Про чтение

Apr 05, 2014 21:15

Такое вот получилось интервью для "Art-Kids"(https://www.facebook.com/artyreader?ref=stream)

Мы побывали в гостях у питерской школы неформального образования Апельсин. Фото-экскурсию по Апельсину можно посмотреть здесь (http://vk.com/album-57115184_190552867), а почитать подробнее о школе можно на ее сайте http://apelsino.com/.

К: Дима, позвольте начать с общего вопроса.

Как вы оцениваете роль чтения книги в современном мире, переполненном планшетами, интерактивными игрушками и Интернетом? Насколько важно читать?

Д: Это непростой вопрос.
С одной стороны, очень хочется сказать, что человек без книги не может жить, но я считаю, что человек без книги жить может,только вопрос, что это будет за жизнь? Книга и чтение не делают человека счастливым, часто наоборот. Как сказал Царь Соломон: "Многие знания, многие печали",- и, должен признаться, я с ним согласен. Не нужно заставлять детей читать с самого раннего возраста. Эта позиция родителей приводит к плохому. В тот момент, когда начинают заставлять, у ребенка появляется "анти" и ни о каком чтении не может быть и речи. Именно поэтому я "придержал бы коней". Да, книжка - это прикольно, книжка - это здорово, книжка - это правильно. С технической точки зрения роль книги огромна. Из книг мы получаем знания, знакомимся со взглядами других людей, обогащаем себя, но - еще раз со всей ответственностью заявляю - без книг жить можно.

С другой стороны, в современном мире, где мы не проводим и часа без того, чтобы посмотреть новости в Facebook, Вконтакте или в ЖЖ роль чтения огромна, равно как и роль письма. И с этой точки зрения сегодня читают и пишут намного больше, чем в недалеком прошлом. Если двадцать лет назад, люди непишущие и нечитающие действительно не читали и не писали, то сегодня человек, про которого мы говорим, что он не пишет и не читает, на самом деле пишет и читает практически постоянно. Он может писать неграмотно, может писать глупости или читать не то, что нам хочется, однако фактически он пишет и читает.

При этом я, конечно же, думаю, что книги - это целый мир. И чем раньше и шире мы этот мир открываем и приглашаем туда детей, тем лучше. При помощи чтения я получаю такие инструменты, которые не могу получить иным образом. Я имею в виду воображение - то, что я могу сделать с собой и миром. Роль чтения огромна.

К: Как Вы думаете, с какого возраста нужно приобщать ребенка к чтению, показывать ему книги, рассматривать картинки, листать страницы?

Д: С рождения. Если дома читают, ребенка не придется приобщать к чтению. Если папа читает, мама читает, то и ребенок заинтересуется чтением. Это должно быть естественно. Мы же не приобщаем детей к дыханию. Книги - это часть мира. Если в семье она является источником радости, то чем раньше малыш познакомиться с ней, тем лучше. Но при этом не забывайте об одном очень важном моменте: книга и насилие несовместимы! Если на каком-то этапе ребенок не хочет читать, значит, он не хочет. Значит пока рано. Сейчас в обществе существует противоречие. С одной стороны все хотят, чтобы ребенок как можно раньше читал, но с другой стороны большая часть средств, используемых для обучения чтению, может только отвратить ребенка от книги. Если мы заставляет ребенка читать, условно говоря, с часа до двух, он воспринимает это как насилие и подсознательно начинает избегать книги.

К: А с какого возраста лучше начинать обучать чтению?

Д: В педагогике есть такое направление, хотя я и не вполне являюсь его сторонником, суть которого состоит в том, что с ребенком нужно двигаться в том темпе, который он сам задает. Условно говоря, пока ребенок не спрашивает про чтение, мы к нему и не пристаем с книгами. Но мы внимательно за ним следим и улавливаем его интересы. Чтение - это инструмент, а не самоцель. Не правильно бегать за человеком в год - полтора с азбукой. Должно произойти осознание букв, сложение букв в слова, и слов в предложение. У каждого ребенка это происходит по-разному. Конечно, хорошо, если в шесть лет человек читает. Но является ли достижением, если он читает в четыре года? Если ему это действительно интересно, то да. У нас в Апельсине много таких детей. Но ничего нет страшного, если в четыре года ребенку больше нравиться рисовать или просто играть. Это не менее важно, чем читать. Конечно, по педагогическим нормам, ребенок должен уметь читать в шесть - семь лет. Еще очень хорошо, если в этом возрасте он не только умеет читать, но и понимает, какое это удовольствие - залезть в кровать с книжкой. И даже если он просто лежит и разглядывает картинки, это огромный успех его и его родителей.

К: Продолжая разговор именно о бумажных книгах, как Вы считаете, имеет ли значение качество издания книги?

Д: Да, безусловно. Красота книги напрямую влияет на любовь к чтению, особенно в детстве. Так же как нам приятно находиться в чистом, красивом помещении, приятно иметь дело с красивыми вещами, так же нам приятно держать в руках хорошую, красивую книгу. Я думаю, что возможно это один из ключевых моментов. Мы можем дать ребенку хорошую книгу, но плохо изданную, без картинок, и он не сможет оценить ее, ему просто не с чем сравнивать. В этот момент нам и придется его "пилить", что книга это источник знаний. Я рад, что сейчас можно найти прекрасно изданные книжки, с замечательными иллюстрациями, хотя их и не так много.

К: Какие книги Вы бы рекомендовали к прочтению в детстве?

Д: Книги должны быть разные, так же как одежда, спектакли и другие вещи. Еще раз подчеркну: книги должны быть разные. Однако думаю, что не надо торопиться с классиками. Успеют дети узнать, что Пушкин - это наше Всё. Для начала дети должны услышать музыку стиха, которая будет им понятна, будет соответствовать их ритму. Так в возрасте шести лет более уместен Олег Григорьев, чем Александр Сергеевич Пушкин,потому что для этого возраста Григорьев, вероятно, ближе. Если ребенок в пять лет учит наизусть "Мороз и солнце; день чудесный!", то в этот момент возникает напряжение. Удивительный Пушкин превращается в набор непонятных слов, сквозь которые бывает трудно прорваться, услышать музыку стиха.
Поэтому мы в Апельсине в начальной школе, очень осторожно касаемся творчества классиков.
В шесть - семь лет замечательно читать Драгунского, Григорьева, Астрид Линдгрен, Чуковского, Маршака, басни. Вообще стихам нужно уделять большое внимание, потому что стихи - это ключ к литературе, это музыка, а музыка окружает нас повсюду. Поэтому знакомить ребенка с литературой через этот канал мне представляется интересным и полезным.

К: Есть ли в Апельсине список книг для внеклассного чтения?

Д: Нет. У нас такого списка нет, потому что этот список должен быть у каждого свой. Здесь более важно умение выбрать книжку, понять мое это или не мое. В нашей школе есть урок "Библиотека", на котором дети знакомятся с самыми разными литературными произведениями. И по окончании этого урока мы никогда не говорим "теперь идите и прочтите то или это". Например, не так давно у нас состоялся урок литературы, на котором дети выбирали стихи, которые созвучны их настроению, состоянию. Которые действительно "говорят с ними", которые хочется запомнить. Выбирали из Бродского, Чуковского, Лермонтова, Пушкина, Саши Черного, Хармса. Это было удивительно - наблюдать начало "романа" между человеком и стихом...

К: А какие книги Вы бы точно не взяли на свои уроки и не рекомендовали читать детям?

Д: Только книги, которые пропагандируют экстремизм и насилие. Других ограничений быть не должно, не может быть. Конечно, неуместно читать Мопассана с пятиклассниками, но с другой стороны читать его с десятиклассниками возможно уже поздно. Книга должна подходить человеку. Поэтому во втором классе детям будет более понятно описание природы Драгунским, чем Чарушиным. Книга должна подходить под общие интересы ребенка и родителей, ребенка и педагога в данный момент. Так у нас в Апельсине однажды все читали Гарри Поттера, хотя никто не заставлял это делать. Просто кто-то занес этот "вирус". Главная задача родителей и учителей продемонстрировать и дать освоить детям замечательный инструмент - чтение. На наших уроках мы читаем вместе с детьми, они читают в маленьких группах сами, задают вопросы, мы обсуждаем прочитанное и вдруг, выясняется, что литература это про нас с вами. Таким образом, люди и подключаются к чтению.

К: Какие рекомендации Вы могли бы дать по выбору детской книги?

Д: Во-первых, выбор книги должен быть удовольствием. Приведу аналогию с театром. Первое, что человек встречает, попадая в театр, это особым образом устроенное фойе и гардероб. На западе практически в ста процентах случаев вам предложат в фойе шампанское. Все это создает атмосферу ожидания праздника. Так и выбор книги должен ассоциироваться с праздником. Это здорово - зайти в книжный магазин и выбрать вместе с ребенком книжку. Это должно быть так же здорово, как поесть мороженого (а мороженое любят все). Это очень важно.

Второй момент, нужно обращать внимание в какой книжный магазин вы заходите. Неприятно, если это будет серое и неудобное помещение. Магазин должен быть красивый, привлекательный и понятный. Он должен быть обращен к клиенту, в нашем случае к ребенку. В нем должно быть удобно и комфортно. К сожалению, любой из нас знает книжные магазины, где детский отдел ничем не отличается от отдела технической книги. Книги стоят на высоких полках. Ребенок практически не участвует в выборе книжки, потому что папа или мама сначала должны ее достать. А ведь несложно оборудовать детский отдел низкими стеллажами или лесенками, чтобы ребенок мог сам выбирать книги.

Третье, нужно помнить, что окончательный выбор книги за ребенком. И даже если вы хотите, чтобы ребенок прочитал какую-то книжку, вы можете ее только предложить. Если в этот момент ребенок скажет, что он хочет другую, нужно не задумываясь брать ту, которую выбрал он. Это железное правило. Потому что в противном случае он не прочтет ни первую, ни вторую. Это самый важный момент. Я хочу, чтобы дети выбирали книги сами, развивали этот навык. Даже в три года ребенок способен сам выбрать книгу. Да в этом возрасте ребенок будет ориентироваться на красоту книги, на ее картинки, но никто не мешает родителям помочь. Прочтите ему несколько строк, и пусть ребенок решит сам. Литература это мир свободы, это мир выбора. Еще раз подчеркиваю - выбор книги - это выбор ребенка!
Конечно же, вы можете выбрать и подарить ребенку книжку. Но, уважаемые родители, пожалуйста, помните, что, как и с любым подарком, с подаренной книжкой можно поступить двумя способами: принять ее, оценить, читать и радоваться или засунуть ее куда подальше, например, под кровать. Это право принимающего подарок. Пожалуйста, помните об этом.

К: Что Вы думаете по поводу различных электронных книг и приложений для планшетов? Смогут ли они заменить бумажную книгу?

Д: Конечно, невозможно отрицать существование электронных книг, но очевидно, что бумажная книга - это замечательная штука. У бумажной книги есть то, чего нет у электроники, например, удивительный запах новой книги (читающие родители меня поймут). Да и приобщать ребенка к чтению проще с помощью бумажной книги, красивой, напечатанной на хорошей бумаге, с хорошими иллюстрациями. Бумажная книга принадлежит ребенку, он сам ей владеет. Это несравнимо с текстом на экране папиного прибора.

К: По каким учебникам учатся в Апельсине?

Д: Мы используем разные учебники. За основу взята образовательная программа «Перспектива». Например, учебник по математике Петерсон очень удачный. Дальше уже нужно говорить о мастерстве учителя, как он преподнесет материал, изложенный в учебнике. А еще многие учебники мы придумываем сами. Учебник - это только намек, куда идти дальше. Например, наш учитель физики предложил детям поискать дома предметы, которые им интересны, но они не понимают, как те работают. На следующий урок дети назвали множество приборов, и учитель построил на этом программу. Так дети к концу первого класса знали, что такое волны, сообщающиеся сосуды, пиксели. Результаты были поразительными, потому что в процессе обучения мы шли за интересом детей.

К: Как Вы думаете, нужна ли цензура детских книг? Например, можно ли читать ребенку книгу, где есть слово "дурак" и тому подобные слова? Нужна ли адаптация детских книг под возраст?

Д: Я категорически против цензуры. Я против адаптации книг всеми, кроме авторов. Если автор написал "дурак", значит так тому и быть. Дети сами не будут читать в семь лет Мопассана или «Финансиста» Драйзера. А вот если они прочтут эти книги в шестнадцать, то ничего плохого в этом нет. Конечно, есть общепризнанные запреты. Не могут лежать на детской полке книги, где есть расизм, порнография, призывы к насилию, подчеркиваю, «призывы». Но запрещать книги, где описаны сцены насилия это бред. Никто не будет, прочитав такую книгу, проявлять агрессию к другим. Никто не будет называть всех дураками, прочитав в книге слово "дурак".

К: Как Вы считаете, могут ли заменить аудиокниги или мультфильмы чтение бумажной книги на ту же тему?

Д: Конечно же, нет. Аудиокниги и мультфильмы - это другой мир, другой канал получения информации. Эти вещи нельзя сравнивать, так же, как нельзя сравнивать лыжи и кино. Это разные удовольствия, которые дают разные ощущения.

К: Дима, назовите, пожалуйста, пять ваших самых любимых детских книг. Пять книг, которые Вы читали бы своим детям

Д: Детские рассказы Виктора Драгунского. Я его очень люблю;
"Хоббит, или Туда и Обратно" Дж. Толкиена;
Астрид Линдгрен и в первую очередь ее «Малыш и Карлссон»;
Детские стихи Олега Григорьева;
Детские пьесы Шварца;
И, конечно же, сказки удивительного писателя Ханса Кристиана Андерсена, которого к слову, трудно назвать детским писателем. Однако его сказки по формату очень хороши для детей.

К: Спасибо Дима за интересный рассказ, надеемся побывать у вас в гостях еще раз.

школа, дети, чтение, воспитание, педагогика

Previous post Next post
Up