Детский ответ на смысловую недостаточность

Feb 16, 2015 02:12



Знаете ли вы, дорогие взрослые, статистику детских и подростковых суицидов в России? В последние годы частота их среди 10-14 -летних детей колеблется в пределах от 3 до 4 случаев на 100 тысяч, а среди подростков 15-19 лет это 19-20 случаев, превышая средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза. В среднем в стране ежегодно кончают с собой более 200 детей и 1,5 тысяч подростков. Россия занимает первое место по количеству самоубийств среди подростков 15-19 лет в Европе. Эти данные привёл П. Астахов, уполномоченный по правам детей в РФ.

Вы понимаете, что это значит? В некотором смысле для нас это приговор. Это значит, что наши дети отказываются жить в мире, который мы построили. Что может подвигнуть молодого, полного сил человека свести счёты с жизнью? Должно быть очень глубокое неблагополучие как в обществе, так и в самих подростках, чтобы подобное стало возможным.
Что же служит мотивами для самоубийств? Причины могут быть самыми разными. Это и разнообразные конфликты - семейные, с боязнью наказания родителями, неразделённая любовь, конфликты со сверстниками и учителями, тяжёлая болезнь и смерть родственников, алкоголь, наркотики и связанные с ними проблемы, боязнь уголовной ответственности за совершённые преступления и осознание вины,влияние деструктивных сект и подростковая беременность. Также может подвигнуть к суициду низкий уровень жизни и лишение родителей родительских прав родителей, собственные физические недостатки и психические заболевания. Причём суицид мало связан с психическими расстройствами и уходят как дети из бедных семей, так и из богатых.
Так почему же родители, учителя,знакомые взрослые не распознали и не смогли вовремя прийти на помощь ? Ведь когда с ребёнком что-то не так, это видно по изменившемуся поведению, странностям, реакциям. Как получается, что подросток попадает в ситуацию, которая для него видится как не имеющая решения и остаётся с ней один на один?

Тут, как мне кажется, надо немного посмотреть назад. Русская цивилизация строилась на основе православной духовной традиции, которой было свойственно иерархическое понимание мира. Была вертикаль Бог - человек. Человек - образ Божий, цель жизни - стать подобием Божьим, обожиться. Таким образом, жизнь предполагала чёткую смысловую вертикаль, передачу опыта от поколений к поколениям, путь духовного восхождения.

Советский Союз хоть и провозгласил научный атеизм, тем не менее кодекс строителя коммунизма переписал с 10 заповедей, только вместо Бога поставил человека. Таким парадоксальным образом традиционализм в несколько ином виде продолжал свою жизнь в нашей стране и на протяжении советского периода. А потом страна со всей дури метнулась в объятия Европы, в потребительский рай, отринув идеологию коммунистическую. И что же она там нашла?
А нашла она сформировавшееся общество постмодернизма, которое, в отличие о кодекса строителя комунизма, провозгласило смерть Бога и теорию хаоса. Оно уже отринуло нормы морали и раскрепостило человека до состояния, когда нет ничего святого и всё равнозначно дозволено - и плохое, и хорошее.
Поскольку Запад нас воспринимал как проигравших в холодной войне, то все постмодернистские нечистоты широким потоком полились к нам, диктуя новые нормы и принципы жизни в различных её сферах. Пошёл процесс ломки культурных и человеческих стереотипов поведения и восприятия, присущих нашей идентичности. Это не могло не породить в родителях нынешних подростков, юность которых пришлась на 90-е, тотальной растерянности. То, что утверждалось поколением их родителей - служение Родине, честность, взаимовыручка, нравственность- подвергалось поруганию и насмешкам. Взамен воспевался крайний индивидуализм, эгоцентризм , культ денег, успех любо ценой, невзирая на… Культура и массмедиа трудились над искоренением нашей "традиционности" неустанно, осмеивая и поливая грязью всё, чем дорожили предки.

Подобная сшибка ослабляла связь поколений, обесценивала предыдущий опыт и умаляла до нуля вес старшего, как более мудрого, к кому прислушиваются и кому верят. И ведь подобные вещи, только в ином виде и медленнее, происходили и в школе! Что такое нынешняя реформа образования? Это предельная технократизация процесса, в котором нет места воспитанию. Образовательная услуга! Там нет и не может быть пространства передачи опыта, поскольку авторитет учителя нивелирован "равенством" учителя и ученика. То, что этот процесс не приобрёл тотального характера и остаются островки разумного-доброго-вечного - происходит скорее вопреки и держится исключительно на человеческих качествах отдельных учителей. Чудовищные по своим усилиям попытки протолкнуть систему ювенальных технологий с их понятиями всевозможного насилия над детьми в случае успеха сделали бы процесс обучения невозможным в принципе. И ведь не все ещё ювенальные головы отрублены!

Что же получается в итоге? Дети растут в атмосфере, способствующей развитию эгоцентризма и, как следствие, гордыни. Она же замыкает их на собственных интересах, порождая чувство исключительности и неумеия выстраивать здоровые коммуникативные связи. Запрет на идеологию, прописанный в Конституции, не позволяет артикулировать цели, выходящие за уровень выше индивидуального бытия, приземляет целеполагание. Нет великих задач, образа будущего, на которые могло бы откликнуться молодое сердце. Это порождает расчётливость, скептицизм и отсутствие романтики даже в молодости, обедняя и приземляя личность. Прибавьте сюда атомизацию общества, разрыв межпоколенческих связей, недоверие к другим людям и неверие авторитетам - получим питательный бульон, в котором росли те, кто уже нас покинул по собственной воле…

Один мой знакомый подросток написал в работе, посвящённой советскому человеку следующее:"…в нас, живущих в эпоху гласности, толерантности и свободы слова, вероисповедания и взглядов, наблюдается апатия. Нам всё доступно, но у нас нет устремления в будущее. Это- моё личное ощущение…" . В стремительно меняющемся мире, когда наша Родина стоит перед вызовами метафизического порядка, нам необходимо чётко осознать кто мы и куда идём. Понять, что у великой страны с великой историей, коей всегда являлась и будет являться Россия, должны быть достойные её Великие Цели. Наш путь - к Разумному, Доброму, Вечному, подальше от постмодернистской помойки со всеми её бантиками и симулякрами. Путь к Богу для религиозного человека и путь восхождения для светского должны сойтись в одну дорогу. Обретая этот путь, мы соединим опыт поколений на основе нравственного идеала и сможем указать нашим детям путь, цели и подарить крылья за спиной.
Previous post Next post
Up