БОЛЬШЕ ЧЕМ ВЫСТАВКА (Духи, Рене Грюо)
ДУХИ
Кристиан Диор рассматривал женский образ с глобальной, эстетической точки зрения, что было новой концепцией для того времени. Стиль «New look» возродил ансамбль с тщательно подобранными к каждому платью или костюму аксессуарами - головным убором, перчатками, сумочкой, обувью, украшениями и макияжем в тон. Диор считал, что без шляпы женщина одета не полностью. Рукава у пальто теперь делали длиной 3/4 или 7/8, что требовало длинных элегантных перчаток. Женщина Диора должна была одеваться в Диор с головы до пят, и носить подходящие аксессуары и духи.
Кристиан Диор всегда питал слабость к ароматам, он говорил: «Духи - это непревзойденный оттенок женской индивидуальности, это последний штрих образа». С самого начала Диор видел себя настолько же парфюмером, насколько кутюрье. «Мисс Диор» - самый первый аромат Кристиана Диора, представленный одновременно с его первой коллекцией «от кутюр». В оформлении духов были использованы все элементы стиля дома Диор: медальон Людовика XVI, бант «фонтанж» и гамма серого, белого и розового цветов. Плавно изогнутые контуры флакона, выполненного в форме античной амфоры, повторяют женственные линии коллекции «New look».
«Мисс Диор», «Диорама», «Диориссимо», «Диорелла» - духи, в названиях которых присутствует заветное имя Диор, образуют ряд классических «диоровских» ароматов. Их флаконы и упаковки также выполнены в введенном Диором фирменном стиле.
«Miss Dior». Короткое вечернее платье - олицетворение духов «Miss Dior», расшитое тысячью цветов. Полностью покрытое белыми, розовыми и фиолетовыми цветами платье отражает различные компоненты аромата. Эта модель принесла Кристиану Диору известность как модельеру-парфюмеру. Коллекция от кутюр весна-лето 1949. Наследие Дома Dior, Париж.
Рене Грюо. «Miss Dior». 1966. Чернила, черный фломастер и гуашь. 70 x 80 см. Коллекция «Christian Dior Parfums».
Рекламу для всех духов Диор создавал известный график моды Рене Грюо, который был одним из лучших художников модных журналов XX века. Он создал абсолютно новый стиль рекламы, утонченный, дерзкий и ироничный одновременно. Грюо был первым, кто вышел за рамки предмета и положился на символические интерпретации и ассоциации, нежели на простое изображение флаконов как таковых, ему удалось передать поэтическую ауру рекламируемых духов. Художник опередил появление модной фотографии, запечатлевая и воспевая вечную женственность.
Стиль Грюо - это строгость, простота, образное решение. Раз и навсегда определенный выбор используемых цветов: белый, красный, черный, золотисто-желтый, иногда зеленый. Наиболее важными элементами в искусстве художник считал линии и силуэт, с помощью которых он изображал величие, благородство, чувственность и даже страсть. В графических композициях Грюо часто присутствуют цветы, столь любимые Диором, они «расцветают» на лацканах, на шляпах и в вырезах декольте. Стиль Рене Грюо определял имидж дома Диор, для которого художник иллюстрировал каталоги, оформлял объявления, упаковки, пригласительные билеты.
Рене Грюо. «Diorissimo». 1956. Чернила, черный фломастер и гуашь. 70 x 80 см. Первая реклама для «Diorissimo». Первоначально художник изобразил модель в обнаженном виде. Кристиан Диор оценил смелость художника, но, в конце концов, попросил Грюо изобразить ее в черном платье. Коллекция «Christian Dior Parfums».
Рене Грюо. «Dioressence». 1979. Чернила, черный фломастер и гуашь. Коллекция «Christian Dior Parfums».
Рене Грюо. «Dior-Dior». 1979. Чернила, черный фломастер и гуашь. Коллекция «Christian Dior Parfums».
В этой части экспозиции были представлены несколько платьев из последней коллекции дома Диор весна-лето 2011 года, которая посвящена именно Рене Грюо и его плодотворному сотрудничеству с домом моды Диор.
Пожалуй, это одна из самых рафинированных коллекций Джона Гальяно. Он воплотил образы женщин 50-х годов, созданные легкими, но точными росчерками пера великого рисовальщика Рене Грюо. Манекенщицы во время дефиле были похожи на фарфоровые статуэтки. Гальяно удалось воплотить в трехмерном измерении не только образы Грюо, но и его линеарную эстетику, графический почерк.
Рене Грюо «Miss Dior», 1949. Чернила, черный фломастер и гуашь. 70 x 80 см. Коллекция «Christian Dior Parfums».
Знаменитое изображение лебедя, впервые появившегося в серии рисунков Грюо для Мисс Диор - совершенный образец работы иллюстратора: элегантный белый лебедь, чья длинная шея украшена черной лентой, идеально воплощает изящный и кокетливый характер аромата.
Рене Грюо «Miss Dior», 1949. Чернила, черный фломастер и гуашь. 70 x 80 см. Коллекция «Christian Dior Parfums».
Рене Грюо «Miss Dior», 1949. Чернила, черный фломастер и гуашь. 70 x 80 см. Коллекция «Christian Dior Parfums».
Рисунок изображает руку Митцы Брикар на лапе пантеры. Идея использовать образ пантеры была предложена в 1947 году самой Митцой, музой и другом Кристиана Диора и Рене Грюо.
Коллекция от кутюр весна-лето 2011.(н.э.)
Рене Грюо. Платье «Ispahan» 1947. Чернила, черный фломастер и гуашь. 70 x 80 см. Первыми рисунками Рене Грюо для Кристиана Диора были зарисовки нарядов. Выполненный для мужского журнала «Adam», этот рисунок с юмором передает эффект, который красное платье Дома Dior производит на мужчин. Наследие Дома Dior, Париж.
Пальто из красного шелка и черного тюля. Коллекция от кутюр весна-лето 2011.
С помощью наложения на основную ткань нескольких слоев тюля Гальяно передал эффект светотени.
Пальто из красного шелка и черного тюля. Коллекция от кутюр весна-лето 2011.
Коллекция от кутюр весна-лето 2011.(н.э.)
Рене Грюо «Diorama», 1955. Чернила, черный фломастер и гуашь. 70 x 80 см. Коллекция «Christian Dior Parfums».
Рене Грюо выдвигает на первый план человека и редко изображает интерьер, который, если и присутствует, то намеками - полуоткрытая дверь, спинка кресла, подлокотник, блеск зеркала. И только однажды Грюо, в порядке исключения поставил на первый план маленький стул в стиле Людовика XVI (столь любимого Диором). На стул он бросил пару перчаток и длинную шаль из тюля. И обессмертил этот образ в рекламе духов «Диорама».
Коллекция от кутюр весна-лето 2011.(н.э.)
Коллекция от кутюр весна-лето 2011.(н.э.)
Коллекция от кутюр весна-лето 2011.(н.э.)
Рене Грюо «Miss Dior», 1971. Чернила, черный фломастер и гуашь. 70 x 80 см. Коллекция «Christian Dior Parfums».
Платье, украшенное перьями страуса и цветами из шелка пастельных тонов. Коллекция от кутюр весна-лето 2011.
Коллекция от кутюр весна-лето 2011.(н.э.)
Коллекция от кутюр весна-лето 2011.(н.э.)
ПАРФЮМЕРНЫЙ ОРГАН
Духи «J'Adore». 1999.
Ольга Киселева. Парфюмерный орган. 2011. Видеоинсталляция.
Созданная специально для выставки «Диор: под знаком искусства» в ГМИИ, видеоинсталляция Ольги Киселевой «Парфюмерный орган» была разработана в тесном сотрудничестве с научной группой Christian Dior Parfums. Главный «нос» дома Диор, Франсуа Демаши, объяснил художнице, как создавался J'adore - редкий аромат без доминирующей ноты. Под руководством парфюмеров дома и университетских семиотиков, Киселева изучила состав духов и значение каждого их компонента, чтобы воспроизвести сюжетно-образную концепцию, скрывающуюся в этом аромате. Особое внимание художница уделила материалам природного происхождения, входящим в состав духов: роза, иланг-иланг, жасмин. Видеоинсталляция состояла из четырех полупрозрачных экранов, которые располагались вокруг уникальной композиции, составленной из позолоченных трубочек, каждая из которых заканчивалась капелькой-амфорой из стекла. На экранах проецировалось визуальное символическое изображение ингредиентов аромата. Динамика вертикальных линий, в сочетании с флаконами-амфорами, придавала композиции облик органа, созданного из световых лучей, отражающихся во множестве изгибов стекла и золота.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://casual-info.ru/moda/wardrobe/detail.php?ID=2527 Евгения Ласкина. Стиль «Нью лук». Прекрасная эпоха от Dior. 2009
Анна Щукина. Кристиан Диор Relooking.mht 2009
http://en.flip-zone.com/fashion/couture-1/fashion-houses/dior,669http://l-a-n-d-a.livejournal.com/8038.html СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Е.Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века. Спб., 2007
Васильев А.А. История моды. Выпуск № 14. Кристиан Диор. М., 2008
Воронова Б.Г. Японская гравюра XVIII - первой половины XIX века. Т. 1. М., 2008
Дзуффи Стефано, Кастриа Франческа. Живопись барокко. Милан. 1999
Дзуффи Стефано, Кастриа Франческа. Современная живопись. Милан. 2000
Диор: под знаком искусства. Каталог выставки в ГМИИ. М., 2011
Зелинг Шарлотта. Мода. Век Модельеров. 1900-1999. Кёльн. 2000
Костеневич А.Г., Семенова Н.Ю. Матисс в России. М., 1993
Николаева Н.С. Япония-Европа. Диалог в искусстве. М., 1996
Покна Мари-Франс. Кристиан Диор. М., 1998
Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М., 2001
Шинкарук М. Мода и модельеры. М.,2010
Фукай Акико, Суо Таммами. История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото. В 2-х томах. М., 2008
Vogue promotion. Май 2011