Вилла д’Эсте в Тиволи: «вечная наша мечта»

Aug 25, 2010 18:37




Если верить Петрарке, итальянский сад эпохи Ренессанса должен был стать обителью покоя и отдыха. Представление о саде как об аркадской идиллии противопоставлялось образу городской суеты. Этот уголок природы становился искусственным убежищем от треволнений жизни. Как писал Леон Баттиста Альберти, дом и парк должны были составлять гармоническое единство, в основе которого лежало бы использование сходных геометрических очертаний. В процессе развития барочного паркового искусства сталкиваются два противоположных начала: геометрия и природа. Сад выступал одновременно и как геометрическая форма, и как зона, отведенная для растительного царства. Эти концепции породили два типа ландшафтной архитектуры: регулярный сад и пейзажный парк.

Вилла д’Эсте в Тиволи, шедевр итальянского паркового искусства, поражает грандиозным ансамблем, стремительным падением уровней, обилием декоративных статуй и сооружений, мощными фонтанами и большими массами вечной зелени. Вилла находится на вершине холма, откуда открывается великолепный вид на окрестности, а в ясную погоду можно даже увидеть Рим. Садовый комплекс, располагается ниже дворца и соединяется с ним посредством пяти террас, связанных друг с другом с помощью лестниц, пандусов и переходов.
Вилла принадлежала кардиналу Ипполиту II д’Эсте (1509-1572), который был сыном Лукреции Борджиа и племянником папы Александра IV. Назначенный губернатором Тиволи в 1550 году, он сразу же начал вынашивать идею о восстановлении традиционной резиденции губернаторов Тиволи и создании парка на крутом склоне у дворца, известного как «Валле Гауденте» (Веселая равнина). Автором проекта был архитектор и археолог Пирро Лигорио, ему помогало множество художников и ремесленников. В 1563 году под руководством Джироламо Муциано началась отделка внутреннего убранства дворца, затем работы продолжились под руководством Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.
В 1605 году кардинал Алессандро д’Эсте (1558-1624) существенно обновил парк, появились новые фонтаны, в том числе, созданные Джанлоренцо Бернини.
В XVIII веке Вилла пережила длительный период запустения, а коллекции античных статуй и фламандских гобеленов оказались разбросанными по различным музеям Европы. В 1803 году весь ансамбль перешел в наследство Габсбургам. После первой мировой войны Вилла д’Эсте перешла в собственность итальянского государства. Теперь это музей.



Церковь Санта Мария Маджоре в Тиволи



Фонтан Венеры во внутреннем дворе дворца.
Венера изображена спящей на фоне символического сада Гесперид.



Двор с трех сторон окружен галереями.



Двойная лоджия дворца.







Балкон с фонтаном «Триподия».







Пирро Лигорио. Фонтан Органа. 1568
Фонтан знаменит первым для того времени гидравлическим органом. Орган, почти полностью утраченный к концу XVIII века, в настоящее время восстановлен.







Джанлоренцо Бернини. Фонтан Нептуна. 1661
(Реставрирован Аттилио Росси в 1927 году)











Рыбные садки



Фонтан Тиволи или фонтан «делль Овато» - впечатляющий водный спектакль, который был сделан мастером Курцио Маккароне в 1564-1570 годах по проекту Пирро Лигорио. Позади большого овального бассейна расположена обширная эскедра с арками и нишами, где десять нимф из серого вулканического туфа держат вазы, из которых льются струи воды, а из большой чаши низвергается впечатляющий каскад. Над эскедрой возвышается мраморная статуя Венеры.





«Ротонда кипарисов». Сохранились только два кипариса, посаженных в XVII веке.





«Сто фонтанов»





Фонтан драконов





















Гиллис Ван де Влиете. Фонтан «Богиня Природы» или Дианы Эфезии. 1568





Фонтан совы











Курцио Маккароне (по проекту Пирро Лигорио) Фонтан «Рометта». 1567-1570









Салон фонтана. 1565
Парадный зал, расписанный под руководством Джироламо Муциано. На стенах изображены «соломоновы» колонны, которые создают иллюзию галереи с ведутами виллы.





Джироламо Муциано. Зал Геракла. Геракл на Олимпе



Федерико Дзуккари. Зал Славы. 1566-1568





Федерико Дзуккари. Зал Благородства. 1566-1568



Крытая галерея или «длинный рукав», связывающий между собой залы нижнего этажа, построен по принципу римских крытых галерей с освещением потолка через небольшие косые окна. Верхняя часть бочарного свода украшена мозаикой с изображением птиц и цветов.



«Это вечный образ римской виллы, пленяющий наше воображение, какая-то вечная наша мечта. Обильные воды текут там, образуя тихие зеркальные бассейны и взлетая сверкающими на солнце струями фонтанов. Широкие террасы уставлены рядами потемневших от времени статуй. Закругленные лестницы ведут к ним, зеленый мох лежит толстым слоем на их балюстрадах. Аллеи проходят под сводами вечнозеленых дубов. Солнечный луч пестрит тонкие стволы в рощицах мирт и лавров. Заросли папоротников занимают заброшенные сырые гроты, нежные пещерные травки свешиваются с их потолков. Мраморные скамьи стоят у подножия старых кипарисов, и их твердые смолистые шишечки сухо стучат, падая на мрамор. Все это есть на Вилле д’Эсте, и никакое воображение не в силах представить богатства ее вод, расточительности фонтанов, величия бесконечно спускающихся лестниц и простора Кампаньи, открывающихся с ее высоких террас».
Павел Муратов. Образы Италии. Спб., 2005

Италия, архитектура, under my skin, природа и фантазия, интерьеры, горизонт завален

Previous post Next post
Up