Креативная вохновительница Даша
daria_mareсоздала сообщество
mi_pishemДля тех, кто хочет писать, но испытывает непонятные трудности (ленится, на самом деле, но Даша пишет такие шикарные побудительные посты, что сразу хочется достать блокнот и выполнить все рекомендации).
Ее советы можно применить и в журналистике.
Оригинал взят у
daria_mare в
ПРАКТИКА 7. ПРОБЛЕМНО-РЕШИТЕЛЬНАЯ.Дорогие друзья!
Как и следовало ожидать, в процессе работы вы столкнулись с проблемами. Это бывает почти всегда: в голове, вроде, есть идея или даже сюжет, задумка начинает оформляться, вы бодренько пишите план и - бам! - стопор. Как в анекдоте: "Осторожно, впереди шлагбаум-баум-баум!". Вы чувствуете, что попали в мышеловку, крутите идею так и этак, и ничего не выходит. Часто случается так: что на этом этапе автор бросает идею, думая, что она оказалась плохой и надо будет придумать новую... Когда-нибудь потом... К сожалению, это потом никогда не наступает, и прекрасные книги, на обложке которых могла бы стоять ваша фамилия, замечательные рассказы с вашей подписью так и остаются ненаписанными. Очень жаль! Давайте постараемся не допустить этого "срыва"! Те, кто сидел на диете, знакомы с подобным "шлагбаумом", когда поначалу жевание капусты проходит весело и бодро, а потом случается что-то непонятное, и вы обнаруживаете себя поедающей в 2 часа ночи пирожные с самым жирным кремом. Это называется срыв, это естественно, но нам это не нужно. Будем бороться.
Итак, рассмотрим, с какими проблемами чаще всего сталкиваются начинающие авторы, и возможные пути их решения.
-
У меня есть задумки, но совсем нет времени писать!
Хорошо, допустим, у вас и правда совсем нет времени (хотя такое встречается очень редко, если вы, конечно, не работаете личным помощником президента или единственным хирургом в областной больнице; в остальных случаях стоит говорить не об отсутствии, а о нехватке времени). А время, чтобы думать, у вас есть? Держу пари, что да. Для того, чтобы думать, обычно полно времени, это как в шутке "Может показаться, что я ничего не делаю, но на клеточном уровне я очень занят". Займите себя на клеточном уровне, дайте поработать своим серым клеточкам, как сказал бы мистер Пуаро. Идеи можно обдумывать перед сном, во время поездки в транспорте, за завтраком или ужином, в ванне. Если вы действительно будете думать над идеями, они появятся. И это будут такие идеи, которые вам обязательно захочется реализовать. Часто отсутствие времени - это просто предлог, скрывающий нехватку мотивации. Подумайте, может быть, вы пока не хотите становиться писателем, может быть, это чья-то чужая мечта, которую вы случайно поймали за хвост, когда она пробегала мимо. Если это не так, думайте над идеей. Как только у вас появится стоящая идея, которую вам захочется описать, вы найдете время (даже если вы единственный хирург на всю страну, потому что самые занятые люди в мире все равно находят время на сон, еду и душ, почему бы не включить в список обязательных действий и написание книги?).
А как быть, если речь идет о нехватке времени? Придется отнимать недостающее от святого, еды и сна. Выбирайте, чем вы готовы пожертвовать. Если едой, то предлагаю взять обеденный перерыв. Если вы работаете, вы можете совместить приятное с полезным. За обедом обдумывать идеи, читать нужные книги и писать. По большому счету, вам придется пожертвовать лишь компанией коллег (но вы всегда можете пригласить их на бокальчик вина вечером, так что не такая уж это и жертва). Если вы домохозяйка или находящаяся в декретном отпуске мама, лучшее время для работы - после обеда, в дневной сон малыша. Нужно лишь помнить о том, что дела не убегут, и никто еще не умирал из-за непоглаженной рубашки. Если вы работаете по свободному графику, вам все карты в руки. Да, вы не можете планировать свое время, учитесь писать "экстренно", во время образовавшихся пауз. Вы же находите время пообедать, значит, найдете время писать.
Способ второй - для сильных личностей, которые готовы пожертвовать сном. Вставайте на час раньше. Как делаю я: два раза в неделю встаю на 2 часа раньше, чем обычно, в это время успешно работаю, а в остальные дни - "высыпаюсь", во всяком случае, сплю по нормальному графику. Даже если вы обычно встаете в 6 утра,и раз в неделю можно встать на час раньше, вы не почувствуете этой разницы, но для вашей книги один дополнительный час может сыграть огромную роль! Для "сов" все наоборот: ложитесь на час-другой позже.
Способ третий - найти время на выходных. Все, что вам нужно, - это придумать предлог для того, чтобы выгнать домашних на улицу или уложить в сон. Объясняйте домашним, как важен дневной сон, просто жить без него нельзя. Выгнали? Уложили? Отлично! У вас есть 2 часа свободного времени, и вы знаете, чем займетесь.
Три способа! Если после этого вы будете жаловаться мне на нехватку или отсутствие времени, я буду смеяться. Громко и беспощадно:)
- У меня полно идей, как минимум, три или четыре, и я никак не могу сосредоточиться на одной. Стоит мне выбрать какую-то из них, как она начинает казаться скучной, а те, которые я отбраковала, - более интересными. И так по кругу. Я не могу выбрать!
Конечно, то, что вас переполняют идеи, замечательно, куда хуже было бы, если б они отсутствовали вообще. Но переизбыток идей мешает работать. Если вы хватаетесь то за один, то за другой сюжет, и никак не знаете, что же написать, проклинаете музу и завидуете тем, кто уже определился, попробуйте спросить себя: могли бы вы вести несколько проектов одновременно? Пушкин, к слову, мог писать несколько произведений сразу. Возможно, один сюжет стал бы хорошим рассказом, а из другого получился бы роман. Принимайтесь за рассказ и попутно думайте над романом. Или вы могли бы объединить несколько сюжетов в одном романе, как вам мысль?
Хорошо, допустим, вы не Пушкин. Вам надо писать что-то одно, вы считаете, разбрасываться вредно. Тогда перевоплощайтесь в коммерсанта. Представьте, что выдаете аванс начинающему писателю. Вы издатель, которому принесли на выбор несколько сюжетов. Какой вы выберете? Запишите ваши идеи на отдельных листочках, положите перед собой и изучите. Не забывайте о том, что вы коммерсант, и ваша задача - успешно продать будущую книгу. Какая из идей самая продаваемая? Какой сюжет самый необычный? Какая идея подходит под конкретную серию в издательстве? Какой жанр из предложенных самый популярный? Ставьте плюсы идеям, потом посмотрите, какая набрала больше плюсов по "продаваемости". Значит, эта идея потенциально самая удачная. Вы поняли, что нужно писать? Принимайтесь за работу.
- У меня есть идея, но я никак не могу определиться, в каком жанре писать. Иногда мне кажется, что из моей идеи вышел бы отличный детектив. А потом думаю, что герои, скорее, вписываются в роман. А вообще, меня всегда привлекала фантастика. И что же мне делать?
Вспомните свои любимые книги (в том числе, для этого мы составляли подборку вдохновляющих книг). Выпишите на листе их названия и жанр. Какие жанры получились? Какой жанр лидирует? Допустим, вы поняли, что всегда читали детективы, триллеры и фантастику. Теперь делаем следующее: выбираем три любимые книги, написанные в этих трех жанрах. Выберите в каждой по небольшому отрывку. Перепишите отрывок в блокнот. Потом закройте блокнот и по памяти напишите изложение. Теперь попробуйте написать собственный отрывок-подражание, в том же стиле и жанре. Скопируйте стиль, представьте себя тем писателем, которому подражаете. В итоге, у вас должно выйти 3 изложения и 3 самостоятельно написанных подражания. Это займет не так много времени, как кажется, 2-3 часа работы. Посмотрите на 3 отрывка, какой было легче всего писать, какое подражание вышло самым удачным, самым правдоподобным. Кажется, вы определились с жанром.
- У меня есть прекрасная идея, я даже начала работать над ней. Но после определенного момента наступил ступор. Я не знаю, что делать дальше. Я никак не могу определиться с финалом. Это тупик. Мне хочется все бросить!
Нет-нет, не бросайте! Писателями становятся либо самые талантливые, либо самые упорные, либо те, кто сочетает в себе оба качества. Не воспринимайте тупик слишком серьезно. Если вы начнете биться головой об стену со словами "ну что же должен сделать герой!", вдохновение вряд ли придет к вам. А вот всякие шутливые творческие игры могут вам помочь. Мы с вами уже пробовали метод свободных
ассоциаций и метод
свитка. А есть еще замечательный метод "цепочка ассоциаций". Суть его в следующем: вы формулируете то, что вас волнует, одним словом. Например, вы не знаете, куда спрятать клад. Пишите на листе клад и дальше проводите цепочку из 20 свободных ассоциаций, которые придут вам в голову. Не думайте, пишите. Результаты могут быть самыми неожиданными.
Также вам помогут книги на нужную тематику. В случае с кладом читайте приключения пиратов, мемуары кладоискателей, рассказы Джека Лондона, энциклопедии вещей. Просто полистайте толковый словарь, закрывайте глаза и ставьте палец в любое место. Подумайте, как слово, в которое вы попали, может помочь вам. Если вы выполните хотя бы несколько творческих техник, муза обязательно придет к вам не с пустыми руками, а с готовым решением.
Есть еще один вариант - "звонок другу". Спросите у родных или у друга, как бы он поступил на месте героя, где бы он спрятал клад. Можно даже созвать небольшую компанию и устроить мозговой штурм. Результаты вас удивят.
- Я начала писать, но идея выглядит глупо на бумаге, у меня ничего не получается. Я хочу бросить эту идею и поискать другую.
И опять я скажу, не бросайте! Практика показывает, что у большинства писателей "выстреливает" именно вторая книга. Это в лучшем случае! А то и третья или четвертая. Но у вас никогда не будет второй книги, пока не написана первая. Наброски не считаются. Вы можете всю жизнь писать по полкниги, но, пока у вас не будет законченного произведения, вы не сделаете шаг вперед, вы будете топтаться на месте. Даже если написанное вам не нравится, кажется глупым, попробуйте зайти с другого конца. Начните сразу писать финал. "Унесенные ветром", к примеру, написаны именно с финальной сцены. Играйте с частями книги, как с кубиками, вы же режиссер своей книги. Пишите ее с середины, с конца, со второй главы, с чего угодно. Главное, пишите.
- У меня вообще нет идей.
Хорошо, идей нет, а написать что-то хочется. Поиграйте с известными сюжетами. Возьмите книги, которые вам нравятся, подумайте: а что, если бы герои вели себя иначе. Что, если бы Эшли Уилкс действительно изменил Мелани со Скарлетт? Что, если бы профессор Снегг действительно оказался бы предателем? Что, если бы Гастингс обставил бы Пуаро (вот, кстати, сюжет детектива, в котором помощник оказывается умнее главного детектива, умный помощник и детектив-растяпа)? Что, если бы Шерлок Холмс совершил преступление? Что, если бы не Алиса попала в Зазеркалье, а Сумасшедший Шляпник попал бы в наш мир и попытался в нем выжить? Что, если бы Андрей Болконский остался жив? Что, если бы Спящая красавица проснулась от поцелуя, а принц, наоборот, заснул? Что, если бы Ленский влюбился не в Ольгу, а в Татьяну? Технику "что, если бы" мы уже разбирали, и хочу еще раз отметить, что она способна творить чудеса!
- Я не могу заставить себя работать. Идея есть, сюжет есть, но я постоянно откладываю работу на завтра.
В НЛП есть такое понятие, как "якоря". Якоря - это действия или предметы, которые закрепляют устойчивые ассоциации. Создайте якоря для своего творчества. Например, каждый раз, садясь за стол, зажигайте свечу с апельсиновым запахом. Или бросайте монетку в стеклянную банку за каждый час работы, а в конце месяца подсчитайте монетки и вознаградите себя. Вы можете перед началом работы читать вслух по одной странице из "Властелина колец" или повязывать на шею платок с черепами, если пишите о пиратах. Главное, завести действие, которое будет ассоциироваться у вас с писательством. Вы скажете, что это глупо? Но великие писатели не считали это глупостью. Шиллер мог писать, только если у него на столе лежали гнилые яблоки. Дюма-отец писал только на квадратных листах, а Дюма-сын считал, что перед писательством нужно поесть. Берите пример с великих! Создайте в мозгу ассоциацию, которая будет звать вас схватиться за ручку или клавиатуру.
- Я вообще не знаю, с чего начать.
Начните читать наше сообщество с самого начала:)
Друзья, буду рада, если вы напишите, помогли вам эти советы или нет. Возможно, вы напишите о каких-то других проблемах, буду рада решить их вместе. Предлагайте свои пути решения. В пятницу жду от вас отчет с указанием проблемы, которая мешает вам творить, и пути решения. Также расскажите, что будет вашим писательским "якорем", надеюсь, вам удастся придумать что-то особенное. И не забудьте выделить себе место для писательства, стол должен быть чистым и, вообще, должен быть.
И обязательно выберите для себя мотивационную картинку, которую повесите на рабочий стол или над письменным столом. Можете выбрать из моих или найти собственную.
Удачи!