В истории Уралмашзавода есть интересный эпизод, которым мы хотим с Вами поделиться.
В годы Великой Отечественной войны инженеры Уралмашзавода претворили в жизнь идею электромобилей. Недавно мы писали о
монорельсовой дороге, которая была построена заводом в окрестностях Свердловска.
В книге С.С. Агеева и Ю. Бриля приводится заметка из газеты "За тяжёлое машиностроение":
"Четвертый месяц на нашем заводе успешно эксплуатируется электромобиль, переоборудованный по предложению рационализаторов
СА. Кремера и Н. В. Еремеева.
Вместо двигателя внутреннего сгорания под капотом автомашины
установили мотор постоянного тока мощностью 10,5 киловатт (!). В
передней части кузова установлены стандартные аккумуляторы.
Грузоподъемность машины- до 2 тонн, скорость - до 35 км в час.
По распоряжению директора завод приступил к переоборудованию в
электромобили еще 5 автомашин.
Предложением заинтересовался ряд заводов Советского Союза . Для
изготовления электромобилей наши чертежи переданы одному из
танковых заводов, Тагилстрою и Новолипецкому комбинату" [1].
Очевидно, что электромобиль при моторе с небольшой мощностью мог перевозить даже небольшие детали. На своих 10,5 кВ он смог бы перевезти даже больше 2 тонн груза. К примеру, сейчас делают электромобили с мощностью двигателя около 60-85 кВт которые развивают скорость до 130 км/ч.
Хоть и проработал электрокар буквально несколько месяцев, но оставил о себе память в газетных сообщениях. Посмотрите, как он выглядел.
Электрогрузовик, 1943.
С.С. Агеев, директор корпоративного музея, комментирует фото так: "Вообще-то обычным делом была переделка автомобилей в газогенераторные (работающие на березовых чурках). Грузовики (Студебеккеры) были с карбюраторными моторами. И требовали не просто бензин, а хорошего качества, т.е., американский, количество которого было ограниченным. Но вот этот грузовик преобразовали в электрический. Ездил [этот электрогрузовик] только по заводу. Так что аккумуляторы поменять проблем не было. А если что-то тяжелое отвезти и подальше, то использовали танки с большими коробами вместо башен".
Конечно, сейчас электрокары выглядят по-другому, развивается с 2017 года по инициативе МРСК Урала строительство электрозаправок и других элементов инфраструктуры [2,3]. Наверняка читатели помнят, что в нашем городе в 2020 году был даже торжественный пробег электромобилей [4]))
Ссылки:
1) Агеев С.С. Неизвестный Уралмаш. История и судьбы: 1933-2003. Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2003.
2) Кураева О. Урал зарядился на электромобили // Коммерсант-Урал. 23.11.2017.
3) «Россети» открыли первую на Урале сеть городских зарядных станций для электромобилей // Россети Урал. 31.08.2019.
4) Черный Г. Автопробег без бензина: в Екатеринбурге проедут десятки электромобилей // Е1. 12.09.2020