Принято считать, что Первое мая - это праздник, имеющий политический бэкграунд, день борьбы трудящихся за свои права, международной солидарности и т.д. Например, большая советская энциклопедия (1975, том 19) утверждает, что
ПЕРВОЕ МАЯ - международный праздник трудящихся; день солидарности рабочих всего мира, боевого смотра сил трудящихся всех стран. Решение о проведении 1 мая ежегодных демонстраций было принято в июле 1889 Парижским конгрессом 2-го Интернационала в память о выступлении рабочих Чикаго, организовавших 1 мая 1886 забастовку с требованием 8-час. рабочего дня, а также демонстрацию, закончившуюся кровавым столкновением с полицией.
В той же статье БСЭ читаем об истории празднования первого мая в России:
В Российской империи день Первого мая впервые был отмечен в 1890 стачкой 10 тыс. рабочих Варшавы. В 1891 маёвку рабочих организовала и Петербурге с.-д. группа М. И. Бруснева. В 1892-94 П. м. отмечалось собраниями и сходками рабочих Петербурга, Тулы, Варшавы. Лодзи, Вильнюса, Казани, Киева, Ниж. Новгорода. С сер. 90-х гг. рабочие в день П. м. всё чаше устраивали стачки...
Статья в Википедии
«Первое мая (праздник)» по сути, повторяет формулировки БСЭ. Вот и получается, что целый пласт культуры, связанный с первомайским праздником, остаётся «за кадром», а мы пользуемся исторической информацией, искажённой в своё время в угоду идеологии.
Обратимся к более старым историческим источникам, нежели БСЭ и Википедия.
«Всемирная иллюстрация», №539 (1879)
Что же получается? Праздновали, оказывается, Первое мая до парижского конгресса 2-го Интернационала и с.-д. группы М.И. Бруснева! Да ещё как!
Читаем дальше об истории празднования Первого мая в России, и не только:
«Всемирная иллюстрация», №695 (1882)
Праздник первого мая служит для городских жителей первым весенним гулянием за городом, в роще, где более катаются в экипажах, чем гуляют пешие. Прежде, в западной, южной и отчасти северо-восточной России, бывали первого мая школьные празднества. Майское гулянье, неизвестное в русском сельском быту, имеет иностранное происхождение; оно введено Петром Великим и возводит нас к западным обычаям.
Рассматривая исторически происхождение празднества первого мая, мы видим, по самому названию его, что оно ведет начало свое от римлян и установилось в древнем Риме еще при Ромуле. Сабиняне приносили жертвы в первый день мая домашним богам, а знатные римлянки - доброй богине. Народ римский считал преступлением вступать в брак в продолжение этого месяца, по причине совершавшихся тогда набожных поминовений. посвященных теням умерших
.
У греков первое мая поныне - веселый праздник, похожий на русский семик. У шведов, датчан, немцев и англичан первое мая издревле было радостнейшим праздником, причем майские веселья сопровождались хороводами вокруг майского дерева.
Обычай загородных прогулок. принятый ныне во всех городах Европы, также принадлежит древним. Майские или цветные забавы совершались почти всюду в Италии. Жители городов выходили большими толпами для этих забав с утренней зарей в поле. Музыка и пляска сопровождали их шествие. Наломав зеленых ветвей, они шумно и весело входили вечером в город. Не участвовавшие в процессии ожидали их на улицах, перед своими домами, и угощали разными кушаньями. Весь день, а часто всю ночь проводили в веселии. Правители, дворянство и граждане всех сословий сливались в одно ликующее семейство. Простодушные пляски, начинавшиеся чистосердечной радостью о возвращении весны, переходили в сладострастные и увлекали к чувственному наслаждению.
С распространением христианства праздник первого мая принял другой характер: в день этот стали праздновать по всей Европе радостную встречу расцветшей весны. Народ украшал себя и дома свои зеленью и цветами, пели, гуляли и веселились. Такой характер празднества сохранился в западной Европе по настоящее время.
У славян в мае месяце, называвшемся «травнем», совершались жертвоприношения духам, покровительствовавшим растениям и водам. В Польше праздновали май в честь богини мая и приносили ей жертвы. В Литве первое мая было народным празднеством. Словаки, лужичане, чехи и поляки встречали маем весну и прогоняли из селений «марену» - смерть природы. «Марена» превратилась в Малороссии в «мару». В Великой России празднество первого мая заменялось у поселян встречею весны в Юрьев день.
В столицах наших праздник этот отправляли с особой торжественностью. Особенно в Петербурге первое мая праздновалось прежде с изысканной роскошью, хотя и в настоящее время празднество это не потеряло своего интереса. Государь Император и все члены царской фамилии, со времен Петра I, приняли обыкновение посещать гуляние первого мая, которое петербуржцы справляют в Екатерингофе, близ екатерингофского дворца. Дворец этот находился первоначально вне города, а теперь вошел в городскую черту. Не только императорский дом удостаивает гулянье своим посещением, но во всеобщем веселии участвуют: дипломатический корпус, знатные государственные чины, вельможи и дворянство. Тысячи богатейших экипажей запружают дорогу, ведущую к саду. Прекрасный пол отличается и кичится дорогими и щегольскими одеждами. Все и повсюду блестит золотом и роскошью. Кажется, каждый хочет затмить друг друга богатством и изяществом своих нарядов, экипажа и прочего.
Итак, в Петербурге центром первомайских гуляний был парк в Екатерингофе. Об истории этого парка читаем в «Ниве», №23 (1871):
Екатерингофский парк, расположенный близ впадения Фонтанки в Неву - одна из красивейших и наиболее посещаемых окрестностей Петербурга. Здесь есть дворец, построенный Петром Великим, недалеко от устья Невы, близ Вольных островов. Место это напоминает славную победу Петра I (взятие шведских кораблей) и основание самого Петербурга, в ознаменование чего великий преобразователь России и воздвиг этот дворец в 1711 году для Екатерины I, назвав его Екатерингофом. В последние дни своего царствования временно поселялась в нем Елисавета Петровна, которой особенно нравились здешние цветники; но с кончиною императрицы дворец был оставлен. При Александре I граф Милорадович, бывший тогда петербургским генерал-губернатором, полюбил Екатерингоф, как место отдохновения после трудов боевой и административной службы. Он исправил дворец, развел в окрестностях парки, построил воксал и беседки с превосходными видами на Неву, и вообще не щадил денег, чтобы сделать эту местность любимым гуляньем для обитателей прилегающих частей города. При императоре Николае I положение Екатерингофа еще улучшилось - дворец поступил в ведение гоф-интендантской конторы и был переделан почти заново.
Гулянье первого мая привлекает в Екатерингоф многочисленную публику. Зрелище этого народного праздника оживленно и блестяще; бесчисленные ряды экипажей тянутся по аллеям парка; на лужайках, по газону куртин, рабочий люд забавляется разными играми; там и сям гремят военные оркестры; толпы гуляющих снуют во всех направлениях по тропинкам парка, окруженного множеством изящных дач.
Ещё про гуляния в Екатерингофе из журнала «Всемирная иллюстрация», №695 (1882):
Сотни тысяч народа стекаются сюда. Музыка, качели и горы увеселяют любителей забав. Множество палаток с орехами, пряниками и разными другими сладостями разбиты повсюду в парке при екатерингофском дворце. Разносчики снуют между гуляющими и, выкрикивая свой товар, на славу торгуют яблоками, апельсинами, коврижками и тому подобными предметами. В стороне от блестящих рядов экипажей и пестрой сумятицы гуляющего и толкающегося люда, сидят под сенью обнаженных еще дерев, семейные группы. Впрочем, такой отдых редко бывает продолжителен и нарушается обыкновенно мановением руки бдительной полиции, повелевающей травы не мять, ветвей не рвать. Тогда поднятые на ноги горожане смешиваются с остальною толпой и вместе с нею бредут но разным направлениям, постоянно наталкиваясь на разные потехи, вроде панорам и петрушек, забавляющих толпу. Гулянье начинается около двух часов пополудни и продолжается до рассвета, если стоит хорошая погода.
В 1924 году Екатерингофский дворец частично сгорел, а то, что от него осталось, жители растащили на дрова. Парк переименовали, и до 1948 года он назывался «Парк имени Первого мая», а потом - «Парк имени 30-летия ВЛКСМ». В 1992 году парку вернули старое название.
Но не только питерская публика праздновала первое мая! В Москве, например, этот день тоже довольно широко отмечался. Читаем в том же номере «Всемирной иллюстрации»:
В Москве первое мая господствует так же, как в Петербурге. И там, и здесь праздником этим встречаются все предстоящие весенние и летние удовольствия. При Петре I немецкие ремесленники, художники и находившиеся на службе в Москве иностранцы совершали первого мая гулянья в немецкой слободе Кукуй. Любопытство привлекало туда и русских. у которых впоследствии обрусел этот чужестранный праздник. Так как Петр Первый завел в России народные гульбища первого мая, то ему приписывается и учреждение первомайского гулянья в Сокольниках. Теперь здесь в день первого мая - оркестры музыки и хоры песенников и цыган. В роще устраиваются балаганы, карусели и прочее. Что же касается до чаепития, то оно практикуется в Сокольниках целое лето.
Первомайские гуляния в Сокольниках запечатлел художник Николай Павлович Чехов (1858 - 1889), брат знаменитого писателя. Это рисунок «Первое мая в Сокольниках» из журнала «Зритель» (1882):
А это картина, написанная Н.П. Чеховым, в 1880-е годы: «Первомайские гуляния в Сокольниках».
И в других городах Российской империи тоже вовсю праздновали первое мая. И даже сельское население стало приобщаться к этой традиции. Уже неоднократно процитированная статья из «Всемирной иллюстрации» 1882 года завершается так:
Празднование первого мая распространилось ныне по всей России. В губернских городах отправляют этот весенний праздник в городском саду, где играет музыка и поют песенники. Сюда съезжается весь город. С наступлением вечера аллеи освещаются разноцветными огнями, и все гуляющие спешат поздравить губернатора. Потом сжигают вне сада фейерверк, а в вокзале начинаются танцы, которые оканчиваются обыкновенно только с рассветом.
В деревнях и селах поселяне веселятся на травке-муравке. Распевают песни и угощают друг друга. Парни и девушки составляют игры и хороводы.
Двумя годами позже журнал «Всемирная иллюстрация» №860 (1884) рассказывает о праздновании первого мая студентами в Дерпте (ныне Тарту, Эстония), на горе Домберг:
В Дерпте существует несколько студенческих корпораций, из которых главнейшие - Livonia, Curonia и Estonia. В состав каждой из них входят студенты-уроженцы губерний, по которым названы эти корпорации. Каждая корпорация имеет нечто в роде студенческого клуба. В этих клубах собираются студенты, и оттуда-то они и отправляются на Домберг для встречи первого мая.
Вскоре показались студенты в цветных шапочках и перевязях, со смоляными факелами в руках, образуя «факельное шествие». Мы последовали за ними и скоро дошли до места. В долине, близ Домберга, горели костры, дрова для которых заранее были присланы отдельными корпорациями. Посредине был устроен общий, еще не зажженный костер. На траве стояли ящики с пивом и стаканы. Молодые студенты-первокурсники, называемые фуксами, откупоривали бутылки, перетирали стаканы и, вообще, хлопотали для своих старших товарищей. В нескольких местах пелись песни, по большей части студенческие, среди которых первое место принадлежит вечно юной «Gaudeamus igitur».
Ровно в полночь студенты окружили общий костер и бросили туда свои факелы при звуках знакомой каждому немцу песни «Der Mai ist gekommen». Пламя горевших костров освещало развалины древнего собора (Dom), от которого гора получила свое название. Одна часть собора ремонтирована, и в ней находится университетская библиотека.
Картина была очень оживленная и имела свою поэзию.
В предреволюционное десятилетие, если верить советской историографии, первое мая отмечалось многочисленными стачками, антиправительственными демонстрациями, а если уж и случались выезды на природу («маёвки»), то лишь с целью конспирации, для введения властей в заблуждение, а на самом деле рабочие на маёвках этих вовсю предавались классовой борьбе. Наверняка всё это имело место. Но, полагаю, большая часть трудящихся индифферентно относилась к классовой борьбе и предпочитала отмечать первое мая по старинке, мирными гуляньями и весельем. Об этом свидетельствуют и фотографии, сделанные в 1910-е годы.
Первое мая в Екатерингофе, 1911.
Первомайские гулянья в Сокольниках, 1910-е.
Чайные столы на первомайских гуляньях в Сокольниках, 1910-е.
Так что - давайте отринем идеологическую шелуху, связанную с этим днём, и отпразднуем наступающий Первомай в соответствии с давней традицией!