Маг выступает в качестве медиатора и балансира, уравновешивающего отношения между двумя мирами, миром живых людей и миром с той стороны. Это мнение прозвучало сразу у нескольких экспертов в постах у ХлоФло. Трудно с ним не согласиться.
слева:
источник фото; справа:
источник фото Из роли Мага как балансира и медиатора следует, что Маг не может быть однозначно положительным или отрицательным персонажем. Он принимает ту сторону, на которой в конкретный момент наблюдается недостаток сил. То есть грамотно работающий Маг ни Светлый, ни Темный. В качестве не самого удачного примера - Зеркало из вселенной «Дозоров», созданной Лукьяненко. В Зеркало превращается неинициированный слабый Иной, равно далекий и от Света, и от Тьмы, либо питающий симпатии одновременно и к Свету и к Тьме. Это с одной стороны.
С другой стороны, Маг - человек, способный пересекать границу между мирами, и охраняющий эту границу от несанкционированных проникновений. Причем подразумевается, что вестники от Богов ожидаемы и желанны (постоянный плюс), а попытки контактов с силами обобщенного Зла нужно пресекать (постоянный минус). В подобных ситуациях, Маг (Шаман, Жрец, Духовное лицо), стоящий на страже границы со стороны земного мира, мыслится «игроком за людей», а не за темных существ из мира с той стороны.
Но, видимо, сочетание в одной фигуре столь противоречивых наполняющих, сложно для восприятия образа целостным. И раз за разом Маг в сознании людей двоится:
- на Доброго и Злого, в зависимости от того, каким силам по мнению людей, а не самого Мага, он служит (ярчайший пример - истинно правильно верующие и объявленные ими еретики, православные и сатанисты);
- на Светлых и Темных по врожденному вектору Мага (например, Светлые и Темные Иные из вселенной «Дозоров», созданной Лукьяненко);
- на Хорошего и Плохого, относительно действий Мага к конкретному человеку, без понимания задачи, которую решает Маг (да и не будут в нее вникать люди);
- на Понятного и Непонятного людям по совершаемым Магом действиям;
- на Белого и Черного по цвету одежды.
Ну вот теперь попытайтесь представить добрую юную волшебницу в черных одеждах. Не очень получается :) Про существующие примеры я немного написала в
посте в части, посвященной «Выражению Тени архетипов».
Обратное тоже сложно представляемо: между темным визуальным воплощением Мага и его принадлежностью к стороне Зла часто ставится знак равенства. И пример есть:
пост, посвященный Мишель Лами, диалоги в комментариях.
Задача попроще: представить доброго Мага в некро-украшениях и злого Мага с украшениями, не имеющими вектора к тематике смерти или заимствований из «злых» сект.
По каким критериям еще можно разделить магов?
По способу приобретения ими своей силы: неотъемлимая и приобретенная.
В первую категорию попадут все, получившие силу от природы, унаследовавшие магические способности от родителей или родившиеся с каким-то уникальным набором качеств. Достаточно часто, эти природные способности нужно развивать, проходя обучение, или пройти процесс инициализации. Если посчитать правдивым этот вариант, то у обычного среднестатистического человека нет шансов стать Магом. В качестве примера можно взять волшебный мир Гарри Поттера, созданный Джоан Роулинг. Маггл (muggle) - человек, не обладающий магическими способностями. Способность к волшебству врожденная, и маггл не может научиться колдовству. Волшебников, рожденных в семьях магглов, называют «магглорожденными»; волшебников, рожденных в смешанных семьях, от маггла и чистокровного волшебника, называют «полукровками»; детей, рожденных в семьях волшебников, но не обладающих магическими способностями, что случается очень редко, называют «сквибами».
Магические умения могут достаться человеку, не имеющему к тому природных данных в результате какого-либо воздействия. Как правило, человек после такого воздействия перестает принадлежать к категории людей. В уже упомянутой вселенной «Дозоров» чтобы изменить природу человека на магическую, его нужно обратить в вампира или оборотня (не Маги, но магические существа) или применить заклинание, находящееся в книге «Фуаран». Книга сначала была засекречена, а затем и уничтожена, потому, что могла привести к дисбалансу в мире, нарушив равновесие межу Светлыми и Темными, межу Иными и людьми.
Во вторую категорию попадут те, кто смог получить магические способности, благодаря познанию, усердию и изучению. В этом варианте среднестатистический человек получает шанс дорасти до полноценного Мага. Но, вероятнее всего, юным к моменту окончания обучения он не будет. Если говорить про Светлые ипостаси, то чаще всего подобная стратегия длительного обучения человека отрабатывается на архетипе Мудреца, а не Мага. Единственный литературный пример, который я вспомнила и в котором, наряду с наследственными Магами, есть Маги, создавшие себя из людей, однозначно не злые и не добрые - книга Марины и Сергея Дяченко «Магам можно все».
Разделить Магов можно и по используемым ими инструментарию. В качестве примера можно привести некромантов из игр Diablo или Heroes of Might and Magic. Их обращение с умершими не несет однозначного злого мотива.
Конечно, и про гендерное и возрастное разделение забывать нельзя.
Добрые молодые - чаще всего женщины, волшебницы от молодых до «возраста первых морщин», мужские персонажи - ?
Добрые пожилые - мудрые волшебники, преимущественно мужчины, часто с признаками архетипа Опекуна (Мерлин, Гендальф из эпопеи Толкиена), женские персонажи - ?
Злые молодые - ? чаще всего представлены женщинами, ушедшими в тень архетипов Мага и смежных Любовника и/или Правителя
Злые старые - огромное разнообразие представителей обоих полов, ведьм, колдунов и колдуний, чародеев и чародеек.
Может быть вы подскажите мне недостающие примеры?
Как только деление на доброго/злого становится менее четким, появляются полутона и неоднозначности, спектр фигур Магов становится шире. Например, персонажи саги о Ведьмаке Анджея Сапковского, Геральт из Ривии, Йеннифэр из Венгерберга. Еще один пример - Завулон, Гесер ведьма Арина, и другие мудрые и очень старые Иные из вселенной «Дозоров».
Вернусь к теме добрых/злых Магов с такого еще ракурса.
Однозначно выведенные плохими персонажами темные Маги нарушают равновесие между Добром и Злом, между земным миром и миром с той стороны. Этот факт абсолютно очевиден и не вызывает никаких споров.
Но ведь верно и то, что равновеликие добрые Светлые Маги также нарушают балансировку. Это добро трактуется как благо для людей. И оно, конечно, сразу становится легитимным с точки зрения людей. А с точки зрения расстановки сил? Во вселенной Дозоров Иисус Христос -абсолютный Светлый маг. Со слов работников Ночного дозора, творил светлые дела не нарушая равновесия; и это - единственный случай за всю историю. Может быть, все приключения, произошедшие с героями сказок, саг и легенд, после одаривания их добрыми Магами, - это вариант расплаты, балансировки последствий (например, Золушка)?
Короткий вывод: добрый Маг ≠ Светлый Маг ≠ Тень Мага ≠ Маг в белых одеждах и злой Маг ≠ Темный Маг ≠ Тень Мага ≠ Маг в черных одеждах.
Северус Снегг, персонаж из волшебного мира Гарри Поттера, созданного Джоан Роулинг