Любовник + Изгой + Маг = Русалка, дух стихийный, водный, лесной и полевой

Dec 15, 2015 10:00

Сначала стоит определиться о ком речь поведу:

1. Принадлежность. Русалки попадают под определение демонов, не привязанных к определенному месту, олицетворяющих собой природные силы. Русалок нельзя признать определенно духами водными или лесными или полевыми: русалки являются одновременно и теми и другими и третьими (Зеленин).
По народным представлениям русалками становились умершие до замужества девушки, самоубийцы, утопленницы, пропавшие без вести, сгинувшие в лесах. Русалок-мужчин не описано.



резьба по дереву


2. Форма тела, телосложение, особенности - человеческая. Из фольклорных источников совершенно определенно следует, что лешие, русалки и прочая нежить, ходят, бродят, бегают и скачут по земле на двух ногах (Даль, Толковый словарь). Образ русалки с рыбьим хвостом вместо ног возник в Европе и пришел в Россию с литературными традициями.

Из народных представлений о русалках можно вывести два типа внешности:
- образ молодой привлекательной девушки-русалки с телом белым, как снег, с распущенными волосами;
- образ страшной и безобразной женщины, возрастом от средних лет до старости; высокий рост, крупное телосложение, полнота или, наоборот, невероятная худоба, непомерно большие груди, которые закидывала за плечи, косматые волосы.

Про второй тип не будем, мало кому хочется ассоциировать себя со злой и некрасивой старухой.

3. Длина волос - от лопаток и ниже. Распущенные по плечам длинные волосы - одна из главных отличительных особенностей русалок. Встречаются описания как косматых и нечесаных, так и много времени уделяющих уходу за волосами русалок.

4. Цвет волос. В большинстве случаев цвет волос русалок указан как русый, но есть упоминания о «красновато-светлых» и «рыжих» волосах. Также упоминаются и зеленоватые волосы, но, вероятнее всего, дело в ряске и других водных растениях, часто украшающих шевелюру духов, предпочитающих водный образ жизни (Зеленин).

5. Одежда. В Белоруссии поселяне верили, что русалки бегают нагие. (Терещенко, «Быт русского народа»). Орловские крестьяне говорили, что русалки «ходят голые без обуви и без покрова на голове». Из большей части народных рассказов, русалки не имели одежды, ходили нагими и без головного убора, но при случае были бы рады одеться. Некоторые поверья предписывают людям делиться с русалками одеждой или ее частью (на Русальной неделе, когда в лесу ходят нагие русалки, при нечаянной встрече с ними, нужно непременно бросить платок или что-нибудь другое, даже рукав от платья оторвать, если в то время при себе ничего другого не будет). Так же было распространено убеждение, что русалки похищают у невнимательных женщин одежду, полотна, разостланные на траве для беленья, холсты и нитки, а иногда и пряжу для прядения ниток и ткачества. Одетых русалок чаще всего представляют в рваных сарафанах.

6. Место обитания. Русалки любят пустые и глухие воды (Даль). Обитают на высоких деревьях, как например, на дубе, липе и прочих (Зеленин), березах, склонившихся над водой ивах, осинах, кленах.

7. Занятия и предпочтения, времяпрепровождение. Русалки кувыркаются, играют, водят хороводы, пляшут, хохочут (Зеленин), качаются на ветвях, скачут по деревьям, плетут венки, прячутся во ржи, поют песни, плещутся в воде, расчесывают на берегу рек свои волосы.

Согласно быличкам, девушек и молодых женщин, стариков и старух русалки не любят. На первых они нападают, срывают одежду и, стегая ветками, прогоняют из леса; от последних прячутся.

Описаны различные реакции русалок на детей. Часть рассказов (обычно, связанная с отрицательным образом злой русалки) описывает ненависть к детям и их убийство/воровство. Другая - достаточно лояльную реакцию (успокоить плачущего ребенка, поиграть с ним, покатать на ветках деревьев).

8. Оборотничество. В некоторых областях русалкам приписывается способность к оборотничеству. Считалось, например, что они могли принимать вид белок, зайцев, крыс, лягушек, птиц, рыб, земноводных. Но большинство рассказов связывает их образ с образом девушки или молодой женщины.

9. Зоны ответственности. Водяная ипостась русалок ответственна за количество влаги, получаемое в течение лета полями; они могли наслать (как и другие духи, умершие не своей смертью) сокрушительные бури, проливные дожди, град. Считали также, что именно русалки спутывают у рыбаков сети, а у мельников портят жернова и плотины (Смоленск).
Полевая ипостась русалок трактовалась как хранительницы посевов, во власти которых находилась судьба будущего урожая. Там где они играли и резвились, хлеб родится обильнее.

10. Щекотка. Страсть к ней - самая известная и опасная из русалочьих проказ. Мужчин, особенно молодых, завлекают к себе, веселятся с ними и щекочут их до обморока. Последующая судьба людей, попавших к русалкам, может сложиться различно, кого-то невредимыми возвратят домой, кого-то убьют, особенной опасности подвергаются одинокие путники.

11. Календарный период, посвященный русалкам. На русальной неделе (ориентирована на православную Троицу, или неделя перед праздником, но чаще неделя после праздника, начиная с троицкого воскресенья, с Духова дня и заканчивая днем всех святых) русалки становились видимыми для человека. Любой крестьянин в полдень или в полночь, а также после захода солнца, мог увидеть русалок за занятиями.
В этот период люди старались задобрить русалок и не тревожить их, без надобности не ходить в лес, не купаться в водоемах, не проводить работы на ржаных полях.
Далее проводили обряд провод русалок. Его можно рассматривать как изгнание, выпроваживание из пространства, освоенного человеком, русалок, в которых видят души умерших. После выполнения основных своих функций - благоприятного воздействия на урожай и на жизнь общины в целом, необходимо было удалить ее подальше, или, вернее, вернуть обратно на тот свет.

12. Связь с растениями. С образом русалок связаны многие деревья и растения. Существовали целые обряды, призванные отождествлять девушек и русалок в определенный период лета. Например, завивание берез на Троицкой неделе.
Одной из отличительных особенностей русалок является их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей.

Водные растения: ряска, осока, кувшинки.
Лесные растения: береза в первую очередь, дуб, ива и осина (обе влаголюбивы), клен, липа.
Полевые растения: рожь
По старинному поверью, русалки, как и ведьмы, бояться крапивы, полыни и осины.

Материал по теме (тексты)
- Статья в Википедии
- РЭМ: Русальная неделя ссылка
- РЭМ: Проводы (похороны) русалок ссылка
- Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки.
- Зеленин Д. К. К вопросу о русалках (Культ покойников, умерших неестественною смертью, у русских и у финнов).
- Дмитрий Баянов. Леший по прозвищу «Обезьяна». Опыт демонологических сопоставлений.

Для таких же сумасшедших как я любящих заниматься сравнительным язычеством еще несколько ссылок:
- Арзюри, чувашская и тюркская мифология ссылка, демонический персонаж, голая некрасивая женщина с длинными (до земли) волосами, произошедшая из самоубийц или убитых, пропавших в лесу, проклятых или неверно погребенных, живет в лесу, оборотничествует, пугает людей, щекотит, иногда до смерти, лояльна к детям, боится металла.
- Албасты, тюркские и некоторых других народы Кавказа и Ближнего Востока ссылка, демонический персонаж, голая некрасивая женщина с длинными желтыми волосами, живет в лесу, не лояльна к детям, боится металла.
- Ткаши-мапа, грузинская мифология ссылка, богиня повелительница лесов и диких животных, красивая женщина с длинными белыми, золотыми или чёрными волосами, живет в лесу, загорает голой, вступает в тайную любовную связь с охотником.
- Вирь-Ава, мордовская мифология ссылка, дух, хозяйка леса, голая женщина с длинными волосами, живет в лесу, помогает в лесу или пугает людей, щекотит, иногда до смерти.
- Культдыргыш, киргизская мифология ссылка, демонический персонаж, голая или одетая женщина, щекотит до смерти.
- Ундина, германские сказания, поверья народов Прибалтики ссылка, дух прекрасной девушки, покончившей с собой из-за трагической любви, иногда с рыбьим хвостом, длинными волосами, соблазняет мужчин, чтобы родить от них ребенка, и через это обрести душу, наполняет поля влагой.
- Зелигены, скандинавская мифология, духи-покровители лесов, представлялись в виде светловолосых красавиц в белых платьях.

Похоже русалка - сквозной персонаж многих языческих верований с условно-устоявшимися атрибутами.

Главный вопрос: почему?
Почему Любовник? - Потому, что отдает предпочтение мужчинам, соблазняет их, распущенные длинные волосы, без одежды или в нижней рубахе, скорее раздета, чем одета.
Почему Изгой? - Потому, что нежить в отличие от живущих людей; неупокоенный дух, умерший не своей смертью или самоубийца, в отличие от успокоенных душ, умерших от естественных причин; живет не в поселениях с людьми, а в лесу, да еще и не на земле, а под водой (часть времени); не боится воды (во времена «дремучей древности» мало кто умел плавать); нарушает устоявшиеся нормы в отношении внешнего вида (простоволосая и нагая или в нижней рубахе, игравшей роль исподнего, или в рваном сарафане); предпочитает ночной образ жизни.
Почему Маг? - Потому, что не принадлежит миру живых людей; управляет водными стихиями, например дождями; оказывает влияние на рост трав и посевов, улучшая их рост или губя их; может защекотать до смерти.

Вводные внешности



слева: Настя Жидкова, фото из профиля девушки в ВК ; справа: Ola Rudnicka, фото с сайта сайта

Но мой взгляд, идеальная русалка получится из девушки без пигмента, из альбиноса. Белые волосы, белые ресницы, светлые глаза. Понижая градус идеальности, на следующей ступени - платиновая блондинка или полностью седые, серебряные волосы.



слева: ?, справа: Саша Лусс, фото с сайта сайта

Двигаемся дальше и доходим до светлых русых волос.



слева: Larissa Hofmann, справа: Ola Rudnicka, фото с сайта

Направление ясно, постепенно добираемся до достаточно темного цвета. Получается, что нет ограничения? Ведь даже с темными глазами вполне можно представить персонажа. Хотя акварельность и прозрачность цвета радужки, конечно предпочтительнее, как и холодные оттенок.
Ограничение есть, но лежит оно не в цвете волос и глаз, а в цвете кожи. Несмотря на то, что русалки не боятся солнца не вампиры же, хоть и нежить и появляются и при дневном свете, и плещутся в водоемах, не верится мне в загорелую русалку. Веснушки, которые «поцелуи солнца», также вываливаются из общей стилистики. Поэтому еще раз напоминаю бледную «как снег» кожу и отсутствие румянца.
А если вашу внешность описывают как «знойную» с «жгучими» глазами, «южную», «итальянскую», «цыганскую» и пр., то роль русалки, в подавляющем большинстве случаев, убедительно транслировать не получится. Но примерить-то можно :) Или двигаться от русалки в сторону повышения опасности и чувственности, к сиренам, например.



слева: Сальма Хайек, справа: Пенелопа Крус



этих прекрасных девушек не знаю, откуда фото стащила не помню :(



фото для коллажа найдены поиском в гугле, исходные найти не смогла, уж очень растиражировано

Благодаря современной химической промышленности можно воплотить в реальность зеленые русалочьи волосы в любом из нужных оттенков. Вот с таким цветом прямых длинных волос и светлой кожей попадание в образ почти гарантировано. А если еще и глаза светлого оттенка. И одежда подобрана, мммм...

На этом первую часть закончим.

Русалка, дух стихийный, водный, лесной и полевой
База длинное платье
Принты и Фактуры
Украшения и Аксессуары кроме некро тематики
Минералы для украшений
Русалка: примерка
Дополнения обувь, сумки, расширение и развитие образа

Архетипы Личности, Любовник-Эстет, Бунтарь-Изгой, Маг-Волшебник

Previous post Next post
Up