Кладбище на окраине заброшенного чукотского национального поселка Янранай производит сильное впечатление. На высоком продуваемом берегу моря стоят покосившиеся столбики с рогами. Буквально пару лет назад поселок покинули последние жители, теперь памятники на кладбище хранят память не только по умершим когда-то жителям, но и по всему поселку.
2. В Янранае еще несколько лет назад кипела жизнь. Жители ушли не по своей воле, было решено, что поселок содержать невыгодно, поселок расселили. Немногочисленным жителям выделили жилье в Певеке. Сейчас здесь никто не живет.
3. Кладбище находится на окраине.
4. Оленьи рога на памятнике ставили по старинным чукотским обычаям. Статус «национального» означает, что в поселке жили представители коренных народов.
5. Около могил лежат чашки или кружки.
6. Есть памятники и более привычного нам вида.
7. И совсем современные памятники. Их очень немного.
8. Ветер и непогода буквально раздирают венки, сдирают краску. Самый надежный способ сохранить имена умерших - чеканка.
9. Памятник художнице.
10.
11.
12. Есть несколько оградок.
13. А вообще зрелище грустное и философское. Кладбище в мертвом поселке…
Очень важное дополнение и воспоминания от marsianka68: Рога ставили местным, когда-то работавшим в оленеводстве. Чашки, кружки всегда были на могилках, туда наливали либо спиртное, либо чай. Есть могилки с санками. Это дети. По обычаям оставляли то, что умершим пригодится там, в загробной жизни. Но иголки, нитки, ножики, трубки, спички и все такое ломалось. Сигаретка ломалась, спичка тоже. И еда клалась мелко нарезанной. Чем меньше накрошишь, тем больше там будет. Фото могилы брата увидела, Гувтын Руслан. Бригадир 4 бригады, а впоследствии фермерского хозяйства Ичунь Борис Николаевич Кутувги. Где-то мама там похоронена, рядом тетка и ее сын. Хоронили бесплатно. Так платили, кто копал. Недалеко от кладбища есть могила без опознавательных знаков, ближе к поселку. Хоронили так убийц. Жаль, что не попала в группу Евгения Басова. Не побывала в родном селе Янранай, чаечном мысу, мыс Шелагский, где провела детство, где родилась мама и ее 3 сестры. Где-то останки жилища есть. Капасев видел Юрий. На мысу домики были, фактория, и где мы жили. Позже Михаил Горчаков охотник жил там. Похоронен также на кладбище. Помню маленькой жили на мысу, самолет разбился, наши ходили пешком смотрели.
Смерть воспринималась чукчами, как переселение в потусторонний мир, где "жизнь" устроена так же, как и на земле. Представление о цикличности времени, убеждение в том, что люди неоднократно возрождаются, предопределили "легкое отношение" чукчей к смерти. С этим связано широкое распространение в прошлом самоубийств. Богораз отмечал, что причиной таковых у чукчей бывают обида, оскорбление, горе от потери близкого или особое психическое состояние - нежелание жить. Самоубийцами чаще всего становились молодые люди, старики же предпочитали уходить из жизни по "обычаю добровольной смерти". Ритуальное убийство стариков или больных людей, согласно этому обычаю, совершалось по их просьбе родственниками. Биллингс писал, что у чукчей "сын отца без всякой жалости убивает, ежели он по старости, дряхлости или болезни нимало не может полезен быть семейству; часто бывает, что и сам больной просит о сем, как милости, желая умереть геройски" (Сарычев, 1802. С. 109). Этот обычай сохранялся у чукчей вплоть до недавнего времени (Батъянова, 1994; Batianova, 2000).
У чукчей бытовали два вида захоронений: трупосожжение и оставление тела на земле. Сведения об этих обрядах обобщены в специальной статье М.Я. Жорницкой (19806). Обряды несколько отличались у оленных и береговых чукчей. У последних они были более упрощенными. У оленных чукчей с умершего сразу же снимали одежду и помещали в его полог. В день похорон оленеводы забивали двух оленей, разводили костер и приносили огню жертвы. «Затем "провожатые" (две-три пары ближайших родственников) входили в полог и приступали к обряжанию покойника. Погребальную одежду обычно готовили заранее или припасали для нее необходимые шкуры... Отдавалось предпочтение белым шкурам...
Погребальная одежда раскладывалась на шкуре, прикрывающей покойника. На шкуру клали также: для мужчин - нож в новых ножнах, копье, лук со стрелами, точильный камень в футляре, трубку и кисет с табаком, чашку и три мешка провизии; для женщин - скребок и рабочий мешок с иголками и наперстком. На шкуре около рта умершего делали отверстие, туда просовывали кусочки пищи» (Там же. 19806. С. 204).
Важным моментом похоронного обряда было гадание с целью определить, каким способом и где умерший желает быть погребенным. «По прибытии на место, "избранное" покойным, выбирали ровную площадку и отмеряли место, соответствующее размерам тела. Выбранное место обкладывали камнями, образуя "погребальную ограду" в виде вытянутого овала, обращенного к полночи». Закалывали и разделывали жертвенных оленей, клали умершего внутрь "погребальной ограды" и всю одежду на нем разрезали, заменяя каждый кусок одежды куском мяса жертвенного оленя. Возле покойника клали некоторые его вещи и продукты. Затем умершему вспарывали грудь и живот и перерезали горло. На следующий день после похорон население стойбища посещало могилу, оставляя там оленьи рога. Если тело съедали хищники, это считалось хорошим знаком.
Сжигание трупа обычно осуществлялось, если человек умер по "обычаю добровольной смерти" или погиб в бою. Обряды, совершаемые при кремации, были аналогичны обрядам при оставлении тела на земле.
Е.П. Батьянова, И.С. Вдовин, С.Ф. Карабанова, Н.В. Кочешков, В.А. Лыткин, В.А. Тураев (из книги Народы Северо-Востока Сибири) Отсюда