Одна из потрясающих историй, которые я узнал в Бурятии - о семейских старообрядцах. История эта началась еще во времена раскола, когда прошла реформа Русской православной церкви. С противниками реформы, которые хотели сохранить традиционный для 17 века православный уклад, велась жестокая борьба. Преследование старообрядцев привело к бунтам, казням и самосожжениями.
Высылка и уход старообрядцев были еще относительно мягкими мерами. В 1682 году в Восточной Польше русские старообрядцы основали свое поселение. Сейчас это город Ветка Гомельской области Белоруссии.
Но жить на территории чужого государства старообрядцам долго не пришлось. В 18 веке во времена Петра III и Екатерины II земли, куда переселились старообрядцы перешли под контроль Российского государства. Староверов решили выселить подальше на восток, заодно решив две проблемы: уменьшение влияния и колонизацию Восточной Сибири и Забайкалья. Тех, кто не хотел переезжать добровольно, выселяли силой.
В отличие от других ссыльных и каторжан, старообрядцы переселялись семьями, поэтому их прозвали семейские. Семейские основали несколько поселков, где благодаря замкнутому укладу жизни сохранили культуру, быт и обычаи до наших дней, не смешавшись с другими общинами. Один из центров старообрядцев в Забайкалье - поселок Тарбагатай.
Поселок Тарбагатай
В Тарбагатае живет большая община старообрядцев, здесь находятся Никольский храм Русской Древлеправославной Церкви и музей старообрядцев в Забайкалье, где рассказывается об их истории и обычаях. Старообрядцы сыграли очень большую роль в освоении Забайкалья, именно они принесли сюда развитое земледелие.
Музей старообрядцев
Мы побывали в музее и посетили храм. Экскурсию нам провел Александр, сын отца Сергия. В храме фотографировать нельзя, у старообрядцев строгие правила. Там душевно и очень просто. Многие иконы потемнели от времени, старообрядцы их принципиально не подновляют.
Заодно посмотрели на быт старообрядцев. Старые избы на подворье, перевезенные из других сел. Свое хозяйство. Кстати орнаменты на воротах и на избе вырезал Александр.
Пока осматривали избы, поделился с Александром своими впечатлениями от Бурятии и прочитал несколько комментариев, которые мне оставили читатели в соцсетях. Один товарищ написал: «Были мы там, старообрядцы встречали нас медовухой». Эти слова очень расстроили Александра.
У настоящих старообрядцев запрет на употребление алкоголя, можно только во время причастия чисто символически. Встречать гостей с алкоголем они не могли. Оказалось, что мой товарищ перепутал старообрядцев и семейских из соседнего села Десятниково, которые не придерживаются строгой веры. Пришлось извиниться перед Александром и сказать, что я точно не перепутаю и напишу, что сейчас старообрядцы и семейские - не одно и то же.
Александр строго блюдет культуру и веру старообрядцев
Большое спасибо за прием и интересный рассказ.
В Бурятию я ездил с экспедицией
#дальневосточныйэкспресс , организованной проектом
«Живое наследие». Репортажи про Бурятию, Забайкалье и Амурскую область читайте у меня
на канале о путешествиях по России.