Jun 05, 2018 15:43
Почему же явления кажутся реальными и существующими? Всё дело в пустоте. Явления возникают и действуют как реальные, когда их воспринимают обычные люди, вроде нас с вами. Процесс проявления из пустоты в видимую реальность протекает благодаря взаимозависимости объективного аспекта, то есть причин и следствий, и субъективного аспекта, то есть двойственных мыслей, клеш и кармических процессов, корнем которых является неведение. Существующие явления возникают, когда завершается созревание причинных факторов. В качестве примера можно привести созданную магом иллюзию. После того как он завершит использование мантр, различных веществ и медитации, созданные магической силой дома и деревья проявляются, словно наяву. По этой же причине пустота является формой и так далее.
Как результат зависимого происхождения мира явлений эти явления нереальны и по своей истинной природе пусты. А поскольку они пусты, то могут возникать и действовать благодаря зависимому происхождению. Так и пространство обеспечивает деятельность Земли и живых существ. Хотя по своей истинной природе видимые явления не реальны, на относительном уровне они проявляются и действуют как истинные, но это не так. Чтобы избежать крайнего воззрения субстанциализма, необходимо понимать видимое. Хотя и кажется, что цветок обладает бытием, он пуст, не существует. Чтобы избежать крайнего воззрения нигилизма, необходимо понимать пустоту. Поскольку пустота способна проявляться как взаимозависимое происхождение, пустота и взаимозависимое происхождение нераздельны. Таким образом, пустота - это не что иное, как форма, а форма - не что иное, как пустота. В «Сердечной сутре» сказано: «Форма - это пустота, пустота - это форма, пустота есть не что иное, как форма, а форма есть не что иное, как пустота».
Практикуя такое созерцание мудрости, сначала следует раскрепостить ум, а затем пребывать в переживании состояния свободы от мыслей, которое иначе называют воззрением абсолютной истины. В этом состоянии больше не возникают представления о внешних объектах и внутреннем уме. Двойственность объективного и субъективного преодолена. Это свобода от двойственных представлений и впечатлений. В такое время в уме, погружённом в созерцание, нет ни утверждения, ни отрицания, а есть лишь прямое постижение, свободное от умопостроений. Это созерцание мудрости - ясного света саморазличающей осознанности.
Шантидэва сказал в «Пути Бодхисаттвы»:
«Как только перед умом не останется ни вещей ни не-вещей, не будет ничего. Это великий покой, или прекращение, - свобода от представлений.
При созерцании природы явлений первыми прекращаются такие склонности, как привязанность к явлениям как к чему-то реально существующему, а также привычка утверждать и отрицать. Затем прекращается привязанность к созерцанию естественного состояния вещей. Сначала возникает умозрительное понимание пустоты посредством умозаключений, а затем - её полное недвойственное прямое постижение. В «Пути Бодхисаттвы» сказано:
Благодаря развитию переживания пустоты отбрось привычку воспринимать явления как реальные. Благодаря развитию переживания ничто она <привязанность к пустоте> тоже будет отброшена.
Как только исчезнет привязанность к ощущению «я» и к реальности явлений, исчезнет и само представление о противоядии от этих коренных заблуждений, коим является принцип, гласящий, что все явления пусты. Как только он перестанет действовать, медитирующий обретёт запредельную мудрость. Будда сказал в «Аръяпраджняпарамитасанчая-гатхе»:
«Тот, кто свободен от различных представлений и наслаждается высшим покоем, наслаждается превосходным совершенством запредельной мудрости».
Неведение служит причиной того, что человек подчиняется закону зависимого происхождения причин и следствий, круговороту мирских переживаний, который не прекращается до обретения абсолютного состояния будды. До такого постижения великой пустоты или абсолютной истины следствия кармы никогда не удаётся преодолеть. Чтобы жить более счастливо и прилагать усилия к достижению состояния будды, необходимо практиковать благие действия и медитацию, ведущую к мудрости. Вера, щедрость, любовь и нравственное поведение усмирят внутренние неблагие силы и создадут благую энергию, ведущую нас к совершенному состоянию. Такая практика благих действий и мудрости возможна благодаря активному принципу взаимозависимого происхождения.
Тулку Тондуб Ринпоче «Тайные учения Тибета.
Объяснение тибетской буддийской традиции терма»
пустота,
буддизм