Sep 15, 2015 21:15
По мнению Б. Ф Поршнева, зарождение второй сигнальной системы и появление языка напрямую связано с явлением суггестии: «Вначале, в истоке, вторая сигнальная система находилась к первой сигнальной системе в полном функциональном биологическом ан-тагонизме Перед нашим умственным взором отнюдь не "добрые дикари", которые добровольно подавляют в себе вожделения и по¬требности для блага другого: они обращаются друг к другу средст¬вами инфлюации, к каковым принадлежит и суггестия, для того чтобы подавлять у другого биологически полезную тому информа¬цию, идущую по первой сигнальной системе, и заменить ее побуж¬дениями, полезными себе» (1974, с. 417). «Вторая сигнальная систе¬ма родилась как система принуждения между индивидуумами: чего не делать, что делать» (там же, с. 422).
Б. Ф. Поршнев утверждает, что человек в процессе суггестии интериоризирует свои реальные отношения с другими индивидами, выступая как бы другим для себя самого, контролирующим, регулирующим и изменяющим благодаря этому собственную деятель¬ность. Этот процесс уже не может осуществляться в действиях с предметами, он протекает как речевое действие во внутреннем пла¬не. Механизм «обращения к себе» оказывается элементарной ячей¬кой речи-мышления. Дипластия-элементарное противоречие мышления-трактуется Б. Ф. Поршневым как выражение исход¬ных для человека социальных отношений «мы - они». Развитие феномена суггестии, по Б. Ф. Поршневу, в целом укладывается ме¬жду двумя рубежами: «возникает суггестия на некотором предельно высоком уровне интердикции, завершается ее развитие на уровне возникновения контрсуггестии» (1974, с. 429).
Здесь мы сталкиваемся, как минимум, с двумя проблемами, над которыми долгое время размышляют лучшие лингвистические умы. Это проблема происхождения языка и проблема функций языка.
Проблема возникновения языка занимала и философов и лин¬гвистов, и решение ее, еще со времен античности, сводилось к двум основным вариантам: появился ли язык «по установлению» (thesei) или «по природе» (physei) вещей? Античная философия высказала почти все возможные точки зрения, которые впослед¬ствии главным образом углублялись и комбинировались. Если философ считал, что язык создан «по установлению», то он дол¬жен, естественно, отвечать на вопрос, кто его «установил», и здесь возможны следующие ответы, бог (боги), выдающийся человек или коллектив людей (общество). Возможны комбинации этих ответов: человек, наделенный божественной силой, человек со¬вместно с коллективом людей. Если же философ полагал, что язык создавался главным образом «по природе», то его гипотеза утверждала или то, что словам соответствуют свойства вещей, или то, что им соответствуют свойства человека (его поведение), или то и другое вместе (см.: Якушин Б. В., 1985, с. 6).
Б. Ф. Поршнев выдвигает суггестивную теорию происхожде¬ния языка, подтверждая свою гипотезу данными нейрофизиологов о том, что из всех зон коры головного мозга человека, причаст¬ных к речевой функции, т. е. ко второй сигнальной системе, эво-люционно древнее прочих, первичнее прочих - лобная доля, в частности префронтальный отдел. Этот вывод отвечает тезису, что «у истоков второй сигнальной системы лежит не обмен ин¬формацией, т. е. не сообщение чего-либо от одного к другому, а особый род влияния одного индивида на действия другого - особое общение еще до прибавки к нему функции сообщения» (Поршнев, 1974, с. 408).
филология,
мозг,
психология