Обзор новогодней прессы (1759 - 1989)

Dec 29, 2018 15:25

Как-то сама собой сложилась хорошая предновогодняя традиция - к праздникам представлять уважаемым читателям обзор новогодней прессы прежних лет. Год и два тому назад я публиковал обзоры для новых годов, оканчивающихся на цифры «7» и «8» соответственно:
Обзор новогодней прессы (1867 - 1987)
Обзор новогодней прессы (1758 - 1988): праздничные предложения
А еще двумя годами раньше был вот такой обзор:
Обзор прессы застольно-гастрономический
Ну, а зарождался обычай еще в начале 2012 года вот с этого:
Новогодний обзор прессы. 1769 - 1920

В продолжение традиции сегодня я хочу представить обзор прессы, приуроченной к новолетиям с последней цифрой «9» - это будут новогодние и рождественские публикации либо последних номеров газет и журналов тех лет, которые оканчивались на восьмёрку, либо первых номеров лет с девяткой на конце. И начнём мы, как повелось, издалека.

«Московские ведомости», 1759, номер от 8 января.


Оно, вроде бы, и не имеющий к новому году отношения материал. Но ведь наверняка купцы Кондиковы стремились открыть свою аптеку к новому году или, может быть, к Рождеству! И для жителей тогдашней Москвы открытие этой аптеки стопудово было настоящим праздничным подарком. Нет, конечно, в Москве и до этого были аптеки - самая первая появилась вообще при Иоанне Грозном! К концу XVIII века в Москве было уже целых 14 аптек, и открытая в конце 1758 года аптека Кондиковых, позднее получившая название «Староарбатская», была одной из самых значимых и популярных.

Вот в том, угловом здании с ротондой Староарбатская аптека Кондиковых располагалась.


В XIX веке здание объединили с более поздними постройками. В 1899 году оно перешло братьям Гирш, которые перестроили дом. В 1941 году в здание аптеки попала бомба, ему был нанесён большой ущерб но собственно аптека не пострадала. В 1960-х угловую часть дома снесли, и аптека закрылась. Но мы, похоже, сильно отвлеклись от заявленной новогодней темы.

Первый номер журнала «Всякая всячина» 1769 года опубликовал вот такое новогоднее поздравление:



Подбирая материал к нынешнему обзору, я делал акцент на общественной составляющей празднования Рождества и Нового года. Скажем, и открытие аптеки, и выпуск первого номера сатирического журнала «Всякая всячина» были явлениями, безусловно, общественного свойства. Также и зрелища, анонсированные к новому году петербургской газетой «Северная пчела», само собой, относились к событиям публичным.

Это номер от 1 января 1829 года.


Видите, комедия «Влюбленный Шекспир» существовала задолго до оскароносного фильма. Происхождение оперы «Иоанна д'Арк, дева Орлеанская» мне установить не удалось - это не Верди (премьера оперы его авторства состоялась в 1845 году), тем более, конечно, не Чайковский. А вот либретто оперы «Федул с детьми» написала сама императрица Екатерина Вторая! Музыку сочинил композитор Василий Пашкевич.

Это из «Северной пчелы» от 31 декабря 1838 года.


В стихотворном поздравлении, опубликованном в первом номере журнала «Всемирная иллюстрация» от 1879 года, анонимный автор обыгрывает 12-дневную разницу между новым и старым стилем календаря.


В последующие несколько десятилетий новогодне-рождественские поздравления отечественных журналов старались подчеркнуть не общественную, а семейную составляющую этих праздников.

«Нива», 1888, № 52


«Всемирная иллюстрация», 1889, № 1


«Живописное обозрение», 1898, № 52


«Нива», 1898, № 52


В последнем номере 1908 и в первом номере 1909 года иллюстрированное приложение к газете «Новое время», знакомя читателей с новейшими парижскими модами, опубликовало фотографии моделей парижского дома Редферн.



А первый номер «Огонька» за 1909 год вновь напоминает нам об общественной значимости новогоднего праздника.


Смысл этого рисунка, видимо, в следующем: сколь ни прячься ты под пуховым одеялом на кровати с шишечками, но социум в лице малоприятных, да ещё и явно нетрезвых персонажей всё равно тебя достанет и протянет к тебе свою не слишком чистую лапищу...

Десятью годами позже, к новому 1919 году, общественное явно взяло верх над личным...

«Северная коммуна», 1918, 31 декабря


Сторона, противоборствующая «губсовдепам», тоже внесла свою лепту в администрирование праздников.

«Голос сибиряка», 1919, №1


Отвлечёмся от событий, имевших место ровно 100 лет назад в России, тем более, что события эти не слишком располагали к веселью и празднованиям, и перенесёмся за океан: а как там отмечали Рождество и Новый год век назад?

Вот обложка журнала для бойскаутов за декабрь 1918 года:


Санта-Клаус в ковбойском одеянии. А средний бойскаут похож на Ким Чен Ына!

А еще через 10 лет тот же журнал знакомит нас с Санта-Клаусом - пилотом аэроплана!


Америка Америкой, а что же там в Париже? - спросите вы. А вот что. Новогодний номер эмигрантского журнала «Иллюстрированная Россия» (1929) знакомит нас с рестораном, популярным у русской публики, где можно встретить новый год торжественно и весело, наслаждаясь безукоризненным service, прекрасными винами и доступными ценами!

Вот обложка журнала


А вот он и ресторан.


Вот с таким новогодним призывом выступила в своём первом номере 1929 года газета «Пионерская правда»:


А вот совсем небольшая заметка в номере «Пионерской правды» от 3 января 1929 года ввергла меня в раздумья и сомнения, которые, в конечном итоге, мне так разрешить и не удалось. Вот эта заметочка.



Для начала удивляет оборот, использованный в заголовке и в тексте «Рождество учились». Рождество, вроде бы как, можно праздновать, можно его игнорировать, но его - учиться? Странный оборот. Видимо, слово «рождество» используется здесь в качестве обстоятельства времени. Правда, в тексте мы видим и более приемлемый с точки зрения языковых норм оборот «на рождество».

Но это было бы еще полбеды. А вот ответа на вопрос, как в газете от 3 января могла появиться информация о том, что произошло 7 января («Почти все ученики пришли в школу на рождество») - у меня нет. Даже мало-мальски внятной версии, объясняющей этот парадокс у меня тоже нет. Ну не могли же делегаты школьной конференции не знать, что церковь не приняла нового стиля, и как праздновала Рождество по старому стилю, 7 января по-новому, так и продолжала его праздновать, невзирая на то, что завершался первый год пятилетки и начинался год Великого Перелома! А нет ли здесь сознательного введения в заблуждение - а ведь это отдаёт двурушничеством и даже вредительством! Что-то здесь явно не то...

Ровно через 10 лет публикация в предновогоднем номере журнала «Народное творчество» (декабрь 1938) дала ответы на многие вопросы. И, как и следовало ожидать, свет истины пробился к нам из самых глубин народной гущи. Журнал публикует подборку пословиц, рождённых трудящимися заводов, колхозов и строек советской страны, и рекомендует идеологическим и культурным работникам широко использовать народные пословицы в своей агитационной деятельности. Прикоснёмся и мы к народной мудрости.



Читая эти максимы, невольно вспоминаешь слова замечательного русского писателя Александра Проханова, о том, что русский человек должен почувствовать себя космическим человеком, вернув себя в поток мировой истории, который укажет ему, что он - сын великого космического народа, созданного господом Богом для того, чтобы реализовать великую мечту человечества, восхитительную волшебную сказку о праведной жизни, о любви и доброте, о райском смысле, наполняющем деяния русских художников и молитвенников, русских полководцев и космистов...
И сладкая жуть вдруг охватит твоё сердце...

Но всё же мы вынуждены спуститься с галактических высот на грешную землю.
В номере «Литературной газеты» от 31 декабря 1938 года опубликован вот такой шарж на советских писателей:


Некоторые персонажи вполне узнаваемы. Во главе стола восседает, конечно же, граф Алексей Толстой. В правом верхнем углу, с лирой - очевидно, Борис Пастернак. На переднем плане, правее центра, танцуют Корней Чуковский и Самуил Маршак. А вот остальных я не узнал. Впрочем, многие имена уже канули в лету...

Этот рисунок открыл тему новогодних корпоративов, к которой мы сегодня еще не раз вернёмся.

А пока - немного рождественской рекламы. Журнал «Лайф», 1938 год, №52. Сигареты «Честерфилд» - сегодня такого рода рекламы вы ни в одном издании не увидите...


Итак - корпоративы, то есть коллективные празднования Рождества, Нового года, или и того, и другого сразу сотрудниками одного стройуправления, треста, главка, правления завода, колхоза или творческого союза, отдела НИИ или КБ, педколлектива школы, компании, фирмы, словом - корпорации. И вот, журнал «Лайф» в последнем номере 1948 года погружает нас в обстановку рождественской офисной вечеринки в одной из американских компаний.



Видите - работники и боссы повсюду вместе расслабляются. Вице-президент танцует со стенографисткой. Глядишь, так и лев возляжет рядом с агнцем... а впрочем, почему бы и нет? - итоги многих корпоративов уже, можно сказать - исторически подтверждают это предположение.



Слева - ещё один вице-президент нарядился в Санта-Клауса, справа - Самый Главный Босс танцует секретаршу. А вот в центре... не знаю, может быть, 70 лет назад это было в порядке вещей, но сейчас такие штучки не проходят! Это же явный харрасмент, вайнштейн и ми-ту!!! Не поздоровилось бы главе департамента за этакий «лег-арт» в наши дни, ох, не поздоровилось!

Теперь посмотрим жизнеутверждающее поздравление журнала «Знание-сила» с новым 1949 годом...


... и, перепрыгнув еще одну декаду, после рекламной паузы и футурологического экскурса снова погрузимся в атмосферу корпоративов.

«Лайф», 1958, №52 - кока-кола и пиво «Будвайзер».




Советские СМИ в преддверии нового 1959 года дружно увлеклись футурологией, пытаясь заглянуть то на 7 лет вперёд, а то и аж в 2000 год. Связано это с тем, что 1 января 1959 года начиналась хрущёвская «семилетка», пришедшая на смену «пятилеткам», практиковавшимся до этого. И аккурат к концу 1965 года «семилетка» должна была завершиться. Вот поэтому «Литературная газета» от 1 января 1959 года и решила заглянуть на 7 лет вперёд.

Телерепортаж из 1965 года - для читабельности я разделил картинку по ширине на две.




Многое смотрится наивным, особенно про кукурузу и пьяных, но с освоением Луны получилось даже круче, чем в этом прогнозе - в 1966 году советский аппарат «Луна-9» впервые в истории совершил мягкую посадку на лунную поверхность.

Этот прогноз из той же газеты в какой-то степени оказался верным, хотя, конечно, не совсем...


«Огонёк» (1959, №1) попробовал угадать, что будет в 2000 году. Получилось менее удачно, чем с освоением Луны, и даже чем с пластмассовой мебелью.


Теперь возвращаемся к обещанным чуть выше корпоративам. Вот эта картинка из «Крокодила», №36 за декабрь 1958 года, повергла меня в раздумья едва ли не сопоставимые с таковыми от вышеприведённой заметки «Рождество учились». Хотя эта публикация случилась уже через три месяца после моего рождения, да и в детстве я был постоянным читателем «Крокодила» - вот этого, конкретно, юмора я так понять и не смог.


Что можно заключить из просмотра этой картинки? Это явно не семейное, а именно корпоративное торжество, судя по составу участников - нет ни стариков, ни детей - и по заполнению стола. Где оливье, селёдка под шубой и прочие салаты? Где шпроты? Где огурчики-помидорчики-капустка - как бы ни скромно жили в конце 50-х, а на столах у советских граждан эти нехитрые закуски присутствовали всегда. А если уж приглядеться к внешнему виду героев рисунка, можно сделать вывод, что они принадлежали к тогдашнему немногочисленному, если можно так выразиться, среднему классу - а уж тогда, извольте, и икорка должна быть, и сервелатик из Елисеевского.

Значит, это именно корпоратив в средней руки учреждении, который, к тому же, замутили на скорую руку, не особо позаботившись о закуске, зато с избытком обеспечив застолье выпивкой. И вот, в какой-то момент начальник, по жизни - хам и самодур, опьянев, сгрёб к себе все бутылки - мол, моё, и больше никому не налью. А все сотрудники, тоже уже нетрезвые, несмотря на неформальную обстановку, всё равно боятся начальника и всего лишь скосили глаза, сокрушаясь о вдруг ставшей недоступной и от этого - еще более вожделенной выпивке. Но начальник, конечно, не зверь - он поглумится-поглумится немного, да и отдаст подчинённым всё бухло обратно - нате, мол, пейте, видите, какой я добрый. И вновь воцарится и на земли мир, и в человецех благоволение, и даже, возможно, лев-таки возляжет с агнцем, впрочем, это совсем уже не наши дела.

Вот так я, поразмыслив, истолковал эту картинку, и смешного в ней ничего так и не нашёл.

В том же самом декабре 1958 года американский журнал «Плейбой» разместил у себя тоже картинку про корпоратив.


Вот плейбоевский юмор 1958 года мне, честное слово, куда более понятен, нежели тогдашний крокодиловский. Ну очевидно же - босс на всех праздниках, да и помимо них - пользовал верную секретаршу, но та от скучной жизни, неумеренного потребления крепкого кофе и сигарет - рано постарела, высохла и стала страшной, а тут появилась молоденькая и пышная стенографистка или, может быть, помощница бухгалтера... «Эй, мистер Дабнер, это ведь я - ваша секретарша!» - в отчаянии восклицает бедная женщина... Ситуация, конечно, довольно печальная, хотя и комичная.

Скакнув еще через 10 лет, вновь окунёмся в корпоративные дела. И опять - отношения босса и секретарши. Кстати, куда более дружелюбные, чем на предыдущей картинке.

«Плейбой», 1969, №1


О, мисс Браун, вы выглядите несколько непривычно без вашего всегдашнего блокнота для записей - пёс бы меня побрал!

«Плейбой», 1968. №12


Замечательная картинка.
Итак - стандартная ситуация: рождественский корпоратив, босс, секретарша. Босс - естественно и по праву - ожидает внимания секретарши (а зачем иначе держу?!) с последующим продолжением и достойным завершением корпоративного праздника. Но вдруг какой-то детина-работяга забирает девушку и уводит её в комнату с табличкой «Техобслуживание». Босс, понятно, возмущен - да я тебя... с волчьим билетом... Но тут его приобнимает за плечи более трезвый вице-босс - мол, шеф, давайте замнём эту ситуацию, я целиком на вашей стороне, но мы же с вами не хотим жёсткого конфликта с профсоюзами, не так ли?

Теперь вернёмся в родные пенаты, и всё в тот же новый 1969 год. Вот что выдал на тему корпоративов журнал «Огонёк» (1968, №52) - ситуация, конечно выдуманная и абсолютно не реальная, но всё равно забавно!


А на следующей картинке, также приуроченной к наступлению нового 1969 года, изображён не совсем корпоратив в общепринятом смысле - «Крокодил», 1969, №1.


С другой стороны, там этих корпоратива целых два, причём сгруппировавшихся по гендерному признаку. Мужики - можно же их считать корпорацией, да? - празднуют новый год в какой-то забегаловке, не слишком высокого пошиба, судя по тому, что она расположена в подвале, но и не совсем уж в третьесортной - судя по тому, что там всё же имеется швейцар. Он, правда, ведёт себя недружелюбно, если не сказать, враждебно в отношении клиентов заведения, впуская - по одной - жён подвыпивших посетителей. И всё бы ничего, но жёны (которых, безусловно, тоже в данном раскладе можно считать корпорацией!) оснащены различными предметами, что подтверждает агрессивность их намерений и, более того, подозрения на замысел к совершению противоправных деяний, в частности, нанесения лёгких и средней тяжести телесных повреждений. Ситуация, надо сказать, более чем сомнительная, можно сказать, почти криминальная.

Ещё раз прыгнем во времени на 10 лет, и теперь мы уже встречаем 1979-й. Вот такую рождественскую ёлку предлагает нам журнал «Texas Monthly» (1978, №12). В бутылочках - джин!


Как известно, в ночь под Рождество могут происходить разные жуткие истории. Например, все мы помним, как гоголевский чёрт стащил с неба луну. Но и в весёлый новогодний праздник есть место хоррору! Это наглядно демонстрирует журнал «Работница» (1978, №12) - лицо, появившееся в центре часов за пару минут до наступления Нового года, навевает неподдельный ужас. Не дай бог, такое приснится после новогоднего торжества - это пострашнее сна петербуржца, случившегося за 70 лет до этого...


И, наконец, перейдём к празднованию нового 1989 года, которым мы и завершим сегодняшнюю подборку. Ёлочка журнала «Spy» (1988, №12) тоже очень симпатична:


Вот эта картинка из журнала «Плейбой» (1988, №12) завершает корпоративную тему. Санта-Клауса вызвали на слушания, вероятно, в сенатскую комиссию...


«Как я понимаю, вы снабжали подарками и игрушками страны советского блока, Ближнего Востока и Азии. Мой вопрос: кто финансировал вашу операцию?»

Ну, и в заключение - смешная и добрая картинка из того же номера «Плейбоя»:


С наступающим Новым годом, дорогие читатели!

новый год, обзор прессы

Previous post Next post
Up