На площади перед аэропортом Архангельска стоит красавец Ил-14, самолет, заслуги которого на Севере сложно переоценить. Давайте посмотрим на него поближе и почитаем историю этой выдающейся машины.
Еще во время войны авиаконструктор Ильюшин начинает проектирование пассажирского самолета Ил-12, который призван заменить Ли-2 (ДС-3). И такой самолет, превосходящий по своим характеристикам был создан и уже в 1947 году приступил к перевозкам. После этого коллектив ОКБ Ильюшина пошел дальше. Новый самолет Ил-14 должен был стать больше своего собрата.
Первый полет Ил-14 с поршневыми двигателями состоялся летом 1950 года. Одной из задач, которую успешно решило ОКБ Ильюшина - продолжение полета при отказе одного из двигателей. На испытаниях Ил-14 взлетал и летел на одном двигателе. Начиная с этого самолета подобные испытания стали обязательными для всех многомоторных советских самолетов.
В конце 1951 года самолет вышел на госиспытания, которые успешно завершились 30 августа 1952 года. В 1953 году Ил-14 запустили в серийное производство на авиазаводе №84 в Ташкенте.
Технические характеристики Ил-14 Длина - 21,21 м, размах крыла - 31,7 м. Двигатели: 2 Швецов АШ 82Т мощностью 1950 л.с. Максимальная скорость: 430 км/ч, крейсерская 345 км/ч Дальность полета: 1250 км Максимальное число пассажиров: 36
Позже самолет начали производить в Москве, а также в ЧССР и ГДР. Самолет выпускали в 15 модификациях до 1959 года. Общее число выпущенных Ил-14 составляет 1348 экземпляров. Ил-14 получился надежным и неприхотливым работягой, который ценили за простоту управления и обслуживания, способность взлетать и садиться на небольших аэродромах, с грунтовых полос и со льда.
Самолет выполнял пассажирские и грузовые перевозки, занимался аэрофотосъемкой, ледовой и рыбной разведкой, широко использовался в военной авиации.
ИЛ-14 летал по всему миру, но особенно его качества пригодились на Севере и в Антарктиде. Посадки и взлеты осуществлялись даже при температуре -50°С и ниже!
Борт с номером СССР-41835, установленный в Архангельске в качестве памятника был выпущен в Москве и пролетал почти 30 лет.
Памятная табличка на самолете Ил-14.
Ил-14 стал одним из лучших советских самолетов, полноценной замены которому нет до сих пор. Эксплуатировали его, что называется, до последнего. Назначенный ресурс самолета, изначально составлявший 3000 часов в 1957 году, многократно продлевался. В итоге, в 1972 году было решено, что он может летать 35000 часов!
Погружаясь в историю отечественной авиации, каждый раз поражаешься советским авиаконструкторам. Какие машины делали! Добавлю, что в настоящее время есть 3 восстановленных силами энтузиастов самолета Ил-14, которые могут летать.