Из Правителя + Любовника в Невинного = Элис Хаулэнд. Часть 1

Apr 04, 2018 07:00

«Все еще Элис» (англ. Still Alice, 2014) - фильм режиссеров Ричарда Глатцера и Уоша Уэстморленда, сценарий основан на одноименном романе Лизы Дженовы (2007).
Роль Элис Хаулэнд исполнила Джулианна Мур и получила за нее множество кинопремий, в том числе и Оскар за лучшую женскую роль (2015).
Так же в ролях Алек Болдуин - Джон Хаулэнд (муж Элис), Кристен Стюарт - Лидия Хаулэнд (дочь Элис) и Кейт Босуорт - Анна Хаулэнд (дочь Элис).

Я не умею писать о фильмах, действия которых происходят в современной нам реальности. Повседневное окружающее описывается и визуализируется языком и кодами, которые выглядят тонко, сглажено. Их актуальность и созвучность настоящему более требовательна к точности «препарации» визуального послания. Больше шансов ошибиться в трактовке. То ли дело придуманные миры и параллельные реальности.
Но этот фильм меня зацепил сразу несколькими крючками. Один из крючков - обратный процесс, регресс, шаги наоборот от успешно освоенных старших архетипов Правителя и Любовника к младшему Невинному.



Подводка к фильму из Википедии: Профессор лингвистики Элис Хаулэнд преподаёт в Колумбийском университете. Ей 50 лет, она замужем, у неё трое взрослых детей. Её жизнь кардинально меняется после того, как у неё диагностируют раннюю стадию болезни Альцгеймера.

Текст содержит спойлеры, если вы не смотрели фильм, то отложите чтение поста.

Фильм показывает пограничье, переход из одного статуса и другой. По этой причине в сюжетной линии так много «в первый раз» и «в последний раз». Своеобразные точки завершения отживающего и точки начала замещающего отжившее.



Элис появляется на экране в самом начале фильма.
Сцена в ресторане с празднованием дня ее рождения, 50-летнего юбилея в кругу семьи: муж Элис, старшая дочь с мужем и сын. Отцу и сыну есть о чем поговорить, оба по профессии врачи. Младшей дочери на торжестве нет, у нее важное прослушивание, она хочет стать актрисой.
Тост от мужа: «За самую умную и красивую женщину, которую я встречал в своей жизни».
Близкие радуют Элис подарком, теплым бежевым свитером крупной вязки, который еще появится в фильме позднее.

Внешний образ: волосы гладко уложены в геометричную гладкую прическу, сзади аккуратный пучок; серьги гвоздики, тонкая золотая цепочка, обручальное и помолвочное кольцо; легкий макияж; темное платье с горловиной-овалом и коротким рукавом. Внетрендовый образ респектабельной женщины со статусом, который она показывает, но не демонстрирует. Вариант реализовавшего себя Любовника (с первых же минут понятно, что у Элис твое взрослых детей и любящий муж), который перестал метаться и остался в рамках классики (обручальное и помолвочное кольца и макияж). Вариант Правителя, осознающего себя, но не демонстрирующего свое положение: тот же классический стиль (черное платье и золотые украшения). Самодостаточные Правитель и Любовник, которые никому ничего не доказывают.





Следующий блок сцен показывает нам поездку Элис в Лос-Анджелес.

На лекции в университете Лос-Анджелеса и встрече с младшей дочерью Элис в одной и той же одежде:
- свободная слегка просвечивающая голубоватая блуза с V-образным вырезом и скрытой планкой,
- юбка А-силуэта из плотной ткани бежевого цвета,
- классический двубортный бежевый тренч,
- нюдовые туфли на небольшом тонком каблуке с острым носком,
- объемная кожаная оранжевато-бежевая сумка.
Дополнением идут неброский дневной макияж, кольца и тонкая цепочка с зеленым камнем (буду считать, что это жадеит высшего сорта).

В представлении доктора Элис Хаулэнд перед аудиторией помощник профессора проговаривает, подтверждает уже увиденное в первой сцене и сообщает новые факты о лекторе: выдающийся профессор лингвистики Колумбийского университета, автор новаторского учебника «От нейронов до существительных», считающегося краеугольным камнем в изучении лингвистики по всему миру; учебник, написанный одновременно с заботой о детях. Дополнительные свидетельства успешной реализации архетипов Правителя (успешный признанный специалист) и Любовника в ипостаси Матери.
Небольшой кусочек лекции показывает, что Элис в своей лаборатории продолжает исследования лингвистического развития детей, связи памяти и способности к исчислению, являющихся основой общения, что Элис любит общаться, что у нее приятное чувство юмора, с помощью которого она выходит из затруднительных ситуаций и что она... забыла простое слово «хранилище». Это первый звоночек болезни.

В сцене встречи в ресторане Элис и ее младшей дочери видно, что мать беспокоится об отсутствии образования у Лидии (даже коллежского) которое у ее старших детей есть и дало им «настоящие профессии» врача и юриста, и не слишком одобряет ее желание сделать карьеру актрисы. И это не первый их разговор на тему отсутствия диплома.

Элис возвращается домой в Нью-Йорк. И ее образ - очередной классический вариант: тренч, оранжевато-бежевая кожная сумка, эко-сумка из ткани, темная обувь и брюки, дополненные тельняшкой.

Далее сцена (я не делала скрины), показывающая как Элис потерялась в знакомом пространстве во время пробежки. Четкая фокусировка на персонаже, размытый задний план и рваная склейка кадров четко передают ощущение внутренней паники героини.



Во время первого визита к неврологу не показан ни кабинет врача, ни его внешность. Вся сцена приема - диалог вопросов и ответов, крупный план лица Элис и демонстрация ее сдержанной мимики, ее эмоций.
Из этой сцены становится известна история семьи: мать Элис и единственная сестра погибли в автокатастрофе, когда Элис было восемнадцать, отец умер от отказа печени, алкоголизм и цирроз. С отцом Элис не была близка.
О посещении врача Элис не рассказала близким, но в следующей сцене видно, что она делает упражнения на развитие памяти.



Сцена домашнего рождественского ужина в кругу близких. Элис готовит блюда тыквенный суп или кашу, запеченную индейку, нарезку и фрукты, пишет мелом по три слова, достаточно сложных для запоминания, начинает принимать приходящих гостей, знакомится с девушкой сына, чистит морковь, достает яйца и молоко, обнимает прилетевшую младшую дочь Лидию (перелет ужасный), сообщает о намерении испечь любимый дочерью хлебный пудинг, здоровается со старшей дочерью Анной и ее мужем Чарли, обычный семейный смол толк (small talk), «ребята, почему бы вам не уйти отсюда, чтобы я смогла сосредоточиться на готовке», ищет в интернете рецепт хлебного пудинга, вносит супницу с блюдом из тыквы и снова знакомится с девушкой сына...



Между делом сообщается, что старшая дочь с мужем планируют беременность.



Следующий визит к врачу, в котором сообщается, что анализы ничего критического не выявили. Мы видим лицо доктора и слышим последующие уточняющие назначения. Объем знаний Элис таков, что она не спрашивает о том, что из себя представляют анализы, а сразу интересуется тем, что доктор предполагает увидеть в результатах. В этой сцене и звучит впервые диагноз-приговор «болезнь Альцгеймера» и повторная просьба доктора придти на следующий прием в сопровождении близкого человека.
И последующая сцена в доме, где Элис, не переодеваясь, трет кастрюлю, разговаривая с мужем такими медицинскими терминами, которые я без словаря не пойму. Успешный лингвист и жена врача.
Ночью Элис будит мужа и сообщает ему о предварительно выставленном диагнозе.



Сцена в кабинете у доктора, на который Элис пришла с мужем. На приме подтверждается диагноз Элис и подчеркивается необычность очень раннего старта болезни. Предлагается провести генетический анализ. Тест на уровне клеточных мутаций также поможет узнать заболевание передается по наследству или нет.
Одежда героев созвучна друг другу: темные тона, общий серый цвет в костюмах. Позы и движения мужа и жены в кабинете врача почти синхронны.



В момент сообщения диагноза детям на Элис и Джоне практически та же одежда, что и в предшествующей сцене посещения врача.
Образ Элис по-прежнему выдержан и гладок: прическа, серьги-гвоздики, рубашка с острыми краями воротничка, темно-зеленый свитер, крупные мужские часы, серая юбка, плотные черные колготки.
Элис очень расстроена. Она сообщает, что ее болезнь обусловлена генетически и может быть унаследована детьми. Можно сделать генетический тест, чтобы узнать точно. Однако, право знать или не знать о болезни, остается личным выбором для ее детей.



В следующем эпизоде показываются затруднения Элис при чтении лекций своим студентам. Фактически она не читает лекции на профессорском уровне, а переходит к воспроизводству написанного ею же ранее по «шпаргалкам». Лекции из живого общения со студентами превратились в файлы на ноутбуке.
На Элис надет тот самый свитер, который она получила с подарок на 50-летний юбилей в начале фильма.



Прямо за лекцией следует уличная сцена: старшая дочь Анна в телефонном разговоре сообщает матери о том, что результат ее генетического теста положителен, брата Тома - отрицателен, а Лидия отказалась делать тест.
И это первая сцена, в которой внешность актрисы показывается неприглядно. Конечно, неудачный свет, проявляющий морщины, и слегка растрепанную прическу, можно списать на открытое пространство, но все же...

Следом идет микро-эпизод, в котором Элис вынимает из холодильника флакон шампуня. Скрина нет, но это единственный момент, в котором на Элис надет относительно большой по площади красный предмет - жилет поверх белой блузы.



Далее важная сцена на кафедре, в которой Элис узнает об отрицательных отзывах студентов на ее лекции. Она вынуждена озвучить свой диагноз, а также намерение продолжать работу, пока это возможно. Мелкие детали из предыдущих эпизодов укладываются в осознание того, что регресс быстр, и Элис придется оставить преподавательскую деятельность и профессорскую работу.
В этой сцене визуальный образ Элис остается в рамках классического стиля одежды (архетипы Правитель+Любовник), но в мелком регулярном принте блузы закладывается намек на приближающийся хаос. Это первое появление принтованной вещи в гардеробе героини на экране.



Завершает первую часть фильма сцена посещения Элис пансионата для больных Альцгеймером. В ходе экскурсии медицинский работник показывает и рассказывает Элис о жизни заведения.
Визуально Элис не изменилась. Классика. К уже показанным вещам добавилась однотонная светло-зеленая (жадеитовая) блуза.

В результате посещения заведения Элис составляет себе на телефоне простейший опросник по очевидным фактам своей биографии (Как зовут твою старшую дочь? В каком месяце ты родилась?) и записывает видеообращение к самой себе с инструкцией по самоубийству (сильнодействующее снотворное). Калейдоскопичность, смешанность и рваность монтажа этого небольшого блока в фильме - намек на ту жизнь, которая поглотит женщину ближайшее время. Точка невозврата к прежнему уровню пройдена.
Появляются две бабочки: папка на компьютере с вложенным видеообращением и кулон на шее.

Часть фотографий взята из источника. Часть скринов с фильма сделаны мной.

пост 1, архетипы Правитель и Любовник;
пост 2, архетип Славный Малый;
пост 3, архетип Простодушный

Архетипы Личности, Любовник-Эстет, фильм, Правитель

Previous post Next post
Up