Как делают лучшую фанеру в России

Mar 18, 2019 11:00

Знаете ли вы, что российская фанера применяется в производстве немецких автомобилей? Да, в «Мерседесах» и «Фольксвагенах» используется наша березовая фанера. А еще она используется при производстве мебели, детских городков и даже газовых супертанкеров. Я побывал на одном из крупнейших фанерных комбинатов России в Вологодской области, продукция которого поставляется на экспорт в 70 стран мира. Здесь выпускают высококачественную фанеру различного назначения. Сейчас я расскажу, как делают лучшую в России фанеру.



Фанерный комбинат «СВЕЗА Новатор» находится в поселке Новатор Вологодской области недалего от Великого Устюга. Основан он еще до революции, в 1910 году. Сейчас это огромное современное предприятие.


В поселке живет около 3000 человек, большинство работает на фанерном комбинате, многие уже в нескольких поколениях.


На проходной завода каждый в обязательном порядке дует в трубочку. Это касается абсолютно всех, даже блогеров. У нас все в порядке, можно идти.


По доске объявлений видно, что жизнь на производстве кипит. Краткий пересказ того, что здесь написано: продукция компании теперь поставляется в Аргентину, борьба за качество, награждение передовиков, компенсация на питание в ночные смены, перспективы для молодежи, социальный пакет, включающий в себя добровольное медицинское страхование, путевки в санатории и детские лагеря, бесплатный трансфер до места и работы и обратно, дрова по льготной цене и материальную помощь.


Прежде чем отправиться по территории завода проходим инструктаж по технике безопасности и расписываемся в специальном журнале. Производство - зона повышенной опасности, фанерное - особенно.


Также приходится переодеться - на голову каскетку, на ноги - специальные ботинки, на глаза - защитные очки, в уши - беруши, а еще яркий жилет. Теперь можно идти на производство, конечно, с сопровождением.


По пути на производство заходим в заводской музей. Хранительница музея Светлана Николаевна Белых очень подробно и увлеченно рассказывает о прошлом, настоящем и будущем завода. Завод был основан Иваном Яковлевичем Львовым. Место для постройки было выбрано идеально: рядом дешевый лес и река, по которой сплавом доставляли бревна, рядом изготовлялся кирпич, рядом в деревнях мужики с руками и головой. Название «Новатор» в полной мере отражало суть производства - в этих краях это был первый завод по производству клееной фанеры.


После революции завод национализируют, однако это не идет на пользу общему делу. Завод прекращает работу в то время, как стране очень нужна фанера. Власти обращаются к учредителю завода. Основатель Иван Яковлевич становится директором завода и возобновляет его работу. Позже Львов работает в лесной промышленности СССР, «Новатор» продолжает работу уже без него.
Чтобы вы не думали, что фанера - это несерьезный материал, напомню, что из фанеры строились самолеты. Авиационная фанера клеилась из особо тонкого шпона на спиртосодержащих клеях. Также многие детали кузовов машин в условиях недостатка металла. делали из фанеры.



При грамотном использовании фанера - уникальный конструкционный материал. Сейчас на предприятии помимо обычной влагостойкой фанеры выпускают и специальные виды фанеры, например, облицованные алюминием или противоскользящим абразивным материалом. Кстати, опалубку для монолитного строительства тоже делают из ламинированной фанеры.


Есть и экзотические варианты фанеры, которые производят из нашей фанеры за рубежом. Берут нашу березовую фанеру, сверху приклеивают тонкий слой ценных пород дерева - готова дорогая фанера для мебели или напольных покрытий.


После вводного экскурса отправляемся на производство. Начинается оно с лесобиржи - здесь осуществляется приемка и хранение сырья. Фанеру сейчас выпускают исключительно из березы. Поставки осуществляются автотранспортом. Для того, чтобы сырье не портилось, на северных производствах активно используется снегование - древесину хранят засыпанную снегом и щепой, в таком виде она не портится и не рассыхается до середины лета. Отмечу, что береза, растущая на севере более плотная и твердая, чем в центральной части России, поэтому качество сырья здесь очень высокое.


С лесобиржи бревна при помощи кранов опускают в бассейны с горячей водой. Это нужно для того, чтобы древесина стала более пластичной.


Из бассейна бревна подаются на окорку и раскряжовку - с них снимают кору и распиливают на определенную длину.


Все эти операции осуществляются в автоматическом режиме. На этом участке шумно, бревна катаются как карандаши.


Далее начинается самое интересное: очищенные от коры бревна подаются на линию лущения.


Бревна закрепляются в лущильном станке, раскручиваются до большой скорости, а затем с них ножом срезается тонкий слой шпона. Процесс очень поход на заточку карандашей в точилке, только нож гораздо больше и во всю длину бревна. Из станка выходит длинное полотно шпона.


Шпон нарубается на одинаковые куски и укладывается в стопки.


Не забываем, шпон у нас сырой, влажность его может быть более ста процентов. Поэтому следующая операция - сушка. В роликовую сушилку поступает сырой шпон, а на выходе влажность его составляет порядка 6%.


Пачки шпона перемещают с места на места погрузчики.


Оцените масштабы производства. Это один из цехов.


Обратите внимание на ярко-синие фонари на погрузчике - их лучи служат для указания траектории движения. Безопасность - превыше всего.


Высушенный шпон нужно отсортировать. Часть пойдет в наружные слои, часть во внутренние, часть - на сращивание и починку.


На линии сращивания из небольших кусков шпона делают форматный. Сращивают их проклейкой специальной тонкой нити.


Еще одна интересная тема - шпонопочинка. Дерево - материал натуральный, в нем есть сучки, которые отрицательно сказываются на прочности и внешнем виде фанеры, а могут и вовсе выпадать. Поэтому придумали сучки вырезать, а вместо них ставить заплатки из здорового шпона. Заплатки могут быть овальными или в форме бабочки, чтобы лучше держались.


Процесс этот автоматический. Оборудование финское, но при этом полностью русифицировано.


Выглядит очень эффектно и позволяет очень сильно повысить качество и сортность выпускаемой продукции.


Дальше листы шпона нужно намазать клеем. В качестве клея используются смолы - карбамидная при производстве влагостойкой фанеры марки ФК и фенолформальдегидная при производстве фанеры повышенной влагостойкости марки ФСФ.


«Бутерброды» из нескольких слоев шпона подаются в гигантский многопролетный пресс, где под воздействием давления и температуры клеится фанера.


Дальше возможны различные варианты обработки уже готовой фанеры.


Если на поверхность фанеры приклеить специальную пленку, получтся ламинированная фанера. Такая фанера широко применяется в строительной индустрии и при производстве транспортных средств.


По качеству фанера производства фанерного комбината «СВЕЗА Новатор» высоко котируется не только в России, но на мировом рынке.


В ближайшее время мощность комбината вырастет, сейчас ведутся работы по модернизации и расширению производства.


Фанерный комбинат мы посетили в рамках экспедиции «Открывая Серебряное Ожерелье». Мне очень нравится бывать на различных заводах и комбинатах. Это реальное производство и реальная экономика. Желаю процветания предприятию и всем его сотрудникам!


Большое спасибо пресс-службе компании «Свеза» и туристско-информационному центру Вологодской области.



Также я есть в фейсбуке, вконтакте, твиттере и в инстаграме.
Подписывайтесь на мой канал на youtube.
Мой канал на дзене.



[Организаторы и партнеры проекта Открывая Серебряное Ожерелье]Организаторы проекта "Открывая Серебряное Ожерелье":
Сообщество Питерских блогеров
При поддержке АНО "Серебряное ожерелье России"
Генеральный партнер: Сбербанк
Инновационный партнер: Технопарк "Политехнический" и Motionpix
Цифровой партнер: компания Мегафон
Автомобильный партнер: концерн Subaru
Официальные партнеры: Компания TVIL.RU, web-студия PetrogradWeb, Broomer, Navitel и Проект 111
Информационные партнеры: социальная сеть Одноклассники, Радио АВТОРАДИО, ИД Комсомольская Правда, Телеканал Город+, Bigpikcha.Ru, Журнал "ШколаЖизни.ру", Журнал "Современный отель", Сообщество путешественников travel-russia, журнал "Линия полета", портал "Flytothesky"



Следите за нами в соцсетях, основной аккаунт проекта @openso2019, хештеги в помощь.

#openso2019 #openso #Сбербанк #Мегафон #Проект111 #Одноклассники #Авторадио #КомсомольскаяПравда #TvilRu #путешествиеначинаетсястебя #4x4 #outback #travelrussiaclub #travelrussia #travel #travelblogger #zhzhiteltravel

Отдельный привет сообществам spbblog и travel-russia

Поделитесь ссылкой:

#travelrussia, #outback, #travelblogger, #Сбербанк, #travel, #openso2019, #путешествиеначинаетсястебя, #travelrussiaclub, #Мегафон, производство, #openso, #Авторадио, #tvilru, #zhzhiteltravel, #КомсомольскаяПравда, #4x4, #Одноклассники, Вологодская область, #Проект111

Previous post Next post
Up