Станция Путёвка и её постройки

Jan 06, 2021 20:43


Приветствуем читателей нашего канала! Сегодня мы продолжим нашу длинную фотоисторию прогулки по окрестностям Екатеринбурга. Предлагаем Вашему вниманию посмотреть на необычную постройку нашего города, которая выполнена в стиле конструктивизм.

Перед тем как зайти сюда на обратном пути мы походили по долине речки Исток, запечатлев её истоки, прииски и болота. Затем мы свернули в лесопарк Лесоводов и вышли к Нижне-Исетскому пруду. После этого мы прошли в Уктусские степи и стали возвращаться обратно. На обратном пути были записаны светом обводнённые карьеры кирпичного завода и городок института ФСБ.

Из лесов лесопарка имени Лесоводов мы выходим на старую насыпь вокруг станции Путевка. Не доходя до разобранного моста сходим на тропинку вниз вдоль железнодорожных путей.





Снова Тюменская ж.д.

Недалеко у бывшего вокзала находится небольшая возвышенность и обводнённая карьерная выработка.



Возвышенность



Обводненный карьер

В сочетании получается вот такой снимок.



Каменистый холм и карьер



Вид на постройку

Недалеко от вокзала есть остатки фундамента некоего строения - может быть, кто-нибудь знает, что там стояло?

Остановочный пункт Путёвка близ карьеров появился в этом месте с 1913 года [2]. А интересная для нашего города постройка на современной станции Путевка построена в начале 1930-х годов в стиле конструктивизм. К сожалению, архитектор сооружения неизвестен.



Здание у ст. Путевка

Возникает ощущение, что здание ещё достраивали сверху.



Постройка на ст. Путевка

В настоящее время здание переделано в административно-технические помещения, здесь же находится пост электрической централизации, откуда ведётся управление станцией, оно изуродовано дурацким сайдингом.

Давайте послушаем, как о нем рассуждает известный искусствовед Анри Юрьевич Каптиков, который считает данную постройку вокзалом при (!) разъезде Путевка.



Анри Юрьевич, Вам слово!

"Казалось бы, преобладавший тогда в столице Урала - Свердловске - конструктивизм должен был распространиться и на железную дорогу. Однако там он проявился слабо, из железнодорожных сооружений известно электродепо близ одноименной станции (1933, архитектор П.А. Володин).



Электродепо у ст. Свердловск-Сортировочный

Среди вокзалов к нему относится разве что вокзал (?), расположенный на узловом разъезде [потом он стал станцией - Прим. ред.] Путевка, открывшем 30 июня 1932 г. [ошибочно написан 1933 год, 4] сквозное движение Свердловск - Курган.



Пешеходный путепровод над путями

Весьма эффектен высотный узкий параллелепипед с глухим торцом и встроенной застекленной вертикалью лестничной клетки, дополненной на том же фасаде промежуточным рядом малых горизонтальных окошек.



Общий вид здания

Этому доминирующему объему противопоставлена распластанность примыкающего к нему меньшего" [1].

Помимо этой постройки станция известна тем, что на ней была установлена в 1933 году система централизованной автоблокировки подвижных составов на участке Дружинино - Свердловск - Богданович. К 1934 году первые 18 стрелок были переведены на централизацию. Постепенная централизация автоблокировки позволила увеличить пропускной поток на Свердловском узле на 25 % [3]. Думается, что постройка в стиле конструктивизм как раз и была предназначена для управления этой централизованной автоблокировкой.

Недалеко от постройки нами были обнаружены установки для хранения сжатого воздуха. Он, по словам специалистов, применяется для очистки путей.



Что это?

В конце повествования хочется поставить интересный и благозвучный аккорд - вот ещё одна фотография, сделанная у ст. Путевка, на которой ничто не говорит о Екатеринбурге.



Пейзаж у станции Путевка

Ссылки:

1) Каптиков А.Ю. Архитектура железнодорожных вокзалов Урала 1920-1950-х годов // Архитектурный вестник УралНИИПроект РААСН. 2017. Вып. 4. С. 30-35.

2) Архангельский А. С. Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР. Кн. 2. М.: Транспорт, 1981.

3) Свердловская магистраль. Сто лет железной дороге. Свердловск: С-УКИ, 1978.

4) Сквозное ж.-д. сообщение Свердловск - Курган // Правда. 03.07.1932.

карьеры, административно-технические постройки, РЖД, железная дорога, окрестности города, железнодорожная архитектура, 1930-е, Екатеринбург, архитектура, выработки, Каптиков А.Ю., инженерия, станция Путевка, прогулки, конструктивизм, Транссиб, Свердловский узел, железнодорожная станция

Previous post Next post
Up