Прогулка к "истоку" реки Исток

Jan 02, 2021 21:00


Сегодня предлагаем Вам совершить виртуальную фотопрогулку к истокам речки Исток. Начинаем нашу прогулку традиционно с Каменных палаток. Выходим на улицу 40 лет ВЛКСМ и спускаемся вниз.





Вдоль улицы располагаются склады, рядом с ними забор с небольшими будками



Промзона ЖБИ

Напротив складов - старые постройки ещё со времен основания завода, это примерно район 4 цеха завода ЖБИ.



Старые здания

Если мы пройдем дальше, то увидим и наглядную агитацию на одном из домов - ВЛКСМ, что связано с названием улицы в честь комсомольской стройки. А ещё в далеком 1954 году сюда приезжала молодежь со всей области строить Свердловский завод ЖБИ. Конечно, завод ЖБИ не единственный в нашем городе, также известны заводы ЖБИ на Эльмаше и в Нижне-Исетске и других районах Свердловска.



С нами ВЛКСМ! Дом на улице 40 лет ВЛКСМ

Рядом с домом - большой пустырь.



Большая поляна

Интересно, а была ли здесь спортплощадка?

Пустырь интересен тем, что здесь можно увидеть в большом количестве гривастого ячменя, который во дворах города встречается небольшими кусочками.



Заросли ячменя



Ячмень на улицах ЖБИ

Также ячмень можно также встретить и во дворах Химмаша. На Химмаше он растет небольшими кусочками в некоторых дворах микрорайона. Далее проходим к развязке у пересечения 40 лет ВЛКСМ и дублера Сибирского тракта. Сама развязка была построена приблизительно в сер. 1980-х гг. С мая по середину августа 2020 года развязку ремонтировали



Вид на дублер Сибирского тракта



Вид на ЖК "Восход", построенный на месте больших водных резервуаров



Лестница в небо



Путепровод

Далее идем мимо садов к старой железнодорожной насыпи для одной колеи. Она появилась в этих местах, согласно картам, в самом начале 1920-х гг., задолго до войны.



Старая железнодорожная насыпь



Фрагмент карты 1922 г.

Как видите, с Челябинской линии составы плавно заходили в район будущей станции Путевка. По словам местных жителей здесь был паровозный круг. Возможно, что при постройке этой насыпи использовался местный гранит с Шарташских карьеров.

Как пишет Б.З. Майданик, в конце 1980-х гг. одноколейный путь за ненадобностью стали убирать. Помимо шпал убрали и железнодорожный путепровод над Тюменской линией[1].

С насыпи открываются красивые панорамы на заболоченный лес справа и лес у дублера Сибирского тракта.



Зелень кругом



Опа, высотки посреди леса))



Фото, снятое с помощью зеркала, получается необычным



Неподалеку видно заправка и большой недострой

А внизу, в гуще кустов и стволов течет маленький, но проворный ручей...



В окрестностях станции Путевка

Недалеко от насыпи свалены груды глыб, которыми прокладывали основу для железнодорожной насыпи.



Глыбы по краю насыпи

Вдалеке виден прогал осушенной части долины речки Исток. Сама речка в трубе, а на месте её долины теперь большая пустошь, где жуют траву местные козочки.



Бывшая долина р. Исток

А по другую сторону насыпи - Берёзово болото. Название достаточно тривиальное))



Берёзово болото у станции Путевка

В северо-восточной части болота есть небольшой каменистый остров, а слева от него в оставшейся части болота добывали торф.



Озерко посреди болота и высотки ЖБИ вдалеке

Местные жители и компании любят скидывать в западную часть болота строительного мусора. Поэтому сложно сказать, насколько чистая вода вытекает из болота и можно ли её пить?



Вид на МЦ Гулливер и высотки ЖБИ

Слышите журчание? Да-да, рядом с нами журчит вода. Предлагаем спуститься с насыпи и посмотреть, что там происходит.



Мостик под насыпью, где появляется речка Исток



Далее речка течет по камням

Похоже, что здесь русла не было, ручеёк просто пустили по камням, и он самостоятельно проложил себе путь. Далее ручеёк попадает в большой коллектор, где течет основной поток воды с бывшего Чистовского болота.



Коллектор

Залезать в него мы не будем, оставим эту затею другим городским туристам. Тем более кто-то уже лазил и даже оставил метки на стенах коллектора. Он построен предположительно в 1970-е гг., и проходит под землёй вдоль дублера Сибирского тракта. Начинается коллектор в районе моста на улице Малышева, вбирая воды из болота Сухого ручья близ Каменных палаток. В районе ЖБИ он наверняка ещё соединяется с коллектором, который заключил в свои стены речку Каморку / Каменку. которая выносит воды из озера Шарташ.



Основной поток воды



Судя по расположению коллектора, здесь собираются воды потока, который проходит к северу от насыпи. Фрагмент карты 1953-1954 гг.

В каком из двух потоков течёт речка Исток?

Если мы обратимся к записям любителя-археолога Н.А. Рыжникова, то выяснится, что в начале ХХ века местные речки Истоком не назывались, обозначена вытекающая из Чистовского болота речка Медвечиха (какая интересная топонимика!).

"На юго-востоке, у Агафуровской дачи, из него [Чистовского болота] вытекает речка Медвечиха, впадающая в болото, из которого вытекает речка Гравец, впадающая в 1-е Карасье озеро" [2].

Болото Ржавец, из которого вытекает речка Гравец / Ржавец, согласно Рыжникову, располагается к западу от мкр. Компрессорный. Истоком на картах обозначена река, вытекающая из этого болота у Компрессорного и текущая дальше к Исети.



Карасье озеро на карте 1890-х гг. Здесь показан ручей Гравец / Ржавец, который нёс воды в озеро.

Предположительно название Исток было расширено на запад по привычке, без четкой привязки к существовавшим речным системам. В советские годы и сейчас это название в некоторой степени обобщает существующие видоизменённые речные русла, который текут вдоль Тюменской железной дороге на восток до болота Ржавец.

Собственно изменение русел и их последующее объединение произошло в 1920-е гг., когда начали осушать местные болота для получения торфа. Как мы рассказывали в заметке про Карасье озеро, в болоте Ржавец добывало торф Карасьеозерское торфопредприятие.

Так что, получается, что здесь мы на фотографиях видели исток "расширенной версии" речки Исток. Если бы мы пришли сюда в начале XX века, то сказали бы, что здесь долина Медвечихи.

Весьма интересный материал о речке Исток и её токе в Исеть опубликован здесь.



Примерный маршрут

Ссылки:

1) Майданик Б.З. От карьера до карьера // Уральский рабочий. 23.04.2009.

2) Рыжников Н.А. Археологические памятники окрестностей Екатеринбурга. Екатеринбург: Грачев и партнёры, 2012.



речка Исток, ячмень гривастый, ЖБИ, железная дорога, ручей Ржавец, Сибирский тракт, Чистовское болото, улица 40 лет ВЛКСМ, транспорт, Дублёр Сибирского тракта, станция Путевка, болото, развязки, коллекторы, ручей Гравец, Сухой ручей

Previous post Next post
Up