Задолго до постройки микрорайона ЖБИ на территории Чистовского болота с его берегами существовало несколько поселений. С начала ХХ века здесь добывали торф для ткацкой фабрики Макаровых. Так что у болота было и второе название - Макаровский торфяник.
Чистовское болото на плане Екатеринбурга 1826 года
А.Г. Кореванова, которая работала на фабрике в 1903-1904 гг., вспоминает о работе на торфянике:
"В мае Матрёну Федоровну перевели на торфяник, который был позади фабрики. Она и нас забрала с собой. Мы там - кто кучи переворачивал, кто решётками сухой торф носил к таборам, кто табора клал. Я переворачивала кучи и носила торф.
Утром мы приходили на работу и ждали мастера. К восьми часам она выходила. Мы вставали в затылок, после чего она кричала:
- Первыми идут старые работницы!
Мы проходили мимо неё, а она считала. Если ей хватало старых, тогда новые оставались, а если старых было мало, добирала из новеньких. Перед окончанием работы она отмечала фамилии и тут же отмечала той, которая плохо работала:
- Ленилась работать! В субботу приходи за расчётом!
Мы её боялись. её саму как будто и не видно было, но она всех видела и знала, кто как трудился. Пока я работала на торфе, знакомая, которая хотела меня устроить в ткацкое отделение, заболела и умерла. Так я и не попала в ткачихи"[2].
С 1920-х гг. здесь было отстроено небольшое поселение работников уже Ленинской фабрики - Чистовской поселок при одноимённом болоте.
Ж.-О. де Бай. Чистовское болото, 1896.
Известный ветеран и эколог Л.С. Богоявленский вспоминал о болоте в 1983 году так: "Лет тридцать назад Каменные Палатки и озеро Шарташ от крайних домов Свердловска отделяла полоса топкого Чистовского болота. Хорошо помню, каким диким и непролазным было это место: ржавая болотная вода и бурая вязкая тина, осока и рогоз, засыхающие ивняки и хворост, редкие чахлые березки и тощие сосенки..." [1].
Фрагмент карты 1954-1955 гг.
Существовал также неподалеку кордон Пороховые погреба, где, видимо, хранились взрывчатые вещества для разведки каменных карьеров. В 1930-е здесь появилось ещё два поселения - Большой карьер (на его восточной части, расселённой в 1970 г., сейчас КОР), самостройный Шарташский каменный карьер с сельскохозяйственными угодьями и Малый карьер.
Ж.-О. де Бай. На глиняной горке Чистовского болота, 1896.
По тем временам Чистовской поселок был обустроен вполне благополучно: здесь была баня, клуб и два магазина. Был даже свой колодец. Существовало ещё выражение "сходить к колодцу на Чистовском поселке".
В 1933 году с пуском недостроенной Уральской фабрики Изоплит торфяное месторождение было отдано из ведения Ленинской фабрики в эксплуатацию новым предприятием. Вместе с месторождением передали и посёлок. В годы хозяйствования фабрики Изоплит к поселку был пущен автобус. Для проведения культурного досуга была оборудована летняя сцена с сиденьями для зрителей, а в 1940 г. здесь построили фабрично-заводское училище. После войны посёлок был электрифицирован.
Близ поселка находилось небольшое сельскохозяйственное поле, где выращивали картошку и капусту. Держали и крупный рогатый скот в больших коровниках.
Рабочие поселка добывали здесь торф до войны. В годы войны месторождение законсервировали как резервное. В те же годы здесь построили много промышленных складов. В 1949 г. близ поселения построили лагерь для военнопленных немцев. Про него мы писали
здесь.
Вернулись к Чистовскому торфяному месторождению в конце 1950-х, когда ресурсы стали иссякать. После ликвидации Свердловской фабрики Изоплит в августе 1966 г. поселение продолжало существовать.
Как показывают фото, поселение снесли при строительстве МЖК, то есть оно просуществовало до начала 1980-х гг.
Нарезка из старых фотографий МЖК ЖБИ. Верхнее фото - 1981 г., нижнее - 1985 г.
В. Верхотурцев вспоминает о большом старом доме, который долгое время стоял посреди высоток на Рассветной 11а-11б:
"Там стоял дом, из которого жильцов выселили, но дом ещё стоял какое то время. В этот короткий период в этом доме у нас был "штаб". Дом был добротный, с сеновалом. Окруженный деревьями. Во всей округе все дома и постройки были уже снесены, а данный дом стоял один в чистом поле. Вероятней всего это было в 1983 году".
Ссылки:
1) Богоявленский Л. С. Грозд желанный // Уральский следопыт. 10.10.1983
2) Кореванова А.Г. Моя жизнь. Екатеринбург: ИПЦ УрФУ, 2020.