На поезде уДачном в Малый Исток

Feb 25, 2021 22:22


Сегодня по просьбе наших подписчиков мы решили сделать запись про Малый Исток и дачные поезда.

Интересную акцию "дачных поездов" организовывала в 1920-е годы Пермская железная дорога. Откуда она взялась и для чего - мы узнаем из газетного объявления.

"Наступает лето, а с ним печальная перспектива для трудящихся, не попавших в дома отдыха или на курорты задыхаться в пыльном, душном городе месяца три. Остается один выход - ходить по праздникам в окрестности, но пешком далеко не уйдешь, а близко, под городом, совсем мало радости - все вытоптано, загажено или свалками, [не прошло и ста лет - ситуация не поменялась - Прим. ред.] или навозом.

Правление Пермской железной дороги идёт навстречу трудящимся и устанавливает по воскресеньям движение специальных пригородных поездов для всякого рода экскурсий, прогулок и пикников.

Движение этих поездов намечено установить в 4 направлениях с таким расчетом, чтобы экскурсионные поезда захватили своим рейсом наиболее интересные места окрестностей.

Рейсы поездов намечены следующие:

1) по Главной линии - до ст. Хрустальная - здесь находятся дачные места [то есть, дома, сдававшиеся для отдыха и пикников - Прим. ред.]:

Палкино,

озеро Мелкое,

река Исеть,

гора Хрустальная;

2) по Горнозаводской линии - до ст. Невьянск в этом направлении находятся знаменитые уральские городища:

Чертово городище,

Семь братьев,

красивые озера:

Исетское,

Таватуйское;

3) по Тюменской линии - до ст. Баженово тоже есть, где разгуляться:

Агафуровские дачи,

Карасье озеро,



дачное место "Исток" [видимо, рядом со станцией - Прим. ред.] и прочие;

4) по Челябинской линии - до ст. Полдневая, в этом направлении лежат излюбленные охотниками места, богатые дичью и красивыми видами.

Плата за проезд будет невысокой: по одной копейке за версту. Отправляться из Екатеринбурга эти экскурсионные поезда будут в 8 часов утра, а возвращаться в 10 часов вечера" [1].

А теперь представьте, какие массы народа ездили на поездах за десятки копеек отдохнуть за город!

С июля начинали продавать билеты до тех платформ, где их не продавали. Читаем в газете "Уральский рабочий":

"С 1 июля сего года на городской ж.д. станции начнётся продажа сезонных билетов на проезд в дачном поезде по Тюменской линии (Екатеринбург - Богданович) до пунктов, где не производятся операции по продаже билетов:

Агафуровские дачи (9 верста),

18 верста (Хутора),

29 верста (разъезд № 1),

42 верста (разъезд № 2),

61 верста (разъезд № 3),

68 верста (разъезд № 4)" [2].

Вот так приезжали в Малый Исток горожане наслаждаться отдыхом и созерцанием красивых мест.

Предлагаем послушать, как рассказывали в 1920-е годы туристам о Малом Истоке:

"В 20-25 минутах железнодорожного пути от Свердловска находится ст. Исток. В этой местности много живописных лесных уголков, знаменитая Рязановская сосновая роща и развалины стариннейшего стеаринового завода". - Пишет журналист.



В лесах у Малого Истока

"Кроме того, здесь находится выстроенный наподобие замка дом, принадлежавший прежде владельцам громадных золотых приисков Рязановым [что-то Меджера забыли упомянуть))].



Макет особняка А.Т. Рязанова. Фото из музея "Сквозь призму лет"

Прогулка, в Исток обогатит туриста ознакомлением с бывшим капиталистическим «Эльдорадо» и красивыми видами истокских окрестностей.



Малоистокский пруд

Если перед прогулкой познакомиться с историей уральского приискового дела, то туристу будет ещё более интересно посмотреть место "отдыха" бывших уральских золотопромышленных магнатов" [3].

К сожалению, память об особняке Рязановых оказалась более прочной, а сведения о стеариновом заводе и сосновой роще оказались совсем забыты.

P.S. Если Вам интересно, то можете посмотреть интересную заметку автора канала "Литкова. Мир вокруг", посвящённую станции Исток.

Ссылки:

1) Поезда для экскурсий и прогулок // Уральский рабочий. 07.06.1924.

2) На Пермской дор. // Уральский рабочий. 20.06.1924.

3) Путёвка туристу // На смену! 24.03. 1927.

Меджер, золотодобыча, дачные поезда, Рязановы, золото, железная дорога, окрестности города, Рязановский лес, Малый Исток, Екатеринбург, стеариновый завод, Пермская железная дорога, Хуторята, транспорт

Previous post Next post
Up