Сегодня предлагаем Вам совершить виртуальную фотопрогулку к истокам речки Исток. Начинаем нашу прогулку традиционно с Каменных палаток. Выходим на улицу 40 лет ВЛКСМ и спускаемся вниз.
Вдоль улицы располагаются склады, рядом с ними забор с небольшими будками
Промзона ЖБИ
Напротив складов - старые постройки ещё со времен основания завода, это примерно район 4 цеха завода ЖБИ.
Старые здания
Если мы пройдем дальше, то увидим и наглядную агитацию на одном из домов - ВЛКСМ, что связано с названием улицы в честь комсомольской стройки. А ещё в далеком 1954 году сюда приезжала молодежь со всей области строить Свердловский завод ЖБИ. Конечно, завод ЖБИ не единственный в нашем городе, также известны заводы ЖБИ на Эльмаше и в Нижне-Исетске и других районах Свердловска.
С нами ВЛКСМ! Дом на улице 40 лет ВЛКСМ
Рядом с домом - большой пустырь.
Большая поляна
Интересно, а была ли здесь спортплощадка?
Пустырь интересен тем, что здесь можно увидеть в большом количестве гривастого ячменя, который во дворах города встречается небольшими кусочками.
Заросли ячменя
Ячмень на улицах ЖБИ
Также ячмень можно также встретить и во дворах Химмаша. На Химмаше он растет небольшими кусочками в некоторых дворах микрорайона. Далее проходим к развязке у пересечения 40 лет ВЛКСМ и дублера Сибирского тракта. Сама развязка была построена приблизительно в сер. 1980-х гг. С мая по середину августа 2020 года развязку ремонтировали
Вид на дублер Сибирского тракта
Вид на ЖК "Восход", построенный на месте больших водных резервуаров
Лестница в небо
Путепровод
Далее идем мимо садов к старой железнодорожной насыпи для одной колеи. Она появилась в этих местах, согласно картам, в самом начале 1920-х гг., задолго до войны.
Старая железнодорожная насыпь
Фрагмент карты 1922 г.
Как видите, с Челябинской линии составы плавно заходили в район будущей станции Путевка. По словам местных жителей здесь был паровозный круг. Возможно, что при постройке этой насыпи использовался местный гранит с Шарташских карьеров.
Как пишет Б.З. Майданик, в конце 1980-х гг. одноколейный путь за ненадобностью стали убирать. Помимо шпал убрали и железнодорожный путепровод над Тюменской линией[1].
С насыпи открываются красивые панорамы на заболоченный лес справа и лес у дублера Сибирского тракта.
Зелень кругом
Опа, высотки посреди леса))
Фото, снятое с помощью зеркала, получается необычным
Неподалеку видно заправка и большой недострой
А внизу, в гуще кустов и стволов течет маленький, но проворный ручей...
В окрестностях станции Путевка
Недалеко от насыпи свалены груды глыб, которыми прокладывали основу для железнодорожной насыпи.
Глыбы по краю насыпи
Вдалеке виден прогал осушенной части долины речки Исток. Сама речка в трубе, а на месте её долины теперь большая пустошь, где жуют траву местные козочки.
Бывшая долина р. Исток
А по другую сторону насыпи - Берёзово болото. Название достаточно тривиальное))
Берёзово болото у станции Путевка
В северо-восточной части болота есть небольшой каменистый остров, а слева от него в оставшейся части болота добывали торф.
Озерко посреди болота и высотки ЖБИ вдалеке
Местные жители и компании любят скидывать в западную часть болота строительного мусора. Поэтому сложно сказать, насколько чистая вода вытекает из болота и можно ли её пить?
Вид на МЦ Гулливер и высотки ЖБИ
Слышите журчание? Да-да, рядом с нами журчит вода. Предлагаем спуститься с насыпи и посмотреть, что там происходит.
Мостик под насыпью, где появляется речка Исток
Далее речка течет по камням
Похоже, что здесь русла не было, ручеёк просто пустили по камням, и он самостоятельно проложил себе путь. Далее ручеёк попадает в большой коллектор, где течет основной поток воды с бывшего Чистовского болота.
Коллектор
Залезать в него мы не будем, оставим эту затею другим городским туристам. Тем более кто-то уже лазил и даже оставил метки на стенах коллектора. Он построен предположительно в 1970-е гг., и проходит под землёй вдоль дублера Сибирского тракта. Начинается коллектор в районе моста на улице Малышева, вбирая воды из болота Сухого ручья близ Каменных палаток. В районе ЖБИ он наверняка ещё соединяется с коллектором, который заключил в свои стены речку Каморку / Каменку. которая выносит воды из озера Шарташ.
Основной поток воды
Судя по расположению коллектора, здесь собираются воды потока, который проходит к северу от насыпи. Фрагмент карты 1953-1954 гг.
В каком из двух потоков течёт речка Исток?
Если мы обратимся к записям любителя-археолога Н.А. Рыжникова, то выяснится, что в начале ХХ века местные речки Истоком не назывались, обозначена вытекающая из Чистовского болота речка Медвечиха (какая интересная топонимика!).
"На юго-востоке, у Агафуровской дачи, из него [Чистовского болота] вытекает речка Медвечиха, впадающая в болото, из которого вытекает речка Гравец, впадающая в 1-е Карасье озеро" [2].
Болото Ржавец, из которого вытекает речка Гравец / Ржавец, согласно Рыжникову, располагается к западу от мкр. Компрессорный. Истоком на картах обозначена река, вытекающая из этого болота у Компрессорного и текущая дальше к Исети.
Карасье озеро на карте 1890-х гг. Здесь показан ручей Гравец / Ржавец, который нёс воды в озеро.
Предположительно название Исток было расширено на запад по привычке, без четкой привязки к существовавшим речным системам. В советские годы и сейчас это название в некоторой степени обобщает существующие видоизменённые речные русла, который текут вдоль Тюменской железной дороге на восток до болота Ржавец.
Собственно изменение русел и их последующее объединение произошло в 1920-е гг., когда начали осушать местные болота для получения торфа. Как мы рассказывали в заметке
про Карасье озеро, в болоте Ржавец добывало торф Карасьеозерское торфопредприятие.
Так что, получается, что здесь мы на фотографиях видели исток "расширенной версии" речки Исток. Если бы мы пришли сюда в начале XX века, то сказали бы, что здесь долина Медвечихи.
Весьма интересный материал о речке Исток и её токе в Исеть опубликован
здесь.
Примерный маршрут
Ссылки:
1) Майданик Б.З. От карьера до карьера // Уральский рабочий. 23.04.2009.
2) Рыжников Н.А. Археологические памятники окрестностей Екатеринбурга. Екатеринбург: Грачев и партнёры, 2012.