В конце 1940-х - начале 1960-х изобретательные советские меломаны использовали трофейные и самостоятельно изготовленные рекордеры, чтобы подпольно копировать на рентгеновские снимки музыку, не входившую в дозволенный цензурой репертуар. Такие самодельные пластинки с нелегальными записями получили название «Музыка на костях».
В Санкт-Петербурге сейчас проходит выставка, посвященная уникальному эпизоду из жизни послевоенного советского общества.
Изображения на пластинках естественные - это фотографии костей человека. Дырка в центре прожигалась сигаретой, а музыкальные канавки процарапывались на самодельной аппаратуре.
Пластинки были односторонними, звучали примерно три минуты, качество было невысоким, но зато они были дешевыми в производстве, и на них записывалась музыка, к которой не было легального доступа, чаще всего джаз и рок-н-ролл. Те, кто смотрел фильм, «Стиляги» могут вспомнить соответствующий эпизод.
Впрочем, была и другая музыка: цыганские, блатные и эмигрантские песни.
Лаборатории, разумеется, были подпольными.
Но подпольный «бизнес» работал.
Западные записи проникали за железный занавес.
Официальные пластинки были красивыми и идеологически выдержанными. На них тоже могли быть изображения.
«Звуковое письмо».
С «музыкой на костях» всячески боролись и высмеивали в советской прессе.
В начале 1960-х годов в СССР появились катушечные магнитофоны. Теперь тиражировать музыку стало гораздо проще, эпоха «музыки на костях» закончилась.
Вот такая страничка нашей истории.
Выставка проводится на территории «Новой Голландии», вход бесплатный.
Также я есть
в фейсбуке,
твиттере и
в инстаграме.
Подписывайтесь на
мой канал на youtube.
Поделитесь ссылкой: