Удивительное дело. В Тотьме, от которой до морей, по моим представлениям, очень далеко есть музей мореходов. Причем, он рассказывает о реальной связи этого города на севере Вологодской области с моряками. Я даже не представлял, что жители этих краев оказали такое сильное влияние на мореходство в России.
Музей мореходов открыт в здании Входоиерусалимского храма в 1996 году, в год 300-летия Российского флота. Здание храма выбрано для размещения музея неспроста. Во-первых, оно построено на деньги купцов-мореходов Григория и Петра Пановых. Во-вторых, сам храм построен в стиле тотемского барокко и по очертаниям напоминает храм-корабль с белыми башнями парусами и колокольней-мачтой. Про храм я немного рассказывал раньше.
Почему же в Тотьме так чтут мореходов? История уходит корнями в прошлое. Еще до Петра Первого через Тотьму пролегал крупный Северо-Двинский водный путь. Выхода к Балтийскому морю у Руси не было, суда купцов шли через Вологду, Тотьму и Архангельск. В те времена Тотьма была очень богатым городом.
После основания Санкт-Петербурга торговые пути через Тотьму были закрыты. Но тотемские купцы не стали сидеть на месте, они стали организовывать экспедиции в Сибирь, на Дальний Восток и даже в Америку. Из далеких краев они привозили пушнину, которую продавали за очень большие деньги. Этот факт был даже зафиксирован самой императрицей Екатериной Второй: на пожалованном ей гербе Тотьмы изображена черная лиса «в знак того, что жители сего города в ловле сих зверей упражняются» .
Экспедиции тотемских купцов длились по несколько лет. Они объединялись в компании, добирались до сибирских рек шли по ним до Охотска, строили или покупали там корабли, а далее шли на них по Охотскому морю вплоть до Алеутских островов и берегов Америки.
Традиции купцов-мореходов продолжились и в 20 веке. Очень много тотьмичей служили на флоте во времена Великой Отечественной войны и после нее.
Здесь представлены личные вещи, фотографии. Один из стендов рассказывает о Николае Рубцове.
Стенд в память о моряке и фотографе Еваресте Баландине.
Стенд памяти героя России, уроженца Вологодской области Сергея Преминина. Будучи матросом атомной подводной лодки стратегического назначения К-219 он ценой собственной жизни предотвратил ядерную катастрофу. 3 октября 1986 года в ракетном отсеке подводной лодки вспыхнул пожар. Сергей сделал все возможное, заглушил реактор, но сам выбраться из реакторного отсека уже не смог - двери заклинило. Сергей Преминин навечно остался на боевом посту. Личный состав был эвакуирован, а подводная лодка погибла при буксировке. В 1987 году Преминина посмертно наградили Орденом Красной Звезды, а спустя десять лет присвоили звание Героя Российской Федерации.
Сейчас музей во многом пополняется моряками.
А вот этот экспонат музея вряд ли опознает хоть кто-нибудь даже из бывалых моряков.
На самом деле, конструкция выше не имеет отношения к кораблям, но имеет отношение к самому музею. После войны в здании храма был открыт завод по производству вина. Это машина для укупорки. Завод проработал до 1986 года, потом была перестройка, борьба за трезвость, производство остановилось и было заброшено.
А вот это уже точно с корабля.
Вот такой неожиданный музей. Жаль, что времени на него было немного, но хочется сказать слова благодарности всем, кто хранит историю российского и советского флота. Приятно было увидеть среди экспонатов на почетном месте военно-морской флаг и гюйс ВМФ СССР.