Наконец-то я добрался до темы, которую давно хотел разобрать: фильтры Photoshop. А поскольку всего их 122, материал пришлось разбить на несколько занятий. В первый класс
«Adobe Photoshop. Все фильтры (All Filters): Работа с геометрией» вошли сложные пять фильтров по работе с геометрией, стоящие особняком от всех остальных. Эта тема немного затрагивалась в одноименном классе, но он был рассчитан на новичков, поэтому разбирались только самые азы. А сейчас все подробно и с нюансами.
В этот выпуск попали:
- Adaptive Wide Angle (Адаптивный широкий угол)
- Camera Raw Filter (Фильтр Camera Raw)
- Lens Correction (Коррекция дисторсии)
- Liquify (Пластика)
- Vanishing Point (Исправление перспективы)
Как обычно, мастер-класс на
liveclasses, до 20 мая цена класса 990 ₽ с промокодом
FILTERS Но есть и одни сюрприз. Однажды на фотокухне нам с Антоном Мартыновым задали вопрос: «Готовитесь ли вы к занятиям, или просто рассказываете все, что знаете?». Конечно, мы готовимся. И составляем для себя конспекты. И в этот раз конспект получился очень подробным, прежде всего потому, что я выписывал названия всех настроек на русском языке. И я подумал: а чего добру пропадать? Поэтому под катом конспект класса. Совершенно бесплатно. Только не думайте, что он сразу был таким красивым. У меня все было по-спартански, раза в два короче. Я его еще целый день до такого вида причесывал. В результате ЖЖ не смог уместить все в одной записи, поэтому здесь первая часть.
Вторая лежит вот тут.
Организация работы с фильтрами
- Фильтры или «плагины» - это дополнительные программные модули, расширяющие функционал Photoshop
- Дополнительные панелек из меню Window > Extensions (Окно > Расширения) так же расширяют функционал программы
- Панельки используют в свей работе скрипты, задействующие штатный инструментарий программы
- Дополнительные панельки располагаются в папке Библиотеки > Application Support > Adobe >CEP > extensions (c:\Program Files (x86)\Common Files\Adobe\CEP\extensions)
- В отличии от панелек, фильтры - это отдельные самостоятельные программами, получающими исходную картинку из Photoshop и возвращающие обратно обработанный результат
- Разница между фильтрами и панельками
- Установка фильтров производится через меню PlugIns или вручную
- Команда PlugIns > Browse Plugins открывает раздел «Все плагины» в Creative Cloud и позволяет вести поиск новых плагинов в магазине Adobe
- Команда PlugIns > Manage Plugins открывает раздел «Управление плагинами» в Creative Cloud и позволяет устанавливать/ удалять имеющиеся плагины
- Панель Plugins - повторение двух предыдущих команд
- Установленные таким образом фильтры отображаются в самом низу списка в меню Filter (Фильтр) и отделены от основных фильтров чертой
- Ручная установка плагинов производится их переносом в папку Программы > Adobe Photoshop 2021 > Plug-Ins
- Установленные вручную фильтры отображаются в меню Filter (Фильтр) после основного списка фильтров, но перед фильтрами установленными через меню Plugins и отделены от них чертами
- Команда Filter > Convert for Smart Filters (Фильтр > Преобразовать для смарт-фильтров) - конвертирует активный слой в смарт-объект
- К самрт-объекту фильтры применяются как смарт-фильтры, допускаю последующие изменения настроек
- Не все фильтры могут применяться как смарт-фильтры
- Команда Filter > Last Filter (Фильтр > Последний фильтр) после применения любого фильтра принимает его название и применяет его с такими же настройками, как при последнем применении
- При записи этой команды в экшен возникает возможность оперативно менять настройки фильтра при применении экшена без его редактирования
- Использование этой команды в экшенах для разложения на две полосы частот, позволяет оперативно менять не только настройки фильтра размытия, но и сам этот фильтр без редактирования экшена
- Такой принцип заложен в панельку ретуши Profile в кнопку Repeat Last Split
Adaptive Wide Angle (Адаптивный широкий угол)
- Фильтр Adaptive Wide Angle (Адаптивный широкий угол) предназначен для исправления искажений сверхширокоугольной оптики
- Кроме автоматического исправления искажений он позволяет указывать прямые, подлежащие выпрямлению
- Фильтр работает в отдельном интерфейсе, для завершения работы требуется нажать на кнопку «OK»
Слева вверху расположены ручные инструменты:
- Инструмент Constraint Tool (Ограничение) добавляет линии, подлежащие выпрямлению
- Инструмент Poligon Constraint Tool (Многоугольное ограничение) добавляет полигоны, каждая сторона которых подлежит выпрямлению
- Работа с полигонами менее удобна, поскольку линии предоставляют больше дополнительных настроек
- Инструмент Move Tool (Перемещение) перемещает картинку на холсте
- Данная функция очень полезна, когда из-за деформации значимая часть изображения оказывается за пределами холста
- Инструменты Hand Tool (Рука) и Zoom Tool (Масштаб) работают так же, как в Photoshop
Слева внизу находится информация о камере и объективе
- Данные из EXIF, используются при выборе профиля оптики для автоматических правок. Если поле пустое, значит эти данные в файле отсутствуют
Правее расположены три ключа:
- Ключ Preview (Просмотр) включает отображение производимых фильтром искажений
- ВНИМАНИЕ!!! Если картинка не реагирует на изменения настроек, убедитесь, что ключ Preview (Просмотр) активен!
- Ключ Show Constraints (Показать ограничения) включает отображение прямых линий и полигонов, подлежащих выпрямлению
- Ключ Show Mesh (Сетка) включает отображение сетки автоматичеких искажений
Справа от картинки расположены настройки Correction: (Исправление:)
- В них входит выбор типа искажений, подлежащих исправлению
- Режим Fisheye (Рыбий глаз) - предназначен для исправление искажений объектива fisheye
- Регулировка Scale (Масштабирование) изменяет размер картинки относительно холста
- Масштаб можно уменьшать на время работы для удобства настроек линий ограничения
- Регулировка Focal Length (Фокусное расстояние) задает фокусное расстояние объектива, искажения которого нужно исправить
- Чем меньше фокусное расстояние, тем сильнее (при прочих равных условиях) оптика искажала сцену и тем сильнее фильтр будет ее корректировать
- Регулировка Crop Factor (Коэффициент кадрирования) указывает размер матрицы фотоаппарата, искажения которого нужно скорректировать
- Чем больше кропфактор, тем меньше размер матрицы, следовательно, картинка забирается с меньшей области центральной части кадра
- Поскольку искажения в центре кадра меньше, увеличение кропфактора приводит к меньшей автоматической коррекции искажений
- Ключ As Shot (Как снято) возвращает все параметры к тем, которые указаны в метаданных снимка
- Линия ограничения строится при помощи клика в начальной и конечной точке
- Положение линии ограничения относительно изображения меняется с помощью крайних точек
- В режиме Fisheye (Рыбий глаз) у линии ограничения можно подстраивать изгиб, перемещая центральную точку
- Линию ограничения можно довернуть, используя точки на пересечении линии и окружности
- При этом положение линии относительно картинки не меняется, таким образом картинка тянется за ней
- При зажатой клавише Shift линия ограничения встает в стандартные углы с шагом 15 градусов
- После поворота линия приобретает «Постоянную ориентацию» и отображается зеленым цветом
- Постоянная ориентация означает, что после перемещения линии относительно картинки за крайнюю точку она вернется к заданному углу наклона, потянув за собой изображение
- Переключение между линиями производится простым кликом по нужной линии
- Для удаления активной линии нужно нажать клавишу Del
- Для удаления любой линии нужно кликнуть по ней зажав клавишу Alt
- Будьте готовы к тому, что при сильных искажениях все линии одновременно не выпрямятся
- Режим Perspective (Перспектива) - предназначен для исправления трапециевидных искажений, возникающих при задирании объектива
- Чтобы получить строгую вертикаль или горизонталь при построении линии ограничений нужно зажать Shift
- Вертикальные линии будут отображаться пурпурным, горизонтальные желтым
- Окраску линий ограничения можно посмотреть и поменять в выпадающем меню Preferences (Настройки), расположенном справа от Correction: (Исправление:)
- Настройки Floating Loupe (Плавающая лупа) относятся к окну с увеличенным фрагментом изображения, появляющемся на месте курсора при манипуляциях с линиями ограничения
- Такой режим позволяет более точно позиционировать линии относительно картинки
- Команды Save Constraint (Сохранить ограничения) и Load Constraint (Загрузить ограничения) позволяют сохранить или загрузить схему деформации
- Загрузка схемы деформации возможна только при совпадении модели камеры, объектива и размера картинки с файлом, из которого она была сохранена
- Режим Auto (Авто) - система сама определяет, какой алгоритм правки применять
- Данный режим работает только при наличии информации о камере и объективе в метаданных
- Если вертикали в кадре прочитываются не очень четко, можно построить вертикальные линии с постоянной ориентацией, а потом перемещать их относительно картинки при помощи крайних точек, деформируя таким образом изображение и ориентируясь на его общий вид
- Режим Panorama (Панорама) - исправляет искажения в панорамах, собранных в фотошопе
- Данный режим появляется вместо Auto (Авто) только у картинок, которые опознаются фильтром, как панорамы, собранные в фотошопе
- В режимах Perspective (Перспектива), Auto (Авто) и Panorama (Панорама) подстройка центральной точки не допускается
- Режим Full Spherical (Полностью сферический) - исправляет искажения в панорамах на 360 градусов
- Чтобы избежать потери деталей из-за их выхода за пределы холста, перед применением фильтра холст можно наростить
- Фильтр адекватно работает даже после наращивания холста
Camera Raw Filter (Фильтр Camera Raw)
- Фильтр Camera Raw Filter (Фильтр Camera Raw) позволяет обрабатывает картинку в интерфейсе ACR, не заходя в него
- Может применяться как смарт-фильтр
- В отличии от реального ACR не содержит инструмента кадрирования и записи вариантов проявки (снэпшоты)
- В разделе Edit > Optics (Редактировать > Оптика) отсутствуют функции автоматического исправления дисторсии и хроматических аберраций в соответствии с профилем линзы
- В разделе Edit > Basic (Редактировать > Основные) параметры Temperature (Температура) и Tint (Оттенок) измеряются в условных единицах от нулевого значения, соответствующего начальному виду картинки
- С точки зрения проявки интересен тем, что содержит инструменты, отсутствующие в Photoshop
- При современном алгоритме конвертации даже в 8-битном изображении остается достаточно информации для активной работы с сильными настройками, например Dehaze (Удалить дымку)
- А вот старые внутрикамерные JPG при работе с аналогичными инструментами ждет постеризация
- Конечно, перепроявка исходного рава дает более качественный результат, чем применение Camera Raw Filter (Фильтр Camera Raw) к уже конвертированной картинке
- Раздел Edit > Geometry (Редактировать > Геометрия) позволяет быстро исправить перспективу с помощью функции Upright (Выпрямление)
- Off: (Нет:) - дополнительная коррекция выключена
- Auto: (Авто:) - применяется сбалансированная перспективная коррекция
- Level: (Уровневая:) - выравниваются только автоматически найденные на изображении горизонтали
- Vertical: (Вертикальная) - выравниваются только автоматически найденные на изображении вертикали
- Full: (Полная:) - выравниваются как автоматически найденные на изображении горизонтали, так вертикали
- Guided: (Направляющие:) - выравниваются указанные пользователем горизонтали и вертикали
- Manual Transformation (Коррекция вручную) оказывает дополнительное воздействие сверх функции Upright (Выпрямление)
- Ручная коррекция вертикальной перспективы позволяет избавиться от эффекта «снопа колосьев» после автоматической коррекции вертикалей
- Работа с выравниванием с помощью направляющих напоминает выравнивание неявных вертикалей с помощью фильтра Adaptive Wide Angle (Адаптивный широкий угол), описанную ранее
- Ручной сдвиг изображения вниз по холсту и его уменьшение позволяют спасти детали в верхней части снимка после автоматической коррекции вертикалей
Lens Correction (Коррекция дисторсии)
- Фильтр Lens Correction (Коррекция дисторсии) предназначен для исправления искажений оптики
- Кроме автоматического исправления искажений он позволяет вручную исправлять основные искажения, вносимые оптикой
Слева вверху расположены ручные инструменты:
- Инструмент Remove Distortion Tool (Удаление искажени) удаляет/добавляет дисторсию
- Его применение аналогично изменению регулировки Geometric Distortion (Геометрические искажения) в закладке Custom (Заказная)
- Инструмент Straighten Tool (Выпрямление) позволяет указать линию горизонта
- Его применение аналогично указанию соответствующей регулировки Angle: (Угол:) в закладке Custom (Заказная)
- Инструмент Move Grid Tool (Перемещение сетки) позволяет сдвинуть сетку вспомогательной разметки
- Инструменты Hand Tool (Рука) и Zoom Tool (Масштаб) работают так же, как в Photoshop
Слева внизу находится информация о камере и объективе
- Данные из EXIF, используются при выборе профиля для автоматических правок. Если поле пустое, значит эти данные отсутствуют
Правее расположены четыре настройки:
- Preview (Просмотр) включает отображение производимых фильтром искажений
- ВНИМАНИЕ!!! Если картинка не реагирует на изменения настроек, убедитесь, что ключ Preview (Просмотр) активен!
- Show Grid (Показать сетку) включает отображение сетки вспомогательной разметки
- Color: (Цвет:) позволяет изменить цвет сетки вспомогательной разметки
- Желательно не использовать для сетки яркие цвета чтобы не сбивать восприятие картинки
- Size: (Размер:) позволяет поменять размер ячеек сетки вспомогательной разметки
Справа от изображения находятся две закладки с основными настройками:
- В закладке Auto Correction (Автоматическая коррекция) выбираются коррекции на базе метаданных
- В разделе Lens Profiles (Профили объектива) предлагаются варианты профилей объективов наиболее подходящие под данные из EXIF
- При этом не всегда предложенные варианты точно соответствуют реальности
- Найти на винчестере файл .icp с профилем линзы можно с помощью команды Show in Finder (Показать в Finder) из выпадающего меню раздела Lens Profiles (Профили объектива)
- Библиотека профилей линз используется из ACR
- Программа загрузчик профилей объективов Adobe с 01.01.2018 не поддерживается и недоступна для загрузки
- В разделе Search Criteria (Критерии поиска) происходит выбор критериев, по которым идет поиск профиля камеры и объектива из имеющейся библиотеки
- Практика показывает, если профиль не нашелся на автомате, лучше не тратить время на ручной выбор оптики, а сразу переходить к ручным коррекциям
- В разделе Correction (Коррекция) включаются автоматические коррекции
- Ключ Geometric Distortion (Геометрические искажения) включает устранение дисторсии
- Автоматическое устранение дисторсии работает хорошо
- Ключ Chromatic Aberration (Хроматическая аберрация) включает удаление хроматических аберраций
- Автоматическое удаление хроматических аберраций работает плохо, их лучше корректировать при проявке в ACR, или вручную в закладке Custom (Заказная)
- Из фильтра Camera Raw Filter (Фильтр Camera Raw) функция удаление хроматических аберраций исключена
- Ключ Vignette (Виньетка) включает удаление эффекта виньетирования
- Работает не очень хорошо, сильно высветляет края кадра, не допускает подстройки ширины зоны виньетирования и силы осветления
- Ключ Auto Scale Image (Автоматическое масштабирование изображения) включает автоматическое увеличение картинки после исправления геометрии, для удаления пустых участков
- В выпадающем меню Edge: (Край:) задается, что делать с пустыми зонами после исправления геометрии, если отключено автомасштабирование
- Edge Extension (Расширение краев) - крайний ряд пикселей растягивается до края картинки
- Transparency (Прозрачность) - пустые области остаются прозрачными
- Black Color (Черный цвет) - пустые области заливаются черным
- White Color (Белый цвет) - пустые области заливаются белым
- В закладке Custom (Заказная) находится набор дополнительных ручных регулировок
- В выпадающем меню Settings: (Настройки:) можно выбрать один из вариантов предустановок, включающих и настройки из закладки Auto Correction (Автоматическая коррекция)
- Lens Default (Объектив по умолчанию) - запомненный по умолчанию набор настроек
- Previous Correction (Предыдущее исправление) - набор настроек с последнего применения фильтра
- Custom (Заказная) - индивидуальный набор, на него система переключается при внесении любых изменений в настройки
- Default Correction (Коррекция по умолчанию) - набор с нулевыми настройками
- Справа от выпадающего меню Settings: (Настройки:) находится выпадающее меню с функциями сохранения/загрузки/удаления пресетов и установки/сброса объектива по умолчанию
- В разделе Geometric Distortion (Геометрические искажения) настройка Remove Distortion (Удалить искажения) убирает или добавляет искажение «бочка-подушка»
- Данные искажения могут добавляться пользователем в творческих целях
- В разделе Chromatic Aberration (Хроматическая аберрация) настраивается дополнительное удаление хроматических аберраций по одному из каналов
- Хроматические аберрации появляются из-за разного коэффициента преломления для разных длин волн
- Из-за этого размер изображения в разных каналах получается немного разным и на контрастных границах картинка в одном из каналов «выползает» из под других, образуются цветные ореолы
- Поскольку в центре картинки в разных каналах совпадают, наиболее сильно аберрации проявляются на краях кадра
- Для удаления хроматических аберраций достаточно привести картинки к единому размеру
- Fix Red/Cyan Fringe (Красная/голубая кайма) - масштабирование красного канала относительно центра
- Fix Green/Magenta Fringe (Зеленая/пурпурная кайма) - масштабирование зеленого канала относительно центра
- Fix Blue/Yellow Fringe (Синяя/желтая кайма) - масштабирование красного канала относительно центра
- В разделе Vignette (Виньетка) настраивается добавление/удаление эффекта виньетирования
- Amount (Эффект) - сила затемнения или осветления краев кадра
- Midpoint (Средняя точка) - сдвиг зоны действия ближе/дальше относительно центра кадра
- Добавление виньетки в Lens Correction (Коррекция дисторсии) происходит более примитивно, чем в Camera Raw Filter (Фильтр Camera Raw), что приводит к излишнему затемнению светлых участков
- Как сымитировать виньетку вручную, посмотрим на следующем классе, посвященном применению режимов наложения
- В разделе Transform (Перспектива) производится исправление трапециевидных искажений, поворот и масштабировние изображения
- Vertical Perspective (По вертикали) - исправление вертикальных трапециевидных искажений
- Для адекватного вида изображения вертикальные линии должны быть не строго параллельными, а иметь небольшое схождение к верхней части кадра
- Horizontal Perspective (По горизонтали) - исправление горизонтальных трапециевидных искажений
- Мы привыкли к горизонтальной перспективе, поэтому ее исправление как правило не требуется
- Angle: (Угол:) - поворот картинки
- Scale (Масштаб) - масштабирование картинки
- Ручное масштабирование действует поверх автоматического масштабирования
- Для более точной настройки параметров можно вводить их значения в соответствующие цифровые поля
- По сравнению с Adaptive Wide Angle (Адаптивный широкий угол) получается более сильная и неестественная потяжка в верхней части кадра
- Кроме того Lens Correction (Коррекция дисторсии), в отличии от Adaptive Wide Angle (Адаптивный широкий угол) не позволяет сдвигать картинку по холсту, что может привести к потере значимых деталей
- Для сохранения верхней части снимка можно предварительно нарастить вверх холст
- Наглядно увидеть вносимые фильтром искажения можно применив его к кадру, предварительно залитому периодическим патерном
Продолжение здесь.