[списком]рептильный архаичный мозг дракон Александр бездумные блуждания, брожение закрома и накопление, перебирание сокровищ истощение от собирательства ревизия планов ради реализации других планов, расхламление
пуговицы, ткани, кабошоны ограничение количества вещей и минимализм
Некоторое время во мне подводным течением жило несколько полумыслей. Где-то на грани осознанности и в темной глубине они водоворотили, не показываясь на поверхности целиком, отправляя в реальность лишь самые кончики, краешки языков.
А Ирина Мальцева написала пост о себе (Facebook). И волшебным образом я свела воедино несколько краешков, своих полумыслей и узрела их общее тело. Так, что далее кажущиеся несвязанными эпизоды.
Присказка 1 и 2
Моя бабушка была единственной портнихой на три села. Это отдельная сказка, и ее я не буду рассказывать сейчас.
Моя мама, как и многие девушки/женщины ее поколения умеет шить и вязать. СССР, тотальный дефицит, перестройка с пустыми полками магазинов и две дочери. У многих моих ровесниц похожая история. Не буду разворачивать эту сказку.
Бабушка по сравнению с мамой была более умелой закройщицей, швеей и бережнее носила вещи. Да, я вправе сравнивать. Прежде чем я могла получить новую-старую одежду, прежде чем мне мама или бабушка что-то перешьют из заботливо сохраненных вещей, я должна была их распороть. Есть что-то в распарывание от разрушения собственного творения. А еще в нем много рутины и внимательности, напряжно для глаз.
Наверное, не нужно говорить, что и у бабушки, и у мамы были полки в шкафах с личными сокровищами, с отрезами тканей. Покупка отреза красивой ткани сама по себе квест.
В личной рукодельной сокровищнице кроме материи лежали пуговицы (бережно отрезанные от вещей, отслуживших свой срок), нитки для вышивок (китайский шелк и Мулине), иглы, любимые ножницы...
Сказка 1 про ткани
Понятно же, что с такими женщинами и с такой исторической обстановкой в стране у меня, как у приличной девочки, тоже должна быть сокровищница с тканями и пряжей! Тут можно расписать и про лояльность роду, и про уроки труда в школе, и... доставьте нужное.
И вот я обладаю тремя полками 34 х 34 х 41 см и шестью контейнерами на них с уложенными отрезами тканей, распоротыми вещами, нитками Мулине, парой мотков пряжи, бабушкиными вышивками... К ним сундучок с иглами, нитками, резинками, лентами и ручная швейная машинка, купленная с квартирой.
И я все это сама перестирала, распорола (некоторые старые вещи), купила, декатировала, написала метраж, сложила по контейнерам.
А теперь потихоньку... пристраиваю и выкидываю. Не нужно мне. Не получилось из меня швеи. Распарывать могу (медитативное занятие), выбирать ткань могу, выкройку даже перенести из журнала могу. А вот шить меня бесит. Сама по себе эта мысль стала для меня открытием, как сейчас говорят, инсайтом.
Так что я потихоньку пришла к осознанию того, что не нужно покупать про запас и чтобы было. Разумнее купить нужное количество ткани нужного цвета, состава, толщины и уровня блескучести под задуманное изделие. Перебирать сокровищницу и решать что же из имеющегося в наличии отреза можно сделать, как его приудобить - зло, жрущее время, место и ресурс сил.
На бабушкины вышивки рука не поднимется. Часть отрезов переведу в юбки с помощью портного в ателье. С остальным медленно и необратимо расстанусь.
Сказка 2 про пуговицы
Как у хорошей девочки у меня была куча пуговиц, оставшаяся от бабушкиных запасов, щедро досыпанная от маминых запасов и дополненная моими изысканиями. Определено им место было в жестяной банке из-под печенья.
Но я не просто хорошая девочка, а очень хорошая девочка. Поэтому, обитательницы жестяного цилиндра были спрятаны не в групповой могиле, а строго по пакетам. Комплект пуговиц был собран на нитку, завязанную узлом. Одиночные лежали друг с другом. Не грустить же им разрозненно. И дополнительная сортировка по цвету: розовые в одном пакете, зеленые в другом. Споротые с мужских рубашек и с пальто советских времен, запасные от вещей, что сейчас в гардеробе всем категориям пуговиц нашелся индивидуальный прозрачный зип лок. На удивление было много оранжевых пуговиц. Никогда не любила этот цвет.
И вот в один из дней этого сентября младшая дочь обнаружила не только банку, но и способ ее открытия.
Почти час я была бездетной! Час тишины! Средняя и младшая играли сокровищем, уже их сокровищем, законной добычей. Сначала украдкой перетаскали к себе в комнату рассортированное по пакетам. Затем тихо без драк и воплей поделили. Следующим этапом разорвали зип локи и извлекли нанизанные на нитки комплекты пуговиц. Играли и яркими желтыми, красными, и «грустными» коричневыми и черными. Постепенно перешли от крупных пуговиц к мелким, к одиночным, разорвали нитки, собиравшие одинаковые пуговицы.
Конечно же, дочерям и в голову не пришло, что нужно распотрошенное хотя бы как есть сложить в бывшее хранилище печенья.
Старшая дочь, вернувшись со школы, посмотрела на пол квартиры и спросила разрешения забрать себе самые красивые пуговицы. Получила разрешение, собрала себе мини-коллекцию пуговиц, утащила в свою сокровищницу.
Пятилетку назад, оказавшись в подобной ситуации, я бы уже на подходе к банке с пуговицами срезала диверсанток. А сейчас я иду по квартире, наступаю на пуговицу, наклоняюсь, поднимаю ее и ближайших к ней, и несу до мусорного ведра. Мало что оставляю. И нет у меня никаких угрызений совести по поводу сокращения количества моего рукодельного инвентаря. Кажется, я не очень хорошая девочка, не рукодельница. Бабушка и мама не поняли бы меня. И очень хорошо, что нет нужды объяснять им, зачем я выкинула пуговицы. Реальным им и им, которые живут в моей голове.
А вот по поводу выкидывания пластика/пластмассы/стекла угрызения совести были. Но и эти мелкие уколы не столь чувствительны. Потому, что я точно знаю, что не нашла бы в себе силы сфотографировать, выложить на пристройство, заморачиваться с перепиской с желающими пуговиц и желающими «только спросить», с доставкой, упаковыванием бандеролей и отправкой их почтой и прочее. Выкинуть сильно проще, особенно, если не целой банкой, а мелкооптовыми партиями.
Пуговичные запасы повторили историю тканевых: когда нужно будет, пойду и куплю.
Для меня в нехранении не своих «сокровищ» есть большой кусок освобождения от ненужного накопления вещей. И это не про занимаемое место в пространстве, хотя освободившееся место меня тоже радует.
Сказка 3 очень краткая версия
Мой рептильный архаичный мозг радуется камням. Не всяким, а тем, что поделочными зовутся. И не всяким поделочным, я уже разбирающаяся дама, могу и «фи», и мизинчик отставить.
Особенно мозг мой радуют полевые шпаты, желательно с оптическими эффектами; не полевые шпаты с оптическими эффектами радуют тоже и так же сильно. Камни с красивым рисунком (очень субъективный параметр) также доставляют удовольствие, особенно те из них, что сочетают в себе непрозрачные и прозрачные/просвечивающие части.
Вот какое имя дать моему рептильному архаичному мозгу? У Лилии Ким есть Дракон Александр. Я тоже хочу провести акт имянаречения. Дракон Натан Сияющий? Подумаю об этом.
Общее количество кабошонов в моей коллекции я не назову, хотя точно знаю это число. И общую стоимость тоже не скажу, хотя и ее тоже знаю. По моему нескромному мнению, коллекция пусть немногочисленная, но шикарная.
Инвестиционного интереса мой каменный склад не представляет. В данном случае под «инвестиционным интересом» я имею ввиду, что бриллианты, редкие драгоценные камни, предметы искусства покупают не ради любования ими, а чтобы деньги так хранить. Мне в такое не надо.
А порядок в кабошонной коллекции лучше, чем был в пуговицах. Даже каталог электронный в экселе есть. Собираюсь за зиму туда микрофото вставить. Ага, я занудная и педантичная. Мое сокровище, моя прелесть.
И нет в этом собирательстве никакого истощения, есть океан удовольствия от поиска, покупки, внесения в каталог, перебирания и любования. Удовольствия тактильного, визуального, готова признаться, что и вкусового тоже (я облизала некоторые кабошоны) плана.
В последние полгода появилась в коллекционировании камней непривычная для меня наполненность. Каменной всеядности никогда не было. Я не обожралась, но сытно наелась. Жажда приобретения пошла на убыль. Теперь хочу переполировать, перегранить (не совсем верное слово), перекабошонировать некоторые камни до идеальной формы.
Шепотом: а может быть и дальше пойду, закажу себе украшения с несколькими из них. Но в этом самом моменте заканчивается сказка про кабошоны и начинается про гардероб, поэтому точку ставлю.