Ретро-катастрофы (5)

Oct 25, 2015 02:33


Часть 5. Кораблекрушения в зарубежных странах (1865 - 1912)

Разобравшись более-менее с кораблекрушениями в Российской Империи, перейдем к обзору водных катастроф в остальной части мира - из числа тех, что попали в поле зрения тогдашних СМИ и общественности.

Катастрофа парохода «Султанша» 27 апреля 1865 г.
Эта катастрофа долгое время (до 1987 года) держала печальный рекорд по числу погибших в кораблекрушениях в мирное время и до сих пор считается крупнейшей по числу жертв на речном транспорте. В результате взрыва парового котла и возникшего пожара погибли 1653 человека. Спастись удалось 741, но более 70 человек из спасшихся скончались позже от ран и ожогов.

Пароход «Султанша», построенный в 1863 году, совершал регулярные рейсы по реке Миссисипи от Нового Орлеана до Сент-Луиса и обратно. По завершению гражданской войны в США, в апреле 1865 года, командующий армией Севера генерал Грант распорядился отправить домой северян, находившихся в плену у конфедератов, и для этого было решено задействовать «Султаншу». В порт Виксберг были доставлены пленники из ближайших тюрем штата Миссисипи - всего 2239 человек. На боту «Султанши», помимо освобожденных пленников, было еще 70 каютных пассажиров и 85 членов экипажа. Суммарно «Султанша» приняла на борт 2394 человека, что в три с лишним раза превышало допустимую норму.

«Султанша» отличалась котлами особой конструкции. Весенняя речная вода с примесью глины была непригодна для питания этих котлов. Поэтому при каждой остановке - утром 26 апреля в Хелене и вечером того же дня в Мемфисе - приходилось чистить и продувать котлы. Видимо, засорение одного из котлов и послужило причиной взрыва, случившегося в 2 часа 40 минут, в 8 милях от Мемфиса. От взрыва палубы вместе с людьми рухнули вниз. Одна труба была отброшена за борт, а вторая обрушилась на переполненную спящими пассажирами носовую надстройку.

«Султанша» была деревянным пароходом, потому огонь быстро распространялся по палубам, тушить его было некому, большая часть механиков и матросов - погибла, а солдаты, еще не проснувшиеся и страшно измученные не могли понять, что случилось. Шлюпки на воду также спустить не удалось, большая их часть оказалась за бортом самопроизвольно сразу же после взрыва, заметно наклонившего пароход.



Катастрофа парохода «Султанша». «Harpers Weekly», 20.05.1865.
Ширина реки в месте катастрофы - около 5 километров, так что самостоятельно доплыть до берега в ледяной воде шансов ни у кого не было. Более 700 человек удалось спасти лишь потому, что неподалеку находился броненосец «Эссекс», с борта которого был замечен горящий пароход и спущены шлюпки.


Гибель австрийского фрегата «Радецкий» 20 февраля 1869 года в Адриатике
Катастрофа произошла у острова Вис (Лисса) во время учебного крейсирования. Причиной послужил взрыв пороховой камеры. Погибли 345 человек.

Рассказы очевидцев гибели корабля передают эту катастрофу следующим образом. Около 10 часов корабль был в виду и шел на всех парусах с северо-запада, к острову Лиссе. Вдруг послышался сильный грохот, и с места, на котором находился фрегат, поднялся огромный столб дыма. Когда масса дыма немного рассеялась, то виден был еще весь корабль с мачтами, но без парусов; через несколько минут фрегат начал погружаться в воду. Сначала опустилась задняя часть корабля, затем затонули мачты. В таком положении корабль оставался несколько секунд, с высоко поднятым бугшпритом; - несколько мгновений - и остатки огромного судна скрылись в волнах.

По приказанию начальника укреплений Лиссы, все легкие суда, находившиеся в распоряжении, были высланы в море, для подания помощи утопавшему экипажу. После трехчасового плавания, при сильном приливе и порывистом ветре, флотилия эта достигла места катастрофы. На пространстве около двух миль в окружности, плавали деревянные обломки взорванного фрегата, между которыми видны были обезображенные трупы несчастного экипажа. Из всего экипажа фрегата только несколько человек остались совершенно неповрежденными. Большинство же из найденных еще в живых, были тяжело ранены. Спасение погибавших, вследствие сильного волнения на море и большого числа огромных обломков погибшего фрегата, было крайне затруднительно, и только очень поздним вечером, три барки, с 23 спасенными, прибыли в Лиссу. Число спасенных было бы гораздо больше, если бы два купеческие корабля, находившиеся невдалеке от фрегата «Радецкий» во время постигшей его катастрофы сейчас же выслали спасительные шлюпки. Некоторые из спасенных людей говорили, что они призывали на помощь один из этих кораблей, но он, не обратив никакого внимания на крик, удалился.

По показанию спасенных, взрыв произошел в задней пороховой камере, в то время, когда на корабле производили чистку всех металлических вещей, как это всегда было принято делать по субботам. Судя по рассказам, взрыв произошел от неосторожности во время приготовления патронов.

«Всемирная иллюстрация», №19, 1869.


«Всемирная иллюстрация», №19, 1869.

Крушение парохода «Метис» у острова Род-Айленд (США) 30 августа 1872 г.
«Метис», на борту которого было 155 пассажиров, членов экипажа, а также лиц, сопровождавших груз: тюки с хлопком, которыми были заполнены трюмы корабля. В 4 часа утра «Метис» почему-то не смог разойтись в открытом море с шхуной «Нетти Кешинг», которая ударила его в бок и поплыла себе дальше. Народ поначалу высыпал на палубу, но капитан всех успокоил: ничего, мол, страшного. На палубе было ветрено, и люди спустились обратно в каюты.

На самом деле от удара образовалась пробоина, и трюмы стали заполняться водой. Пассажиры стали в панике пытаться выбежать на палубу. Однако поднявшиеся из трюмов тюки с хлопком блокировали путь наверх, и многие так и не смогли выбраться. Начали спускать шлюпки, но и тут не задалось: две из них утонули сразу, а в остальные успело попасть очень немного людей, и их стало ветром относить от корабля. На палубе началась драка за спасательные жилеты...

Жертв было бы больше, если бы не упомянутые уже тюки с хлопком. Они выдавили часть палубы, которая отделилась от уже тонущего парохода - таким образом получился импровизированный плот, за который смогли зацепиться многие из оставшихся на палубе.



«Всемирная иллюстрация», №46, 1872.
По счастью, ветер сносил этот плот к берегу, где он и разбился вдребезги на мелководье, но находившиеся на нем люди спаслись при помощи местных жителей.



Спасение пассажиров парохода «Метис». «Harpers Weekly», 21.09.1872.
Всего спасено было более 100 человек, около 50, увы - утонули.

Гибель клипера «Нортфлит» в проливе Па-де-Кале 22 января 1873 г.
«Нортфлит» перевозил партию железнодорожных рабочих с семьями из Лондона в Хобарт (Тасмания). В ночь на 23 января при полном штиле клипер стоял в ожидании изменения ветра на рейде недалеко от маяка Данджнесс, когда по непонятной причине его борт протаранил испанский пароход «Мурильо». Виновники аварии скрылись, даже не попытавшись оказать помощь терпящему бедствие «Нортфлиту».

На борту клипера началась паника. В первые две шлюпки удалось усадить женщин и детей, но туда бросились обезумевшие мужики, и шлюпки пошли на дно. Толпа рабочих попыталась захватить остальные шлюпки, но капитан Ноулз, вооруженный револьвером, сумел отогнать толпу от шлюпок, и в них были погружены женщины и дети - собственно, благодаря решительности капитана им единственным и удалось спастись.



Борьба за спасательные лодки. «Всемирная иллюстрация», №8, 1873.
На рейде стояло много кораблей, но на помощь пришли только три. На других не поняли, что «Нортфлит» тонет - тогда еще не было единой системы оповещения о бедствии на море. Спасти удалось 86 человек, погибли 293, включая капитана и всех офицеров корабля. После крушения «Нортфлита» в Англии ввели новые правила о применении терпящими бедствие судами красных ракет и фальшфейеров. Вскоре это правило стало международным.



Последние минуты перед погружением мачты. «Всемирная иллюстрация», №8, 1873.
Через неделю в испанском порту Кадис британский консул получил письменное заявление от двух английских подданных, которые только что высадились с испанского парохода «Мурильо». В их заявлении подробно рассказывалось о столкновении «Мурильо» с британским клипером. В самый момент удара оба англичанина находились в каюте. Почувствовав сильный толчок и услышав крики, они выбежали на палубу. Оба видели, как «Мурильо», дав задний ход, выдернул свой нос из борта неизвестного парусного корабля, стоявшего на якоре, погасил свои огни и ушел в сторону открытого моря. В заявлении говорилось, что британцы просили капитана Беррутэ остановить судно, спустить на воду шлюпки и оказать тонущему паруснику помощь. Но испанский капитан выгнал их из своей каюты...

Однако, судебное разбирательство в Испании ни к чему не привело: капитан Беррутэ категорически отрицал сам факт столкновения, хотя нос «Мурильо» имел явные повреждения. Правда, через 8 месяцев злосчастный «Мурильо» появился в английском порту Дувр, где и был арестован вместе с капитаном и экипажем. Капитан получил пятилетний срок, офицеры поменьше, а пароход был конфискован.

«Великая темзенская трагедия». Гибель парохода «Принцесса Алиса» на Темзе 3 сентября 1878 г.
Английский речной экскурсионный пароход затонул на Темзе после столкновения с грузовым пароходом «Байуэлл Касл». Пароход мог принять на борт 936 пассажиров, но по действовавшим тогда нормам безопасности на нем имелись всего две небольшие спасательные шлюпки и 12 спасательных кругов. Пароход вышел из Лондона в 10.30 утра, на борту находились около 700 экскурсантов. Путешествие проходило весело, играл оркестр, народ танцевал и развлекался. После трехчасового пикника на берегу пароход отправился обратно. По пути взяли на борт еще более 300 пассажиров - посетителей королевского парка Грэйвсэнд.

В 19.30 недалеко от пристани Вулвич, где русло Темзы поворачивает под углом примерно в 45 градусов, капитан «Принцессы Алисы» заметил ходовые огни идущего навстречу углевоза. Ширина реки в этом месте - более полукилометра, видимость была отличной. Но из-за несогласованности действий капитанов при расхождении - а единых правил для речных судов тогда не было - пароходы ухитрились столкнуться. Углевоз врезался в борт «Принцессы Алисы».



Катастрофа парохода «Принцесса Алиса». «Harpers Weekly», 12.10.1878.
Роковой ошибкой капитана углевоза была команда «Полный назад», в результате чего пробоина в борту «Алисы» раскрылась, и в нее хлынула вода. Как только «Байуэлл Касл» отошел назад, корпус «Принцессы Алисы», разрубленный форштевнем почти пополам, переломился на две части, которые погрузились на дно Темзы.

Люди, находившиеся в помещениях «Принцессы Алисы», бросились к дверям. В давке их не смогли сразу открыть: они открывались внутрь. При погружении носовой части парохода взорвались паровые котлы, десятки людей обварились паром. Река в месте столкновения судов кишела взывавшими о помощи людьми. Они путались в своих длинных одеждах, захлебывались и шли ко дну.

В итоге погибло более 700 человек. Точное число жертв установить не удалось, так как неизвестно, сколько пассажиров было на борту. Многие остались неопознанными, и их похоронили в общей могиле.

Положительным последствием этой трагедии стала выработка единых правил предотвращения столкновения речных и морских судов. Также были пересмотрены нормативы по обеспечению спасательными средствами.

Три несчастия на море
Именно так был озаглавлен материал во «Всемирной иллюстрации» (№2, 1880). Три морских инцидента объединяет время происшествия - ноябрь 1879 года и, в какой-то степени, место - Атлантика.

Самый благоприятный исход из этих трех несчастий имело столкновение парохода «Аризона» с айсбергом (тогда писали - с ледяной горой). Пароход шел из Нью-Йорка в Ливерпуль с 300 пассажирами, когда 7 ноября в северной Атлантике налетел на трехглавую «ледяную гору». На борту было началась паника, но капитан спустил шлюпку и лично обследовал корпус, после чего сообщил перепуганным пассажирам, что пароход может еще продержаться на плаву. «Аризона» на следующий день благополучно вернулась на Ньюфаундленд.



«Всемирная иллюстрация», №2, 1880.
Более-менее счастливо закончился и другой инцидент, произошедший в тот же день недалеко от побережья Нью-Джерси. Пароход «Чемпион» с грузом и пассажирами на борту следовал из Нью-Йорка в Чарльстон (Южная Каролина). Ночью капитан заметил несущийся наперерез на всех парусах корабль, как позже стало известно, - это был парусник «Леди Октавия». Как ни пытался капитан «Чемпиона» избежать столкновения, «Октавия» таки врезалась в чемпионский борт, после чего пароход начал погружаться в пучину. Правда, «Леди Октавия» и спасла пассажиров и экипаж «Чемпиона». 71 человек с терпящего бедствие парохода было погружено с срочно спущенные с «Октавии» шлюпки и взято на борт. Еще шестерых подобрал норвежский траулер. Как я понял, спасти удалось всех.



Явная ошибка: «Леди Октавия» названа «Мисс Оливией». «Всемирная иллюстрация», №2, 1880.
А вот участь большей части экипажа китобоя «Петрел» оказалась трагичной. 29 октября корабль, приписанный к порту Нью-Бедфорд, попал в сильнейшую бурю. «Петрел» завалился на бок, и 15 из 21 членов экипажа погибли. Шестеро, среди которых был сошедший с ума рулевой, у которого к тому же была сломана рука, уже были на грани гибели от голода, жажды и холода, когда их - на шестой день! - случайно заметили с проходившего мимо баркаса «Ребус».



«Всемирная иллюстрация», №2, 1880.

«Великая темзенская трагедия-2». Гибель парохода «Виктория» 24 мая 1884 г.
Трагедия произошла на реке Темзе, близ города Лондон. Но не в Англии, а в Канаде, провинция Онтарио. Недалеко от Лондона было красивое местечко Спрингбанк, куда в выходной день устремлялась немалая часть из 30 тысяч лондонцев. Пароходы шли переполненными, а мест все равно на всех не хватало. В тот злополучный день один из пароходов, «Форест сити», из-за перегруза сел на мель, и возвращавшаяся в Лондон «Виктория» вынуждена была принять на борт часть пассажиров с билетами «Форест сити». Таким образом, на борту «Виктории» оказалось более 600 человек. что двукратно превышало предельную загрузку.



«Всемирная иллюстрация», №26, 1881.
В какой-то момент судно резко осело, стало плохо управляемым; что-то явно царапало по днищу. А веселая молодежь на борту тем временем носилась вверх и вниз по лестницам, перемещаясь от одного борта к другому и раскачивая легкую конструкцию. Пароход болтало. Команда безуспешно пыталась утихомирить разыгравшихся пассажиров. Молодые люди были явно навеселе, забава им понравилась, они начали специально бегать от борта к борту, качая судно все сильнее. Борта черпали воду, нижнюю палубу стало заливать. Это становилось опасным. Несколько мужчин, сняв ботинки и сюртуки, от греха подальше прыгнули в воду и поплыли к берегу. Но многих качка веселила, кое-кто даже получал от нее удовольствие. Девушки визжали, будучи в восторге от необычных «качелей».

Вскоре качка стала неуправляемой. Судно черпало все больше воды. Вот тогда веселье и переросло в панику. Люди хаотично хватались друг за друга. Кого-то выбросило за борт. С креплений сорвался паровой котел, ошпарив несколько пассажиров. Наконец, на верхней палубе не выдержали крепления, и она обрушилась. Корабль раскололся надвое, все пассажиры оказались в реке. Кто-то погиб сразу, кто-то смог выплыть. Многих ранило обломками.



«Illustrated News», №24, 1881.
Река в этом месте не слишком глубока и не широка, течение слабое. Но тонущих людей под обломками было так много, что началась битва на воде и под водой. Утопающие в панике боролись, колотили и били друг друга, судорожно хватались за все, что попадалось под руку. В итоге погибло 360 человек - более 1% населения Лондона. Как говорится, «ни хрена себе на пикничок сплавали»...

Загадочная гибель парохода «Орегон» 14 февраля 1886 г.
Пароход «Орегон», на борту которого находилось около 800 пассажиров, затонул недалеко от Нью-Йорка, столкнувшись в темноте с неизвестной шхуной. Все пассажиры и члены экипажа были спасены и приняты на борт находившегося неподалеку немецкого парохода. Это происшествие не стоило бы упоминания, если бы не ряд загадочных обстоятельств. Непонятно, куда делась шхуна, протаранившая пароход. При такой силе удара она не могла не получить существенных повреждений, но ни одного обломка вокруг не было. Пассажиры утверждали, что не почувствовали никакого толчка. Непонятно, как при ясной погоде и спокойном море огромный пароход и некая шхуна не смогли разойтись. Капитан «Орегона» не предпринял никаких попыток спасти судно, дав ему затонуть на глубине более 30 метров, хотя поблизости был песчаный берег.



«Всемирная иллюстрация», №15, 1886.
И этим странностям вроде бы есть объяснение. Помимо пассажиров, «Орегон» вез в Европу деньги, по сведениям «Всемирной иллюстрации» - в сумме более 8 миллионов тогдашних рублей, то есть, более 6 миллионов тогдашних долларов. И они - вот ведь незадача! - конечно же, утонули...

Гибель парохода «Виктория» 2 апреля 1887 г. у Дьеппа (Франция)
Одна «Виктория» у нас уже утонула на канадской Темзе, это вторая. Пароход шел из Нью-Хевена (Англия) в Дьепп (Франция), на борту было 90 пассажиров. У мыса Айли, где находился маяк, «Виктория» налетела на подводные камни, получила пробоину и затонула. Стоял густой туман, и света маяка не было видно. А сирена на маяке не работала - как позже выяснилось, сторож выпил лишнего, да и заснул. Часть пассажиров удалось спасти на шлюпках. Количество погибших на момент публикации во «Всемирной иллюстрации» еще точно не было известно; иных сведений о происшествии найти не удалось.



«Всемирная иллюстрация», №17, 1887.

Гибель броненосца «Виктория» 22 июня 1893 г.
Череда несчастий с кораблями по имени «Виктория» напоминает серию катастроф с «Царями», «Царицами» и «Цесаревичами», о которых я рассказал в предыдущем обзоре. Очередной корабль «Виктория» - на этот раз броненосец британского флота - затонул у побережья Сирии во время маневров. Броненосцы «Виктория» и «Кэмпедаун» отрабатывали сближение, да так сблизились, что «Кэмпедаун» протаранил борт «Виктории», и та затонула в течение 15 минут. Моряки прыгали в воду, но попадали под винты «Кэмпедауна» или тонули в образовавшихся водоворотах. Спасти удалось около 250 человек, 370 погибло.



«Всемирная иллюстрация», №28, 1893.

Гибель парохода «Драммонд Касл» 5 июня 1896 г.
Почтово-пассажирский пароход шел из Кейптауна в Лондон. На борту вместе с экипажем было 255 человек. На следующий день планировалось прибытие в пункт назначения, поэтому в главном салоне парохода был дан прощальный ужин, после которого были танцы и концерт. Но «Драммонд Каслу» прибыть в Лондон было не суждено. Проходя у берегов Бретани, в месте, называемом «Зеленые камни», он налетел на подводный риф и затонул в течение четырех (!) минут. Спасательные шлюпки даже не успели снять. Спастись удалось только троим: одному пассажиру и двум матросам. Они смогли зацепиться за обломки, и их выловили в тот же день.



«Всемирная иллюстрация», №27, 1896.

Катастрофа при спуске на воду крейсера «Альбион» 9 июня 1898 г.
Крейсер спускали на воду на верфи города Блэкуэлл, Англия, в торжественной обстановке, в присутствии герцога и герцогини Йоркских. За спуском пришли понаблюдать много зрителей. Часть из них столпилась на легких деревянных мостках, использовавшихся рабочими верфи при постройке корабля. И вот, когда «Альбион» погрузился в воду, поднялась такая волна, что эти мостки смыло вместе с находившимися на них двумя сотнями человек. В основном это были рабочие верфи с семьями. Момент катастрофы совпал с отливом, и жертвы стало уносить в море. Матросы с крейсера и зрители с набережной стали прыгать в воду, чтобы спасти несчастных. Спасено было около 100 человек. К вечеру из воды было извлечено 36 тел погибших; окончательное число жертв на момент публикации было не определено.



«Нива», №26, 1898.

Гибель крейсера «Мэн» 15 февраля 1898 г.
В роковой день американский крейсер «Мэн» стоял в порту Гаваны. На борту находилось более 400 человек экипажа. В 21.40 на его борту произошел мощный взрыв. Одновременно сдетонировали более 5 тонн пороховых зарядов в носовых погребах. Поврежденный крейсер быстро осел на дно. Большая часть экипажа отдыхала в кубриках, расположенных в носовой части. Погибло 266 человек. Капитан и большая часть офицеров спаслись, так как их каюты находились в кормовой части, далеко от взрыва. Причиной взрыва было возгорание в угольном погребе.

Во всей Гаване срочно отключили электричество. Местные пожарные долго разъезжали по городу не понимая, что взорвалось и что надо тушить. Сотни жителей Гаваны высыпали на улицы, напуганные взрывом...



«Всемирная иллюстрация», №9, 1898.

Гибель парохода «Бургон» 22 июня 1898 г.
Катастрофа произошла у берегов Новой Шотландии (Канада). «Бургон» (иначе - «Ла-Бургонь») следовал маршрутом Нью-Йорк - Гавр. На его борту было 597 пассажиров и 128 членов экипажа. Причиной катастрофы опять послужило столкновение, в этом случае - с английским парусником «Кромартишир», направлявшимся в Филадельфию. Удар был скользящим, правый борт «Ла Бургонь» получил серьёзные повреждения. Через час лайнер затонул. Погиб 561 человек, 164 уцелели.

В настоящее время получены такие подробные сведения о крушении парохода „Бургон", что можно во всех деталях восстановить картину этой страшной морской драмы. На нашем рисунке точно изображена сцена отчаянной борьбы за жизнь в роковой момент, когда пароход быстро погружался на дно морское. По достоверным сведениям оказывается, что не все жертвы погибли от волн. Они были лишены жизни своими товарищами по несчастью. Действовали кинжалы, багры, даже револьверы. Сильный убивал слабого. Многие женщины и дети были таким образом умерщвлены. Но и между сильными возгорелась страшная борьба из-за места в спасательных шлюпках. Вся распорядительность, все самоотвержение команды, которая почти в полном составе погибла, не могли предотвратить этой отчаянной борьбы, во время которой человек терял свой человеческий образ, становился беспощадным зверем и готов был на возмутительнейшее насилие, чтобы спасти собственную жизнь. Все это изображено на нашем рисунке который возбуждает глубокое сострадание к жертвам катастрофы и отвращение к дурным сторонам человеческой природы.

«Нива», №29, 1898.



«Нива», №29, 1898.

Гибель парохода «Стелла» 30 марта 1899 г.
Пароход вышел из английского порта Саутгемптон и направлялся к островам Гернси и Джерси. На борту было 174 пассажира и 43 члена команды. Как выяснилось позже, капитан допустил просчет, и корабль сбился с курса. В результате «Стелла» налетела на скалы Каскетс и получила серьезнейшие повреждения. Капитан и экипаж постарались максимально быстро организовать спасение пассажиров, предотвратили панику и успели спустить на воду 4 шлюпки всего за пять минут. Еще через 3 минуты «Стелла» ушла на дно. Погибли 100 пассажиров и 24 члена экипажа, в том числе и капитан Рикс.



«Новое время», №31, 1899.

Гибель германского учебного судна «Гнейзенау» 16 декабря 1900 г.



Немецкий парусник разбился в порту Малаги (Испания) во время внезапно налетевшего урагана. Сильным порывом ветра корвет бросило на мол, и с разбитым бортом корабль затонул прямо у стенки мола. 41 моряк погиб, около 100 человек получили травмы. В спасении терпящих бедствие приняли активное участие жители Малаги. За эту помощь германское правительство подарило городу мост Санто-Доминго, известный как Пуэнте-де-лос-Алеманес («Немецкий мост»).



«Новое время», 20 декабря 1900 г.

Гибель парохода «Берлин» 21 февраля 1907 г.



«Новое время», февраль 1907 г.
По уточненным позднее данным, погибло 129 человек, 15 спасено. Причиной крушения парохода послужило роковое стечение обстоятельств. В те годы внешнюю гавань Хук-ван-Холланда ограждали два каменных мола. Они выступали далеко в открытое море. На краю каждого из этих молов-пирсов стояли маяки, указывавшие вход в гавань. Во время отлива молы, выложенные из больших камней и бетонных кубов, высились на 2 м над уровнем моря. И именно в тот момент, когда «Берлин» огибал северную оконечность мола, чтобы по фарватеру пройти в порт, налетел жесточайший шквал. Огромная волна, как щепку, приподняла пароход, снесла его с курса и швырнула левым бортом на угол мола. Следующая волна расколола судно пополам. Спасение утопающих, несмотря на близость берега, было в таких условиях крайне затруднено, оттого и такое количество жертв.



«Огонек», №5, 1907

Следующие две аварии, произошедшие с пароходами «Эдуард Болен» и «Принцесса Мэй», обошлись без человеческих жертв, но вошли в историю благодаря некоторой курьёзности.

Германский транспортный пароход «Эдуард Болен» обслуживал маршрут «Гамбург - Западная Африка». В сентябре 1909 года, перевозя оборудование для добычи алмазов в Столовую Бухту (Намибия), пароход сел на мель. Экипаж успешно добрался до берега. А корабль так и остался стоять на мели. Со временем море отступило, и сейчас остов «Эдуарда Болена» находится примерно в полукилометре от океанского побережья.



«Эдуард Болен», современная фотография

А в августе 1910 года у побережья Аляски пароход «Принцесса Мэй», на борту которого было 80 пассажиров и 68 членов экипажа, сел на мель недалеко от островка Сентинел. Все находившиеся на корабле люди благополучно выбрались на берег. И прошло бы это событие незаметным, если бы не живописнейший вид, открывшийся после отлива.



«Нива», №40, 1910
«Принцесса» простояла в таком положении месяц. Затем ее во время прилива удалось стащить буксиром с камней. После восстановления пароход прослужил еще 20 лет.

Гибель броненосца «Liberte» 25 сентября 1911 г.
ПАРИЖ, 12(25),IХ.
Сегодня, на рассвете, жители Тулона были разбужены необычайной силы взрывом на рейде.
Около 5-ти часов утра на броненосце "Liberte" показался огонь. Клубы дыма застилали рейд. На броненосце наблюдалось необычайное смятение. С берега было видно, как матросы бросались в воду. Вдруг послышались взрывы. С промежутком в несколько минут взорвались пороховые погреба броненосца. С рейда на "Liberte" стали приближаться лодки, с которых подбирали плавающих матросов. Близко, однако, подойти к месту катастрофы было нельзя, вследствие густого дыма.
Агония броненосца длилась полтора часа, затем он пошел ко дну.

«Русское слово», 13 (26) октября 1911 г.



«Новое время», сентябрь 1911
При взрыве было повреждено еще два корабля и потоплено 7 шлюпок. Погибло 210 человек, более 200 получили ранения. Причиной взрыва было самовозгорание некачественного пороха Вьеля. Более надежный порох Нобеля был почему-то отвергнут из соображений секретности.

Вот мы и подошли к знаменитой катастрофе, которая, конечно же, и завершит сегодняшний обзор - к гибели «Титаника», случившейся в ночь на 15 апреля 1912 года. Я не буду пересказывать события, связанные с катастрофой «Титаника»: об этом написано множество статей и книг, сняты фильмы. Я просто размещу здесь картинки из журнала «Огонек» (№№ 17-18 за 1912 год) - интересно ведь, как это событие воспринималось современниками по свежим следам.













К оглавлению «Ретро-катастроф»

ретро-катастрофы, история

Previous post Next post
Up