У архетипов Героя-Воина и Искателя-Землепроходца есть объединяющая фигура, столь древняя, что старше человека как Homo sapiens sapiens. Я имею ввиду времена первобытных людей каменного века.
В Африке большие злые крокодилы будут вас кусать, бить и обижать, - не ходите, дети, в Африку гулять.
Корней Чуковский, «Бармалей»
Для древних гоминид переход с чисто вегетарианской на смешанную (растения + мясо) диету сыграл значительную роль и в эволюционном плане, как биологического вида, и в социальном. Этот путь способствовал превращению их самих из объектов охоты для других животных в охотников.
кадр из фильма «Ледниковый период», 2002
[Ссылки на статьи] В этой статье приведены размышления на тему, когда же случился переход диет , и о том, что был длительный период существования гоминид в роли падальщиков.
В этой - статье кто и кого ел (большие кошки, орлы и крокодилы охотились на гоминид). Начиная примерно с 2 миллионов лет назад первые люди сами стали хищниками. (...) В последующие времена люди окончательно вырвались из-под гнёта хищников. Практически во всех случаях, когда человеческие кости повреждены чьими-то зубами, это зубы гиен. Отсутствие погребальной практики до некоторого момента способствовало тому, что трупы шли в желудки падальщиков. (...) Поздние Homo erectus, Homo heidelbergensis и Homo neanderthalensis сами были опаснейшими хищниками своего времени. Об этом красноречиво говорят завалы костей в местах их стоянок. Неандертальцы любили, например, охотиться на пещерных медведей, которые, хоть и были преимущественно растительноядными, но всё же - громаднейшими медведями. (...) Неандертальцы и их сменщики - кроманьонцы - стали наиболее вероятной причиной вымирания в Европе пещерных медведей, гиен и львов.
В этой статье - каким образом происходило разделывание пойманного. Находки в Канжере Южной являются древнейшими достоверными и притом массовыми следами хищнического поведения гоминид. (...) Стоит особенно подчеркнуть, что речь идёт именно о хищничестве, а не поведении падальщиков. (...) Надрезки расположены не где попало, а в определённых местах костей, из чего следует, что охотники выполняли две главные операции: срезание мяса с костей и расчленение суставов.
В этой статье - о том, кого же предпочитали неандертальцы в пищу употреблять. Падальщиками они, судя по полученным данным, не были. Этот вывод важен, так как формы поведения охотников и падальщиков существенно отличаются. Для первых характерна, прежде всего, высокая согласованность действий в охотничьих коллективах. Очевидно, что охота на крупных животных могла быть только коллективной. Как удалось реконструировать и основные промысловые виды неандертальцев, ими во всех случаях оказывались наиболее крупные травоядные млекопитающие. Там, где в сопутствующей фауне обнаруживались мамонт и шерстистый носорог - лидировали именно эти виды. Там, где их не было, наиболее частой охотничьей добычей становились дикие быки и дикие лошади. Другие травоядные млекопитающие, такие как, северные олени, реже становились предметом охоты. Важно отметить, что все эти животные обитают на открытых пространствах. (...) Подводя итог сопоставлениям традиций использования пищевых ресурсов неандертальцами и сапиенсами, основываясь на известных к настоящему моменту материалах, мы можем судить о существовании двух различных пищевых стратегий: специализированных охотников и неспециализированных охотников на наземную и водную фауну.
В этой статье рассказывается о том, ели ли неандертальцы растительную пищу.
В этой статье - про тип охоты на антилоп у Homo habilis и еще некоторые факты. Полученная картина больше всего соответствует не загонной охоте, а охоте из засады.
А здесь уже про военные конфликты, вооруженное насилие в палеолите. Для финала позднего палеолита, имеются очевидные и неопровержимые свидетельства вооруженного насилия. (...) Это, прежде всего, скелетные остатки людей с застрявшими в них фрагментами оружия. Такие находки были сделаны в Европе (Сан Теодоро, Грот Детей, возможно, Монфор), Африке (Джебел Сахаба) и на Ближнем Востоке (Кебара). (...) В позднем плейстоцене и, особенно, его заключительном отрезке (...) уже существует и постепенно получает все большее распространение ударное и метательное оружие с каменными и костяными наконечниками. Последние, попадая в кость, если и не застревают в ней, то оставляют повреждения, происхождение которых часто можно установить с высокой степенью надежности.
Переход в питании был тесно связан развитием такого вида деятельности как охота. С совершенствованием орудий для охоты улучшалась и ее результативность. Возможно это привело к увеличению популяции и конкуренции за охотничьи угодья, и к столкновениям, связанным с конкуренцией.
Часто звери охотились за ним, а еще чаще он охотился за зверями.
Э. Берроуз, «Тарзан»
Про культуру и жизнь кроманьонцев можно прочитать в цикле статей, начиная с этой и далее.
[Ссылки на статьи]Особенности и разнообразие культур верхнего палеолита Кроманьонцы широко использовали для изготовления орудий также кости и рога животных, а также бивни мамонтов. (...) Типичными костяными и роговыми изделиями были гарпуны (в верхнем палеолите они чаще использовались для охоты на северных оленей, а не для ловли рыбы), иглы с ушками и шилья. Уже в начале эпохи верхнего палеолита появилась копьеметалка, а в конце - лук и стрелы.
Развитие общества в верхнем палеолите В целом в эпоху верхнего палеолита в Европе и Северной Азии климат был суровым, это время чередовавшихся ледниковых периодов с межледниковьями. Хотя в некоторые межледниковья климат был теплее, чем сейчас, всё же в среднем Евразия представляла собой арктическую область. Весь север Европы был покрыт ледником, другие ледники спускались с гор. (...)
Искусство верхнего палеолита Как уже отмечалось, верхнепалеолитическое искусство достигло своего расцвета. Это в первую очередь касается наскальной живописи.
Прото-фигура Охотника, сочетающая в себе архетипы Землепроходца и Воина, и является первым воплощением этого тандема.
Она не несет в себе такой откровенно агрессивный посыл, как последующие проявления архетипа Воина. Особенно, если сравнивать смертоносность современного оружия и оружия для охоты у первобытных людей. В ней сильно меньше ранговости (офицерская структура и рядовые). Конечно, нет знаков отличия и наград, как у современных военных, хотя можно предположить украшения-трофеи. Охотник остается более близким к Герою, успешному добытчику еды для зависящих от него соплеменников, снимающим страх умереть от голода.
слева: орудия из пещеры Ла Мут (Франция), источник схемы, справа: Костяные изделия из пещеры Пекарна (Чехословакия) источник схемы
Конечно же, образ Охотника связан с архетипом Землепроходца, поскольку сама охота подразумевает перемещения в пространстве и животных, имеющих свои территории, и человека-охотника. Ареалы обитания травоядных, хищников, птиц и рыб не совпадают; у некоторых хищников разделены территории самок и самцов. Охотничьи угодья могут быть разделены между племенами как отделены границами современные государства. И про сезонность (зима, лето, миграции и спячки животных и птиц) не забываем. Перемещения присутствуют в любом типе охоты, независимо от того одиночная она или групповая; проводится с использованием обученных животных или без них; ведется из засады, является охотой-преследованием, облавной и загонной; производится с использованием сетей, ловушек, силков и прочее.
В современном мире носителями «первобытного» воплощения образа Охотника (для них это не образ, а часть повседневной жизни) остались этносы, находящиеся в состоянии гомеостаза по Гумилеву, существующие в равновесии с окружающей средой, ландшафтом. Примеры статических этносов: аборигены Австралии, современные североамериканские индейцы и отдельные племена в Амазонской сельве, коренные народы Крайнего Севера, пигмеи (Центральная Африка), онгхи (Андаманские острова).
Истории, в которых «современный» человек, попадая в «первобытные» условия вне цивилизации, сопротивляется обстоятельствам, наделяют выжившего «костюмом» первобытного человека, что вполне логично и понятно.
иллюстрации Игоря Ильинского к произведению Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», 1986, издательство Детская литература