Зомбарт в качестве примера мещанской натуры приводит маленького Рокфеллера, который так
вспоминал о своем детстве: «С самого раннего детства я вел маленькую книгу (я называл
ее “счетной” книгой и сохранил ее доныне), в которую я аккуратно заносил мои доходы
и расходы». Мещанин живет, чтобы хозяйствовать, а это означает для него накопление
сбережений. Он хороший домохозяин. Эту же культуру, но с другой стороны, описал и
М. Вебер, обозначив ее как «протестантскую этику».
Это я начал читать книгу Ильина "Общество потребления". За границей теме кризиса материальной культуры посвящено уже довльно много литературы и внимания. России, к сожалению, только предстоит задуматься об этом, люди больше обеспокоены политикой, экономикой, прочей чепухой, не понимая что, делая правильный выбор в каждую секунду и по поводу каждого рубля они могут сами диктовать какова будет политика и экономика, а заодно и экология и духовный климат страны. Ответы уже давно есть, способы действий есть. Кое-где даже входит в тренд ответственное потребление, но большинство людей все же остается мещанством, потому что так выгодно корпорациям иначе люди поймут, что стоит за этими именами из реклам и они потеряют прибыль. На самом деле это довольно серьезный шаг, шестеренки в мозгу заклинивает от того, что всю жизнь ты смотрел на денежную активность лишь со своей стороны. Сколько мне дадут и сколько я отдам, сколько сэкономлю. А тут оказывется, что раз деньги управляют этим миром, то при правильном управлении расходами можно управлять миром. Только надо рационально осознавать куда идет каждый рубль. Ну что будет, если например, кока кола просто перестанет пользоваться спросом, вместо этого все начнут покупать натуральные соки, придется сажать фруктовые деревья и становиться здоровее, о ужас. Действительно ужас, для кока колы и фармацевтических компаний, продающих лекарства диабетикам и прочим любителям шипучек, они эту перспективу рассамтривают как конец света. В Никарагуа на моих глазах люди пьют все больше и больше "гасеоса" и все меньше и меньше натурального. Чем больше я прихожу к внутреннему равновесию, тем больше силы я нахожу противостоять этому Западному ментальному порабощению. Не только перестал покупать все что относится к Западной Культуре (я здесь имею в виду глобальную культуру материализма, которая диктуется Западом, но проникла в каждый угол земли), но и стараюсь сократить влияние Западной музыки и кино. Альтернатива, арт-хаус, андеграунд, это некоторые указатели на достойные внимания вещи. Замечу, что даже в колыбели Западной Культуры - США есть проекты которые стоит поддерживать, которые направлены на "дематериализацию" отношений между людьми. Их немного, под них некоторые маскируются, поэтому стоит быть осторожными, но они есть. Я еще учусь распознавать их. Как правило это очень сложно, я верю в энергию и по лицу и глазам человека могу сказать, что у него за душой, но когда личная встреча невозможна, то тут тяжело.
В Леоне есть бельгийская пара - хозяева одного хостела в котором они выращивают без пестицидов овощи. Также они пытаются склонить местных фермеров отказаться от химикатов. Все на голом энтузиазме. К сожалению продажу устраивают раз в неделю и я как можно больше стараюсь покупать у них. И это единственное место во всем городе! Так не должно быть. Таких людей должно быть больше и их надо поддерживать. Надо спрашивать продавцов как можно чаще, опрыскана ли их продукция ядом. Многие из них даже сами не знают, это показатель нашей апатии.
Теперь немного о кино. Я наткнулся на вот такого режиссера Khyentse Norbu
Он тот, что справа. Родился в Бутане и снял первый бутанский фильм в 1999-м, который я недавно посмотрел. Фильм называется "The Cup" - кубок и снят на основе релаьных событий. А события разворачиваются во время чемпионата мира по футболу 1998 вокруг нескольких юных монахов, которые одержимы любовью к этой игре и просто обязаны посмотреть финальный матч. В конце концов они арендуют у индуса тарелку и телевизор, триумфально привозят их в монастырь и даже настоятель приходит посмотреть матч. Вот только парнишка, который больше всех хотел, что аж даже уломал своего друга заложить часы его мамы, он был не рад. У меня неоднозначное мнение о фильме. Снят вроде неплохо, особенно для дебюта, вот только мессадж раскрытый в один момент мне не нравится. Режиссер учился в США и кажется "пропитался". Говорится о том, что буддизм должен идти в ногу со временем и принмать такие вещи, как телевизор, футбол и... да банка кока колы промелькнула на экране, один монах использовал банки как подсвечники, но такой месседж мне вовсе не по душе (слепое приятие всего Западного). Как ни странно, первый фильм в истории Бутана, при том, что это консервативная закрытая Восточная по духу страна, фильм оказался по духу Западным. Может я поспешил с выводами и еще присмотрюсь к этому режиссеру, но вопрос в том, что если уж мы теряем Бутан, терям Кубу, то где еще можно спрятаться?..
Мир и любовь. Терри.