мебель, живопись, ДПИ, скульптура

Previous post Next post
Up