Сегодня по просьбе наших подписчиков мы решили сделать запись про Малый Исток и дачные поезда.
Интересную акцию "дачных поездов" организовывала в 1920-е годы Пермская железная дорога. Откуда она взялась и для чего - мы узнаем из газетного объявления.
"Наступает лето, а с ним печальная перспектива для трудящихся, не попавших в дома отдыха или на курорты задыхаться в пыльном, душном городе месяца три. Остается один выход - ходить по праздникам в окрестности, но пешком далеко не уйдешь, а близко, под городом, совсем мало радости - все вытоптано, загажено или свалками, [не прошло и ста лет - ситуация не поменялась - Прим. ред.] или навозом.
Правление Пермской железной дороги идёт навстречу трудящимся и устанавливает по воскресеньям движение специальных пригородных поездов для всякого рода экскурсий, прогулок и пикников.
Движение этих поездов намечено установить в 4 направлениях с таким расчетом, чтобы экскурсионные поезда захватили своим рейсом наиболее интересные места окрестностей.
Рейсы поездов намечены следующие:
1) по Главной линии - до ст. Хрустальная - здесь находятся дачные места [то есть, дома, сдававшиеся для отдыха и пикников - Прим. ред.]:
Палкино,
озеро Мелкое,
река Исеть,
гора Хрустальная;
2) по Горнозаводской линии - до ст. Невьянск в этом направлении находятся знаменитые уральские городища:
Чертово городище,
Семь братьев,
красивые озера:
Исетское,
Таватуйское;
3) по Тюменской линии - до ст. Баженово тоже есть, где разгуляться:
Агафуровские дачи,
Карасье озеро,
дачное место "Исток" [видимо, рядом со станцией - Прим. ред.] и прочие;
4) по Челябинской линии - до ст. Полдневая, в этом направлении лежат излюбленные охотниками места, богатые дичью и красивыми видами.
Плата за проезд будет невысокой: по одной копейке за версту. Отправляться из Екатеринбурга эти экскурсионные поезда будут в 8 часов утра, а возвращаться в 10 часов вечера" [1].
А теперь представьте, какие массы народа ездили на поездах за десятки копеек отдохнуть за город!
С июля начинали продавать билеты до тех платформ, где их не продавали. Читаем в газете "Уральский рабочий":
"С 1 июля сего года на городской ж.д. станции начнётся продажа сезонных билетов на проезд в дачном поезде по Тюменской линии (Екатеринбург - Богданович) до пунктов, где не производятся операции по продаже билетов:
Агафуровские дачи (9 верста),
18 верста (Хутора),
29 верста (разъезд № 1),
42 верста (разъезд № 2),
61 верста (разъезд № 3),
68 верста (разъезд № 4)" [2].
Вот так приезжали в Малый Исток горожане наслаждаться отдыхом и созерцанием красивых мест.
Предлагаем послушать, как рассказывали в 1920-е годы туристам о Малом Истоке:
"В 20-25 минутах железнодорожного пути от Свердловска находится ст. Исток. В этой местности много живописных лесных уголков, знаменитая Рязановская сосновая роща и развалины стариннейшего стеаринового завода". - Пишет журналист.
В лесах у Малого Истока
"Кроме того, здесь находится выстроенный наподобие замка дом, принадлежавший прежде владельцам громадных золотых приисков Рязановым [что-то Меджера забыли упомянуть))].
Макет особняка А.Т. Рязанова. Фото из музея "Сквозь призму лет"
Прогулка, в Исток обогатит туриста ознакомлением с бывшим капиталистическим «Эльдорадо» и красивыми видами истокских окрестностей.
Малоистокский пруд
Если перед прогулкой познакомиться с историей уральского приискового дела, то туристу будет ещё более интересно посмотреть место "отдыха" бывших уральских золотопромышленных магнатов" [3].
К сожалению, память об особняке Рязановых оказалась более прочной, а сведения о стеариновом заводе и сосновой роще оказались совсем забыты.
P.S. Если Вам интересно, то можете посмотреть интересную
заметку автора канала "Литкова. Мир вокруг", посвящённую станции Исток.
Ссылки:
1) Поезда для экскурсий и прогулок // Уральский рабочий. 07.06.1924.
2) На Пермской дор. // Уральский рабочий. 20.06.1924.
3) Путёвка туристу // На смену! 24.03. 1927.