Как работают авиадиспетчеры на Урале?

Dec 12, 2018 11:00

Вернулся из Екатеринбурга, куда ездил по делам государственной важности. На Урале открыли новый современный диспетчерский центр, отсюда осуществляют контроль за воздушным движением на территории 6 субъектов Российской Федерации площадью 687 тысяч квадратных километров.
Екатеринбургский центр получился красивым, современным и одним из лучших по оснащению в России. Приглашаю ознакомиться с ним и работой диспетчеров поближе.



Зачем нужны диспетчеры? Думаю, все понимают, что самолеты в небе не летают, как им заблагорассудится. Движение в небе требует четкой организации и постоянного контроля в режиме реального времени. В России этим занимается Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации или, сокращенно, Госкорпорация по ОрВД. Сейчас Госкорпорация контролирует более 1 тысячи воздушных трасс протяжённостью около 860 тысяч километров. В год обслуживается более 1,5 миллионов полётов. Сюда входят не только полеты отечественных компаний, но и полеты иностранных самолетов, проходящих над территорией России.


В состав Госкорпорации по ОрВД входят 16 территориальных филиалов. Один из самых загруженных - филиал «Аэронавигация Урала». Филиал обслуживает воздушное движение над Свердловской, Челябинской, Курганской, Кировской областями,Удмуртской Республикой и Пермским краем. С севера на юг до государственной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан 1 116 км, с востока на запад - 1 494 км.
Интенсивность воздушного движения на Урале постоянно растет: помимо растущего внутреннего трафика, здесь пролегают крупные международные трассы из Европы в Азию и кросcполярные маршруты, то есть маршруты, проходящие через Северный полюс.


Сейчас проводится работа по укрупнению центров Единой системы Организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Вместо нескольких центров, действовавших ранее в Кирове, Перми и других городах ввели в действие Екатеринбургский укрупненный центр. Это позволяет улучшить организацию и контроль, уменьшить число рутинных операций и автоматизировать многие процессы и, в конечном счете, повысить безопасность полётов и более эффективно использовать структуру воздушного пространства.


Создание укрупненного центра потребовало строительства нового здания и оснащения его самой современной аппаратурой. Объем инвестиций в проект составил 1 520 417 560 рублей. Важно отметить, что это собственные средства ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Бюджетное финансирование не выделялось.


Здание получилось похожим снаружи на летающую тарелку, но на самом деле это кольцо. Кольцо в Кольцово!


Ладно, давайте, наконец-то, заглянем, внутрь! Но сначала все-таки небольшая торжественная часть с перерезанием красной ленты.

Екатеринбургский укрупненный центр ЕС ОрВД торжественно открыли  руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько, министр транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих, заместитель губернатора Свердловской области Сергей Швиндт и генеральный директор ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорь Моисеенко.


Теперь предлагаю отвлечься от официальной части и посмотреть, как работают диспетчеры. В технологическом здании Екатеринбургского укрупненного центра размещены 10 секторов Районного центра единой системы организации воздушного движения Екатеринбург, диспетчерский пункт подхода аэродрома Екатеринбург (Кольцово), Зональный центр единой системы ОрВД. Под одной крышей с диспетчерами также размещен «Уральский авиационный поисково-спасательный центр»


Работа диспетчеров начинается с обязательного осмотра в медицинском кабинете. Медработники проверяют общее состояние заступающих на смену специалистов. Если что-то не так, измерят давление и даже возьмут пробы на алкоголь. Также в медпункте окажут помощь, если вдруг кому-то понадобится. На практике это вряд ли потребуется, в диспетчеры берут только людей с отменным здоровьем.


В начале каждой смены проводится брифинг в специальном зале, оборудованном огромной видеостеной. Здесь до заступающих на смену доводится метеообстановка и другие необходимые вводные.


За обстановкой следит инженер по радиолокации, радионавигации и связи.


Есть два основных направления работы центра: планирование и управление воздушным движением. Занимаются ими разные специалисты.


Если авиакомпания или частное лицо планируют полет воздушного судна, то информацию о его движении  (флайт-план) нужно податьза 20 часов с указанием времени вылета и маршрута.



Все данные заносятся в единую систему и анализируются, после чего подавший заявку получает ответ о разрешении или запрещении полета. Иногда диспетчерам приходится исправлять ошибки, допущенные при подаче планов. На самом деле, запреты - явление редкое, как правило все ограничивается предложением полететь на 10-20 минут раньше или позже, либо выбрать другую высоту.

При планировании нужно развести самолеты по эшелонам, проследить, чтобы маршрут не проходил через закрытые для полетов зоны. Закрывать зоны могут на постоянной основе, если внизу находятся стратегические объекты, или временной. Например, если где-то проводятся учения или испытания. Также полеты пилотируемых воздушных судов ограничивают при полетах беспилотников. Беспилотники - это не только квадрокоптеры, но и, например, метеозонды.


На мониторе красным цветом выделены участки, летать над которыми нельзя.


Отдельно осуществляется планирование для литерных бортов, то есть бортов, на которых перемещаются первые лица страны. Военные самолеты тоже подчиняются единым правилам организации воздушного движения, для них также существуют регламенты.


Планирование - важнейшая часть организации воздушного движения. Здесь приходится учитывать множество факторов и поддерживать информацию в актуальном состоянии на любой момент времени.


Несколько слов о техническом оснащении Екатеринбургского укрупненного центра. Все системы автоматизации разработаны в России. Перечислю только некоторые из них:

• комплекс средств автоматизации управления воздушным движением на базе КСА УВД «Альфа-5»;
• комплекс средств автоматизации планирования использования воздушного пространства на базе КСА ПИВП «Планета-5»;
• система коммутации речевой связи на базе СКРС «Мегафон»;
• комплекс документирования и воспроизведения информации на базе КДВИ «Гранит-6»;
• система точного времени на базе СТВ «Метроном»;
• комплекс средств защиты информации на базе ПСЗИ «Сфера»;
• комплекс пультового оборудования на базе «Пульт-А».


Оборудование позволяет связать в единую сеть множество центров, наземные средства наблюдения, поддерживать радиосвязь с воздушными судами и смежными пунктами управления.

Непосредственный контроль за воздушным движением осуществляют диспетчеры процедурного и радиолокационного контроля. В центрах с высокой интенсивностью движения они работают в парах. Работа здесь очень ответственная.


На экранах отображаются отметки летящих самолетов с информацией о курсе, высоте, типе воздушного судна, названии авиакомпании и номере рейса. Современные системы контроля не только отображают информацию о текущем положении воздушного судна, но и прогнозируют, где и когда окажется самолет во время полета. Если есть подозрение, что существует риск нарушения интервала эшелонирования, система выдает предупреждение. Диспетчер должен вмешаться и развести самолеты по высоте или курсам.


Работа авиадиспетчеров требует ответственности и постоянной сосредоточенности. За смену, которая длится 10 часов, предусмотрены обязательные перерывы по 15 минут каждые 2 часа. Ночью полагается еще дополнительный часовой перерыв.
Зарплаты у диспетчеров очень достойные. Они зависят от категории и интенсивности воздушного движения, в Екатеринбурге диспетчеры с учетом премий и надбавок получают 150-180 тысяч рублей.

Среди диспетчеров есть молодые специалисты. Работа престижная и хорошо оплачиваемая.


Перед тем как стать диспетчером, нужно получить профильное образование и успешно пройти стажировку. Только после этого начинается трудовой путь.
Всего по штатному расписанию здесь будут работать несколько сот человек. Из них: персонал обслуживания воздушного движения - 195 человек, персонал планирования использования воздушного пространства - 56 человек, инженерно-технический персонал службы ЭРТОС - 28 человек.


Впереди в планах Госкорпорации по ОрВД создание еще нескольких укрупненных центров Единой системы организации воздушного движения - в Новосибирске, Санкт-Петербурге и Якутске.


Введение в эксплуатацию Екатеринбургского укрупненного центра - важный шаг в развитии аэронавигации нашей страны.


Выражаю благодарность Госкорпорации по ОрВД за возможность посещения Екатеринбургского укрупненного центра.

Желаю всем безопасных полетов!



Также я есть в фейсбуке, твиттере и в инстаграме.
Подписывайтесь на мой канал на youtube.
Мой канал на дзене.

Поделитесь ссылкой:

авиация, Екатеринбург

Previous post Next post
Up