Борода, топор и клетка

Dec 10, 2016 04:00

Многие из экспертов проекта и комментаторы отметили связь между архетипом Славного Малого и клетчатым принтом.

Клетчатую ткань проще соткать из того, что осталось и есть в наличии, из моточков-одиночков, чем набирать пряжу идеального качества на большое полотно. Клетка удобна своей немаркостью, пятна от чего-то на ней менее заметны, чем на однотонной ткани. Даже сочетать ее в костюме проще: цветовая связь уже выстроена, нет нужды в дополнительном декоре, можно использовать и как акцент, и как один из составных элементов. Хотя об этом Славные Малые не размышляют :) Словом, у клетки много достоинств.

Не буду судить об актуальности, трендовости и модности клетчатых рубашек. Кажется, это та категория, которая «была всегда» от косовороток из пестряди в народном костюме губерний родной Российской Империи до далекой и холодной Северной Америки. Вот в Новую Англию и Британскую Колумбию мы и отправимся, чтобы увидеть как же связаны друг с другом красно-черная клетка, бороды и топоры?



Мне помогла в этом разобраться хорошая статья, цитаты из которой я приведу без изменения (курсив).

История появления куртки лесоруба

Судя по всему, фирменной клетчатой курткой лесорубы обязаны британским военным. В ноябре 1811-го, незадолго до начала англо-американской войны, группа английских солдат, добравшихся до Канады, оказалась в непростом положении: погода неотвратимо портилась, а корабль, который вез припасы и теплую одежду, застрял где-то в пути. Капитан Чарльз Робертс решил: раз помощи ждать неоткуда, новую форму придется шить самим - из одеял, которые любезно предоставил ирландский купец Джон Аскин. Жена Аскина, Мэдлин, придумала, как они будут выглядеть, а местные помогли с шитьем.

Робертс очень хотел, чтобы форма получилась теплой и наделенной водоотталкивающими свойствами. Примерно через две недели заказ был выполнен. Предполагалось, что все 40 курток должны были быть синими, но краска закончилась раньше времени, поэтому некоторое количество «джекетов» пришлось сделать красными и черно-красными. На следующий год полк Робертса отправился в Мичиган, где занял форт Мичилимакино. С наступлением холодов им снова понадобилась теплая одежда, и Чарльз опять приказал резать одеяла. Так куртки получили название макино - в честь этого форта.



слева: Lumberjacks in British Columbia, Canada; справа: American Loggers, 1939

К середине XIX века в Канаде начался настоящий лесозаготовительный бум - только в США уходило древесины на огромную по тем временам сумму 7 млн долларов, а в Британию - еще больше. К тому времени в куртки макино облачились и дровосеки. Точно неизвестно, кто подкинул лесорубам идею одеться в стиле бравых парней Чарльза Робертса, но они к нему так привыкли, что сегодня шерстяные куртки в красно-черную клетку (lumberjack plaid) чаще всего ассоциируются не с английскими солдатами, а именно с брутальными бородатыми североамериканскими дровосеками. Настоящими - теми, что рубили деревья огромными топорами, а не срезали бензопилами.

Классический, «самый правильный» вариант куртки лесоруба должен соответствовать ряду критериев:
- два нагрудных и два боковых кармана,
- принт, ставший классическим, красно-черный,
- современные модели часто имеют теплый «овечий» воротник,
- материал верха - тяжелая водонепроницаемая шерсть.



Но куртка стала столь узнаваемой, что даже ее более легкие собратья, рубашки на подкладке, рубашки из флиса и фланели, рубашки из более тонкого материала, хлопка с характерным принтом, даже просто с клеткой, в узоре которой преобладают красные и черные нити, все они попадают в образ сурового дровосека, парня с топором, в архетип Славного Малого. Отмечу, что все упомянутые ткани - матовые.







Стиль «канадского дровосека», lumberjack снова пошел на подъем с 2015 года, ламберсексуалы вышли из девственных лесов Америки на улицы городов всего мира. Девушки привычно умыкнули образ в свой гардероб, бороду, шедшую комплектом, не взяли. Эх...



Без упоминания персонажа фольклора со статусом национального героя в северо-восточных штатах Америки Поля Баньяна рассказ будет неполным.

Вот статья в Википедии про него.

Самое раннее напечатанное произведение о Баньяне, которое сейчас известно, создано Джеймсом Maкгилливреем в 1910 (по другим сведениям, в 1906) году. К этому времени куртка британских лесорубов уже существовала, а лесозаготовительный бум только начинался. Несколько лет спустя, в 1916 году, Уильям Логхед придумывал рекламу и решил использовать образ Баньяна, сделав его гигантом.

Джеймс Стивенс написал книгу под названием «Поль Баньян» в 1925 году. Эта книга говорит, что франко-канадцы создали истории о Поле Баньяне во время восстания Папино 1837 года, когда они боролись против Англии. Это объясняет, почему фамилией Поля Баньяна является «Баньян», поскольку «Баньян» звучит как франко-канадское сленговое слово «Bonyenne», означающее удивление, - аналогично тому, как англичане могли бы сказать «Боже мой» или «Мой Бог». Люди рассказывали друг другу истории о Баньяне, и эти истории, естественно, несколько изменялись, передаваясь от человека к человеку. Часто Поль Баньян изображен на картинках с гигантским синим быком по имени Бейб («малыш»). Историки считают, что Малыш был создан только в XX веке для рекламы.



косплей

В Советском Союзе не прошли мимо такого харизматичного представителя рабочего класса. Но в диафильме образ Поля не каноничен. Нет куртки с принтом «Buffalo Red Black». Посмотреть диафильм и поностальгировать можно здесь.



кадры из диафильма

Ссылка на альбом в Pinterest, первоисточники фото можно увидеть там же.

Борода, топор и клетка
Лесоруб: примерка
Лесоруб: вариант возможного гардероба look (пост не написан)

Архетипы Личности, Славный Малый

Previous post Next post
Up