И на Афоне уже детей стригут?
Оригинал взят у
diak_kuraev в
И на Афоне уже детей стригут? http://www.patriarchia.ru/db/text/4480182.html Критерий преодоленной юности в иные времена вроде бы там определялся так - "гребень должен застревать в бороде послушника". То есть тут важны не паспортные данные, а женственно-миловидная внешность нового брата и то впечатление, которое она может произвести на некоторых монахов.
***
О том, что в это время творилось в кельях Афонских монастырей, можно прочитать в книге "Посмертные вещания Нила Мироточивого" (Афон, 1912: описана ситуация начала 19 века):
Гл.XLII
Пристрастие к послушникам есть главная причина невзыскательности старцев. Часто старец потворствует бесчинию и непокорству послушника. Это происходит от пристрастия к послушнику; тогда послушник становится старцем, а старец - послушником, окончательно подчиняя себя послушнику своему. Так всю жизнь свою, т.е. монашескую, сотворили старцы наизнанку, из-за пристрастия к послушникам своим; т.е. в древности послушники старцами дорожили, всецело покоряясь им, а ныне - старцы ухаживают и дорожат послушниками. Если послушник молод, старец прельщается плотским прельщением, дает полную власть послушнику своему и совершенно ему подчиняется. С этим пристрастием к послушнику проникает в старца бес, бес (мужестрастия), до такой степени начиная бороть его, что старец, наконец, побеждается страстию к послушнику, делая ему взоры; послушник, видя, как старец делает ему взоры, творит и сам взоры старцу; старец еще больше воспламенятеся любовною страстию плотскою, пьянеет от сей любви плотской, начиная обнимать послушника; послушник, видя, что прельщается им старец (досл. псилафизуется), начинает и сам прельщаться своим старцем; так увлекшись, боримы бывают оба, впадают в деяние сваления, валяясь, как свиньи, один с другим ... Послушник, увидав, какое дело сотворил с ним старец, получает о нем худое мнение, даже за человека его не считает, считает уже за осла, больше не спрашивая старца, что надо делать и как. Старец же, видя, что не спрашивает его ни о чем послушник, сердится, волнуется, возмущается против послушника своего, но не смеет выговаривать ему, ибо, как только станет ему выговаривать, тот час послушник начинает отвечать словами неприличными, т.е. грубостями. Тогда старец начинает каяться, плачет, гневается на себя, что так зло пострадал от послушника своего. Наконец, разгневавшись на послушника, хочет прогнать его за бесчиние; прогоняемый послушник начинает ругать старца своего и говорить ему: "Вчера обещал ты мне отдать дом твой и всё, что в нем, пока не исполнил со мною похотения твоего; вчера ты мне это обещал, вчера со мной творил похотение твое, а сегодня прогоняешь меня? Так знай же, что отныне и впредь не имеешь ты права ни на дом, ни на то, что в нем, ибо купил то я себе честию моей. Сам уходи и убирайся отсюда, так как преосквернил ты меня, злой бес..." - Старец, услыхав такие слова, печалится, скорбит и плачет.
Гл.LVII
Если не будешь остерегаться от привязанности к юному, будешь любосластничать с ним оком или словом, или делом, то Благодать Всесвятого Духа тот час удалится от тебя, и вселится в тебя бес.
Не говорю я вам, что юный нечист, но говорю вам, что глаза ваши осквернены, (т.е. от юности человек навыкает блуду очес и пристрастию к красивым лицам). Говорю я вам, что вы безумны во спасении своем. Когда сообращаетесь с юными, то, взирая на юного пред собою, тотчас оскверняетесь в расположении своем. Чем виноват юноша, что ты, как животное и как жеребец, прельщаешься им, лаская его? Юный, видя твое прельщение им, начинает и сам ласкаться к тебе, потешаясь над тобой, как над (глупой) овцой, а ты не разумеваешь сетей молодого и того, что он потешается над тобою, посмееваясь над твоим увлечением. Посмееваясь над тобою, юный ласкается к тебе, а ты его одаряешь нарядами, чтобы еще больше ласкать око твое, предаешь ему все чувства твои, делаешься бесчувственным к Богу в расположении твоем, с нечувствием расположения твоего помрачаешься, не ведаешь спасения своего, мечтая о лице юного. Этим наряжением юного, ради ласкательства плоти твоей, прельщаешь ты юного вместе с собой. Юный к тебе ласкается, ты украшаешь его нарядами, а он делается пред тобой как девица... Когда же будешь взирать на такое девическое лицо, то что тогда будет делаться с тобою?..
Часть пятая, гл.XIX
Некий человек имел в скиту одного безбородого юношу, который был весьма красив лицом и давал много соблазна скитянам. Был же и еще один человек бессильный бороться с тою страстью, который услаждался мысленно юношей.
Так как юноша давал великий соблазн скиту, то некоторые скитяне решили удалить юношу из скита; другие же не хотели того, ибо были влюблены в юношу. Особенно старец юноши предпочитал лучше самому удалиться с Горы, нежели расстаться с юношей; до такого влюбления в юношу дошел старец. Те же, которые не желали юноши, производили большое смятение, чтобы изгнать юношу из скита. Один из них, называемый Лука, смелый нравом, дерзал, (т.е. смело настаивал), чтобы изгнан был юноша из скита.
Однажды, когда отцы со смелым Лукою должны были собраться, чтобы изгнать юношу, сей мужелюбный подстроил Луке такую штуку, чрез которую надеялся погасить возмущение против юноши. Притворился он пособником Луке. Лука должен был проходить мимо его дома, чтобы идти на собор; бессильный, увидав, что идет Лука, подозвал его и сказал:
"Поверь, старец Лука, одному Богу только известно, что я терплю из-за этого мальчика".
Говорит Лука: "Почему же ты не исповедуешь твоей болезни пред собором, чтобы мы сделали постановление изгнать его из скита?"
Говорит хитрец: "Что делать, Лука? боюсь старца его. Не знаешь разве, какой старец его? Лучше иди ты, и сделайте постановление, чтобы изгнать соблазн из скита, ибо многие из-за этого соблазна перепачкались".
Когда он это сказал, Лука встал, чтобы удалиться; хитрец же говорит: "Постой, выпьем по рюмочке раки".
Говорит Лука: "Не хочу; если же хочешь угостить меня, то приготовь немного шербета (варенья с водой). Если мне сейчас выпить раки или вина, станут говорить, что хмель возбуждает Луку делать такую смуту".
Говорит хитрец: "Посиди, Лука, пока я сделаю".
Лука, не ведая хитрости, присел немного; хитрец же, приготовив шербет, положил в него то, что ныне называют сулемой, положив такую меру, чтобы она подействовала в то время, когда Лука будет на соборе.
Лука, не ведая сего, выпил, затем удалился от злодея и пошел на собор, собранный в одной из калив для решения дела о юном. Услыхал Лука, что юношу защищают, хотят, чтобы он оставался в скиту, пока не вырастет борода, не выходил бы из дома и не ходил бы в соборный храм, - Лука весьма возмутился этим; одновременно с гневным волнением подействовала во внутренностях его и отрава. Только что поднял он руку свою, чтобы сказать, что не должно быть в скиту юноши, и едва открыл свои уста, тотчас ударила ему в голову отрава, закружилась голова, он упал к ногам собора и скончался там же, на соборе; у ног собора лежало его мертвое тело. Увидав эту внезапную смерть, заседатели собора изумились и подумали, что Божественный гнев нашел Луку и убил его, за то, что он немилостиво требовал изгнания юноши.
***
Имеет ли эта книга какое-то отношение к самому преп. Нилу Мироточивому (он умер в 17 веке), не берусь судить. Скорее всего, классический псевдограф: свои мысли публиковать от имени знаменитого деятеля. Но то, что эту книгу написали и издали именно афониты, показывает, что их эти тексты вовсе не шокировали. Это была допустимая у них форма самокритики: не от своего имени, а от имени Святого. Не сам Нил, так просто анонимный монах-свидетель дает нам, прикрываясь именем Нила, картину афонской жизни 19 столетия.
***
Св. Павел Ксеропотамский был евнух: это заметно сейчас по чертам лица, по скудным волосам, особенно на бороде. Глаза большие; взгляд проницательный, нос длинный, брови тонкие надвинутые на глаза; в обеих руках держит свиток; мантия застегнутая вверху и внизу. Много преданий рассказывается об этом подвижнике; особенно замечательно следующее: На заставе горы Афона находился, по обычаю, гребень, которым все приходившие должны были чесать себе бороду. Павел пришел на Афон в таком молодом возрасте, когда бороды у него еще не было, а безбородых не принимали. Юноша взял в руки гребень и воткнул его себе в подбородок, чтобы только удостоиться счастья жить на горе Афонской. Иноки, видя такое рвение юноши к их подвижнической жизни, нарушили обычай для Павла и позволили ему остаться на Афоне.
(Афонские иконы Византийского стиля в живописных снимках, ПРИВЕЗЕННЫХ в Москву П.И. СЕВАСТЬЯНОВЫМ. - М., 1859).
http://starkniga.narod.ru/CERKOV/IKON/afon.pdf Кстати, Павел был евнухом по той причине, что он - сын императора Михаила Рангаве (9 век). Во младенчестве оскоплен по приказу путчиста императора Льва Армянина.
http://www.isihazm.ru/?id=580 (Оливье Клеман эту историю связыват со св. Афанасием Афонским:
В 963 году молодой трапезундскии грек, любимец великого военачальника Никифора Фоки, резко порвал с миром и, обманув бдительность своего воспитателя, удалился к отшельникам на Афон. Однако те отказались его принять: он был еще слишком юн и "гладколиц"; а обычай повелевает, чтобы "гребень держался в бороде послушника". - "Если дело только в этом, смотрите, гребень стоит", и молодой человек вонзил гребешок в свою щеку. Он был принят" (
http://pharisai.at.ua/publ/34-1-0-192)).