Автопортрет. 1920
Николай Иванович Фешин родился в Казани. Окончил Казанское художественное училище и Петербургскую академию художеств.
Фешин - виртуозный живописец и мастер рисунка, скульптор, великолепный резчик по дереву и замечательный педагог - все превосходные степени не будут преувеличением для этого художника. Если определять одним словом суть его творчества, то это слово будет «маэстро». В жизни Н.Фешина были и взлеты, и драмы: нищета и благополучие, признание и забвение, потеря России и обретение Америки, большая любовь и трагедия разрыва, семья и одиночество, - но что бы ни происходило, всегда спасало искусство, которое было целью, смыслом, образом жизни - было для Фешина всем.
В России Николая Фешина, ученика И. Е. Репина, можно поставить в один ряд с Филиппом Малявиным, Абрамом Архиповым, Сергеем Малютиным и другими мастерами Серебряного века. В масштабе европейского и американского искусства творчество русского мастера входило в направление, которое представляли Андерс Цорн, Георг Брейтнер, Джон Сарджент круг художников Мюнхенского Сецессиона и многие другие. Оказавшись в эмиграции, он не потерял свою творческую личность, более того, его имя органично вошло в контекст американской культуры. Фешина прочно связывают с региональной художественной школой Юго-Запада и Таосской художественной колонией. Из тридцати двух лет, которые Фешин прожил в США, в Таосе он провел около семи, но это оказался один из самых плодотворных и ярких периодов его творческой жизни в Америке. В Таосе индивидуальность художника полноценно раскрылась во всех областях - в живописи, рисунке, скульптуре, резьбе по дереву и архитектуре.
Вместе с тем ни в России, ни в США имя Фешина не имеет особо громкой известности. Причина этого проста: его творчество плохо знают. Так уж сложилось, что и в России, и в Америке он по большей части жил в провинции, что отчасти и послужило причиной недостаточного внимания к творчеству художника. Еще более существенным фактором для Советской России явилась эмиграция художника в США в 1923 году, которая предопределила игнорирование имени Фешина на родине вплоть до хрущевской оттепели конца 1950-х-середины 1960-х годов, времени второго «открытия» художника. В США работы Фешина высоко ценились среди коллекционеров, но как приверженец реалистических традиций он не привлекал к себе внимания крупных исследователей, поскольку американское искусствознание весь двадцатый век ориентировалось в первую очередь на изучение авангарда и модернизма. Вместе с тем будет неправильным считать, что художник оставался совсем без внимания.
Для того чтобы осознать истинное значение творчества художника, необходимо представить его художественное наследие и его высшие достижения в полной мере. Это не так просто, поскольку произведения, количество которых весьма внушительно и по некоторым оценкам американских арт-дилеров может доходить до 2000 произведений, не просто разделены между Россией и Америкой, но и рассредоточены по музеям и частным коллекциям, немало весьма значительных работ художника утрачено. В России его произведения хранятся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галерее, но, главным образом, в художественном музее Казани, хотя даже русский период художника коллекция музея отражает не в полной мере. Поскольку с 1910 по 1914 год, время исключительно плодотворное, Фешин отправлял произведения на выставки в Германию, Италию, Голландию и особенно активно в Америку. С выставок произведения приобретались и, соответственно, не возвращались. Американские коллекционеры покупали произведения Фешина и другим способом - отбирая их по фотографиям. Кроме того, большое количество работ художник забрал при отъезде из России. Созданное в Америке находится не только в коллекциях более чем 30 музеев, но и в многочисленных частных собраниях.
Фешин - художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления. Ясно читаются и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции, но все трансформировано в единую систему, где основным является открытое соединение натурных впечатлений с условной режиссурой. Это стиль модерн, переходный стиль переходного времени. В XIX веке художники стремились к отображению реальности, весь XX век будет стремиться к ее преображению и созданию новой реальности ради постижения сути вещей. Переходность модерна и выражает дуалистичность художественного языка. Для художников модерна необходима натура, но также необходимо ее преобразование ради выявления главного, а главное - это Красота.
Девочка. Этюд. 1900-е
Деревенский дом. 1900-е (?)
Осень. 1900-е
Оттепель. 1900-е
M-lle Сапожникова (в шали). 1908
Портрет неизвестной (Дама в лиловом). Этюд. 1908
Портрет художника К.М.Лепилова. 1909
Коралловые бусы (Портрет Александры Белькович). 1910
Натюрморт. 1910-е
Ню. 1911
Дама в розовом (Портрет Н.Подбельской). 1912
Молодая женщина. 1912
Портрет архитектора Петра Абрамычева. 1912
Портрет Ульяны Китаевой. 1912
Весна в степи (Портрет А.Н.Фешиной). 1913
Купальщица. Не ранее 1913
Золотые волосы. 1914
Ню. Этюд. 1914
Портрет Вари Адоратской. 1914
Натурщица. Вторая половина 1910-х
Осенний пейзаж. 1910-е
Портрет жены архитектора Сидорченко. 1915
Портрет В.С.Богатырева. 1916
Портрет Н.М.Сапожниковой у рояля. 1916
Дама за маникюром (Портрет m-lle Жирмонд). 1917
Зимний пейзаж с санями. Этюд. 1917
Салватулла. 1920-е
Миссис Фешина с дочерью. 1922
Миссис Крэг. 1923
Портрет художника Д.Д.Бурлюка (Д.Д.Бурлюк читает лекцию). 1923
Лето (Портрет А.Н.Фешиной с дочерью Ией). 1924
Портрет Веры Фокиной. 1923-1926
Русская певица (Портрет Е.И.Хатаевой). ок. 1924
Натюрморт с апельсинами. 1925
Обнаженная с раковиной. 1923-1926
Тори Пайнз. 1925
Портрет писателя (Н.Н.Евреинов). 1926
Таосский знахарь. 1926
Александра. 1930
Большой Иван (отец). 1927-1933
Джон Вудраф
Джой с барабаном. 1927-1933
Индеец с кукурузой. 1927-1933
Индейский мальчик. 1927-1933
Мальчик. 1927-1933
Пьетро. 1927-1933
Старый индеец. 1927-1933
Таосский вождь. 1927-1933
Бобровая плотина. 1927-1933
Пейзаж Нью-Мексико. 1927-1933
Пейзаж с ручьем. 1927-1933
Эвкалипты. 1927-1933
Эль Каргадор. После 1936
Девочка с острова Бали. После 1938
Голова индейского мальчика
Мадонна. 1934-1955
Мальвы. 1934-1955
Фуксии. 1934-1955 (?)
Подсолнухи. 1934-1955
Маргаритки. 1934-1955
Г.П.Тулузакова. Николай Иванович Фешин. Спб., 2007