По святым местам старообрядцев Екатеринбурга и Берёзовского: старинные могилы Шарташа

Feb 25, 2021 22:32


Всем привет!

Сегодня мы продолжим нашу прогулку по Покровскому кладбищу Шарташе и посмотрим на старинные могилы. Обзорную статью о самом кладбище можно посмотреть здесь. Перед тем, как попасть к некрополю, мы посмотрели на Калиновские поля и болота, заглянули на старинную электростанцию в пос. Калиновском и посмотрели на заброшенный санаторий на берегу озера Шарташ.

Тропинка в лесу выводит нас к небольшой площадке, где ранее располагалась могила значимого для местных старообрядцев Симеона Ключарева.





Лесная площадка



Покосившийся голбец - произведение искусства

Сейчас мы посмотрим на фамильные захоронения деятелей шарташского старообрядчества. Эти фамильные захоронения отличаются важной и уникальной деталью, на которую мало кто обращает внимание.



Это не могильный памятник

Это захоронения с аналоем. Редкое захоронение можно увидеть в России, где рядом с некрополем помещена кафедра (аналой) для чтения богослужебных книг. На его стенках выбиты молитвы, а его грани украшены красивой резьбой по камню. Представьте себе, сколько вложено труда и средств в эти аналои!



Один из аналоев перед захоронениями Бойцовых и Тимофеевых



Один из памятников

Памятник немного погорел, потому что старую икону в нём заменили на пластиковую. Потом пришли вандалы и подожгли икону...

Посмотрим на фамильное захоронение Тимофеевых, надгробных памятников которых на кладбище достаточно много. По данным историка Юлии Боровик мужская часть большой семьи Тимофеевых была екатеринбургскими мещанами [3]. Часть из Тимофеевых вместе с небольшой частью Бойцовых (о них пойдёт речь ниже) в 1852-1853 гг. за противодействие в строительстве единоверческой часовни в поселении была переведена на Богословские и Гороблагодатские заводы. В семейном захоронении представлена преимущественно женская часть семьи, возможно, здесь упокоены инокини, приписанные к семье.



Надгробие Ф.М. Тимофеевой



Надгробие И.А. Тимофеевой



Памятник А.А. Тимофеевой, дочери Астафия, но не Андрея



Могила П.М. Тимофеева



Надгробие А.М. Тимофеевой

А вот интересное надгробие, под которым упокоили младенца.



Памятник младенцу

После фамильного некрополя Тимофеевых перейдем к следующему фамильному захоронению Бойцовых. В 2006 году по результатам историко-культурной экспертизы этот некрополь был объявлен официально Объектом культурного наследия [2].



Захоронение Г.И. Бойцова 1905 года.



Дом А.Л.. Бойцова, брата Г.И. Бойцова на Советской, 11 в Берёзовском. Фото с сайта berinfo.ru

Удивительно встретить в фамильном некрополе также и могилу Саввы Григорьевича Бойцова.



Захоронение С.Г. Бойцова из купцов старообрядцев часовенного согласия в Берёзовском 1922 года

Особенно был замечен в религиозной деятельности сын Василий Саввич, который нередко заходил в старообрядческие часовни Екатеринбурга [5]. Другой его родственник Гаврила Бойцов оказывал финансовую помощь революционной ячейке Берёзовского.



Памятник на могиле Н.Е. Бойцовой 1915 года



Большая семья Саввы Бойцова. Дореволюционное фото из Музея золота в Берёзовском.



Фото Саввы Бойцова и Анны Бойцовой в Нижнем Новгороде, 1920 из [4].



Торговые лавки Бойцовых в Берёзовском. Фото из [6]. Подпись неверная, по современным данным, торговые лавки находились на улице Советской



Дом А.М. Бойцовой на улице Исакова, 1 в Берёзовском, 2020.



Молитвы на одном из надгробий



Вид с другой стороны



Надгробные памятники с пустыми местами для икон

Меднолитые иконы, которые помещали на памятник, вытащили вандалы.



Литые иконы шарташцев, не для надгробий. Фото из [1].



Могила Т.А. Минеевой

Надгробия составлены кучкой, потому что один из собственников в середине 2000-х годов построил дом очень близко к границе кладбища, так что памятники стоят не на своих местах.



Памятник Минеевой



Поваленные памятники

Продолжение следует...



Ссылки:

1) Тарасова Г.Г. Шарташ - любовь моя и боль моя. Екатеринбург: БКИ, 2013.

2) Рекомендации к заключению по историко-культурной ценности надгробных памятников захоронения членов семьи Бойцовых в г. Екатеринбурге. Областное ГУК НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области. 08.02.2006. № 153-11.

3) Боровик Ю.В. Старообрядцы уральского города во второй половине XIX - нач. ХХ в.: конфессиональное сообщество и семья Екатеринбурга. Дисс ... докт. ист. наук. Екатеринбург, 2019.

4) Гребенщикова Т., Янчурина Л. Купец Савва Бойцов - меценат революции? // Берёзовский рабочий. 20.09.2017.

5) Боровик Ю.В. Старообрядчество Урала и Зауралья на переломе эпох (1905-1927). Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2019.

6) Берёзовский: Вчера. Сегодня. Исторический фотоальбом. Берёзовский: Первый печатный, 2007.

торговые лавки, Бойцов А.Л., Покровское кладбище, Тимофеевы, улица Исакова (Берёзовский), Тимофеева И.А., Бойцов Г.И., революционеры, аналои, Бойцова Н.Е., Бойцова А.М., меднолитые иконы, Екатеринбург, кладбища, религия, улица Советская (Берёзовский), искусство, старообрядцы-часовенные, Минеева Т.А., купцы, Бойцов С.Г., Бойцовы, Тимофеева Ф.М., Тимофеев П.М., старообрядчество, мещане, некрополи, Бойцов В.С., Берёзовский, ОКН, Тимофеева А.А.

Previous post Next post
Up