Великие шедевры искусства, или Великое Искусство обмана. 2 часть!

Jun 30, 2017 03:24

Оригинал взят у hueviebin1 в Великие шедевры искусства, или Великое Искусство обмана. 2 часть!
Продолжаем тему, якобы, непревзойденных шедевров искусства. В прошлый раз многие эстеты обвиняли меня в том, что я ничего не смысля в искусстве пытаюсь забить гол на чужом для меня поле. При этом объяснить, чем отличается мазнина Марка Ротко (автор одних из самых дорогих картин в истории - чувак просто лепил полосы на холст, и всё), от мазнины маляра некачественно выполняющего свою работу, весьма ожидаемо объяснить никто не мог. Ну не считая тайного сакрального смысла, которым сами почитатели и наделяют эти, якобы, шедевры. Но этот аргумент малоубедителен, ибо, как известно, наделить тайным смыслом можно абсолютно всё, включая табуретку на которой я сейчас сижу.

Ну и черт с ним, с этим Ротко. Предлагаю посмотреть на иконы. Иконы от искусства. Их, вроде бы две. Это Черный Квадрат и Джоконда.
Я читал много объяснений картины вошедшей в историю, как "Черный Квадрат". Естественно все они просто придуманы кем-то, но не суть. Одно из наиболее красивых гласит, что гений художника в данном случае заключается в том, что таким образом он поставил жирную точку в искусстве. Мол, все. Это точка. Искусство умерло. Однако у меня есть один элементарный вопрос, который должен поставить эстета в тупик. И звучит он весьма незамысловато:

И что?

Вот и все. Жил был мужик, который нарисовал черный квадрат, для того чтобы продемонстрировать миру, что искусство себя исчерпало и он таким образом ставит жирную точку. Эммм... и что? А гениальность то в чем? Ну поставил жирную точку... а чем тут восхищаться? Какое это имеет отношение к шедеврам? Что в этом такого? Что в этом невероятного? Что в этом достойного? Что в этом интересного? И главное: что в данном случае стоит таких денег? Так это просто хуйня-муйня, не более того, вот и все. Ну поставил жирную точку. Ну молодец. Я бы даже руку ему пожал за это! А великого то что, в этой задумке? А любоваться то чем?

Но есть более значимая картина в мировом искусстве. Настоящая икона, с той лишь разницей, что начертана на ней не богоматерь, а некая Джоконда. Но для ценителей искусства - это самая настоящая богоматерь. Однажды маэстро Да Винчи исполнял заказ тамошнего буржуя, который заказал портрет своей бабы, что Да Винчи успешно и сделал. Однако же баба оказалась косоглазой, криворукой, да еще и с дебиловатой ухмылкой. В итоге маэстро ее и нарисовал косоглазой, криворкой, да еще и с дебиловатой ухмылкой. На этом, казалось бы все. Ну, нарисовал и нарисовал - кому какое дело? А долгие столетия и не было никакого дела. Картина вообще никому не была интересна до 1911 года. Никаких загадок в ней никто не видел до этого времени. Разве что один прозаик спустя столетия (в 1800-каких-то годах, вроде бы) в своем очерке просто отметил загадочность ее улыбки. Причем без сакрализации: просто описывая впечатления от картины, он написал, что у нее загадочная улыбка. На этом все. Всем было срать с высокой колокольни на эту картину еще столетие.

Пока в 1911 году нежданно-негаданно никому неинтересную и ненужную картину непонятно кто и непонятно зачем похитил, что и породило волну хайпа: а кому эта неинтересная картина с косоглаззой бабищей могла понадобиться? Уж не зашифрованно ли на ней тайное послание? К слову, если учесть, что картина также внезапно нашлась, как и потерялась, а вору впаяли чисто символическое наказание, рискну предположить, что похищение могло быть инсценированно. Равно как и последующие нападения на нее (типа обливания краской), которые загадочным образом всякий раз только делали ее популярней и дороже.

Именно в 1911 году картина впервые привлекла обширное внимание искусствоведов всех мастей и обывателей. И именно тогда она стала неоценимым шедевром. И именно тогда как из рога изобилия впервые посыпались ее загадки и тайные смыслы.
Одной из загадок является, например, развлекали ли Джоконду трубадуры в момент рисования? Попробуйте найти ответ на не менее важный вопрос: а какое это имеет значение? А какой в этом интерес? Какое это имеет отношение к искусству?
Другая загадка крутится вокруг того, о чем думает Мона Лиза в момент рисования. Попробуйте найти ответ на не менее важный вопрос: а какое имеет значение о чем там думает немытая средневековая бабища? Какую ценность это несет? Какое это имеет отношение к искусству? Уверяю, что ни о чем важном баба 500-летней выдержки думать по определению не могла, ибо круг интересов в те времена, была несколько ниже сегодняшнего!

Находить загадки и смыслы каждый был горазд в меру своей испорченности. В СССР, например, это покажется смешным, но тоже искали глубокий смысл, правда уже со своей колокольни. Так один советский историк искусств утверждал, что её лицо искажено мукой, а улыбка символизирует страдания рабочего пролетариата. Все ебанулись, одним словом.

Еще одну загадку нашли в отсутствии бровей на картине. Вообще в те годы баб нарисованных без бровей (в т.ч. и самим Да Винчи) было до ебени-матери. Но загадкой стали только брови Джоконды. Просто хитрые дяди так придумали, чтобы поднять в цене картину.

Но главной загадкой стала эта ее придурковатая улыбка. Главной стала лишь по той причине, что те же хитрые дяди выдергивая наружу все, что могло бы поднять статусность картины, подняли и очерк того самого прозаика, который веком ранее написал, что поражен ее улыбкой, и находит ее загадочной. Так что телеги вроде: "Мона Лиза - самое мистическое произведние искусста и самый известный шедевр Возрождения" - придуманы, ибо мистическим и загадочным произведением искусства, она стала только после своего похищения. Весь этот смысл был придуман после 1911 года. Как можно предположить, придуман с конкретной, корыстной целью. До этого все срать на нее хотели.

Таким образом, не знаю, является ли Мона Лиза шедевром искусства (ибо не являюсь профессионалом в искусстве), но точно могу утверждать, что Мона Лиза является шедевром pr.

Одна из самых эффективных PR-технологий - скандал. Скандал - достаточно тонкий инструмент, основанный на законе распространения информации: негативная информация распространяется быстрее и дальше, чем позитивная и запоминается негативная информация лучше. Есть еще хитрая технология "Трояна" - когда не очень хорошие для бренда сведения попадают в сознание людей, где через некоторое время обретают позитивное значение. Но самое сильное средство PR - сенсация. Особенная удача - если сенсация, вызвавшая скандал, основана на детективном сюжете, поскольку этот жанр, как известно, самый увлекательный и лучше всех держит внимание зрителей. В августе 1911 году Джоконда становится героиней именно такой мировой сенсации. Это событие позже назовут кражей или преступлением века. События начинают разворачиваться как в остросюжетном фильме: Художник, пришелший в Лувр копировать шедевр Леонардо да Винчи на месте его не обнаружил. Через некоторое время стало ясно, что полотно пропало бесследно. Как говорится: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем". Конечно же, преступник оставил загадочный отпечаток пальца на раме - без этого детектив был бы не так интересен. С утратой Джоконды ее акции взметнулись до небес. Похищение картины обернулось для нее отличной pr-компанией, мировой сенсацией: «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице в течение месяца. В этот период журналисты вспомнили всю информацию, связанную с Джокондой, накопившуюся за несколько столетий, Джоконда не сходила со страниц криминальной и светской хроники. Только гибель Титаника отвлекла от новостей о расследовании знаменитого ограбления.

После того, как похищенную Джоконду, наконец, нашли в Италии, - во Флоренции, Риме и Милане состоялись выставки, затем Джоконда триумфально вернулась в Лувр. К этому времени картина окончательно завоевала мировую известность. Накленная на стену репродукция или вырезка из газеты с портретом Джоконды стали повсеместным явлением. Интеллигенция придумала себе настоящую религию: икону Джоконды. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Так Джоконда из элитарного произведения известного КРАЙНЕ небольшому кругу ценителей, и не считавшаяся чем-то шедевральным, молниеносно превратилась в народное достояние.

Кстати, знаете что еще невероятно привлекает общественное внимание к чему-либо? Конечно же секс, постель, и главная загадка мироздания: является ли обсуждаемый актре/певец/художник гомосексуаистом? Поэтому вокруг картины было запущено сразу два слуха: первый - то что Да Винчи был влюблен в эту женщину (секс, постель, дом-2, в общем все то, что так любит потребитель), и второй: Да Винчи был геем, и на самом деле рисовал самого себя. И все. После такого у достопочтенной публики приматов колпак сорвало окончательно!

Малкольм Гладуэлл в свое время ввел в оборот такой термин, как "Эпидемия", который, в частности, применим также к рекламе и, даже в большей степени, к области пиар. К трех слагаемым эпидемии относятся "Закон малых чисел", "Фактор прилипчивости" и "Сила обстоятельств". Не углубляясь в теорию можно увидеть, как все эти законы возникновения эпидемии "сработали" в истории с Джокондой. Закон малых чисел гласит о роли трех типов людей - объединителях, знатоках и продавцах, которые сыграли большую роль в распространении славы картины. Из элитарного произведения искусства Джоконда превратилась в фетиш массовой культуры. Налицо по крайней мере две мировые эпидемии, связанные с полотном Леонардо, после которых не осталось на Земле человека, который бы ее не знал. Первая волна эпидемии прошла в начале века, после знаменитого похищения шедевра из Лувра, вторая волна - после ее мирового турне. Кстати, во время экспонирования полотна в Японии выставку посетили 1,5 млн человек (1974 год). Это реально дохуя!

Итак, в чем секрет успеха по пунктам?
1. Элитарность. Если хочешь продать товар по высокой цене, создай иллюзию его элитарности. Сыграй на инстинктах прямоходящих приматов! Каждый хочет ощущать себя лучше, чем он есть, и уж тем более, каждому хочется верить, что он не быдло, в отличие от Петьки из второго подъезда. Поэтому каждый обязан при посещении Франции припасть в Лувре к совершенно неинтересной и унылой Джоконде, чисто из элетарных соображений. Хотя непонятно зачем, если эту Джоконду все и без того видели в интернете, или же в книгах и даже на магнитиках. Используй на полную этот один из основных инстинктов и сорвешь куш. По этому принципу, к слову, весь рыночек и функционирует: роликсы, айфончики и тд. Даже сетевой маркетинг, - любой кто попадал на их собрания не мог не отметить этой особенности, - делает ставку на элитарность.

2. Жизнь - весьма неинтересная и унылая хуйня, суть которой сводится к "Поспал-поработал-посрал-пожрал-потрахался". На этом все. Поэтому людям свойственно пускаться в мистицизм, религиозность, и прочий поиск невероятного и загадок: это придает жизни смысл и наделяет ее более яркими красками. Окружи свой продукт ореолом загадок и мистицизма, и познаешь успех, как его познали пиарщики Джоконды!

3. Не забывай и о том, что ничто так не интересно приматам, как ебля и грязное белье. Вот пиарщики Джоконды и придумали: то ли автор был в нее влюблен, то ли был вообще гей.

В остальном, главный секрет Джоконды тот же, что лежит в основе популярности детективов и приключенческих романов - неразгаданность, тайна, интрига. Правило хорошего тона интеллигентного человека - иметь свое представление и толкование феномена Джоконды. Она провоцирует на мысль в каком бы контексте мы ее не встретили. Судьбу Джоконды можно рассматривать как эталон PR-искусства, эталон поиска неординарного решения, символ открытого вопроса..И не исключено, что главные открытия, связанные с Джокондой еще впереди. Только эти открытия будут скорее из сферы маркетинга, а не искусства

Сухой остаток - если у вас в руках интересный бренд с интригой можно пойти таким путем: первоначально "заточить" его на элитарное использование, потом спровоцировать небольшой скандальчик, распустить слухи - и достоинства бренда будут изящно преподнесены восхищенной публике.

А на мой взгляд, все это точно такой же религиозный культ, как православие, победобесие и прочее. У одних иконы, у других "дед на палке" по время всяких бессмертных полков, у других картины. Как бы интеллегенция не пыталась отмежеваться от серой массы, а на выходе получаются все те же культы: к слову, любая критика этих квадратов встречается не менее агрессивной реакцией, не взирая на то, что вера в таинстрвенную Джоконду... собственно лишь вера, и все. Просто, все мы принадлежим к одному виду: и шахтеры и интеллегенция. И живем одними инстинктами. А как обезьяну не назови, она и останется обезьяной! И обезьяна, в данном случае, не ругательный эпитет, а лишь биологический факт нашей принадлежности.

Великие шедевры искусства, или Великое Искусство обмана. 1 часть!

Previous post Next post
Up