"Огонь гаснет, но не остывает".
индийская пословица
ср. с "когда мы впервые узнаем, что цель буддисткой практики - нирвана (ниббана), буквально означает - угасание огня, сложно себе представить метафору духовной цели, ещё более очевидно указывающую на смерть - это же полное уничтожение. Однако оказывается, что такое истолкование понятия нирваны - это ошибка перевода, но не столько слова, сколько образа. Что же символизировал потухший огонь для индийцев времён Будды? Нечто отличное от уничтожения.
По мнению брахманов древности, когда огонь погас, он переходит в скрытое состояние. Не прекращает существовать, а дремлет - в этом состоянии он не привязан к какому-либо топливу и растворён во вселенной. Когда Будда использовал этот образ, чтобы объяснить нирвану
индийским брахманам того времени, он обходил вопрос о том существует ли или нет потухший огонь, и вместо этого акцентировал внимание на невозможности охарактеризовать огонь, который не горит - подобно тому как и его состояние - состояние человека, вышедшего полностью во «вне», невозможно описать.
Однако когда Будда учил своих последователей, он использовал нирвану скорее как образ свободы. Похоже, что все индийцы в то время понимали огонь, как нечто взбудораженное, зависимое, пойманное; одновременно и цепляющееся за топливо, позволяющее гореть, и привязанное к нему. Чтобы разжечь огонь, его нужно было «захватить». Когда огонь отпускал своё топливо, он «освобождался», избавленный от возбуждения и зависимости, освобожденный из ловушки - он становился спокойным и неограниченным. Вот почему образ потухшего огня неоднократно используется в Палийской поэзии в качестве символа свободы. На самом деле, эта метафора является частью совокупности образов огня, которая включает в себя ещё два связанных понятия. Упадана, или привязанность, также означает питание, которое огонь получает от топлива. И кхандха - это не только одна из пяти «куч» (формы, чувства, восприятия, мышление и сознание), которые включают в себя весь обусловленный опыт, но и ствол дерева. Подобно тому, как огонь гаснет, когда перестаёт цепляться за дерево и получать от него питание, так же и ум освобождается, когда прекращает цепляться за кхандхи".
Тханисаро Бхикшу