В этот раз предлагаем читателю небольшой отрывок из заметки краеведа Алексея Павловича Белоусова "Часовни Шарташского селения XVIII-XX веков". Материалами для заметки стали личные наблюдения и воспоминания краеведа, работа со старожилами с 2000-х годов, а также продолжительная работа в архивах. Его заметка о часовнях была опубликована в альманахе "Уральская старина", в 11 выпуске 2018 г.
Ранее мы опубликовывали
мемуары Ю. Барзыкиной об истории семьи старообрядцев Шарташа - Масленниковых.
О самом Алексее Павловиче известно немногое: он состоит в Обществе уральских краеведов, интересуется он историей малой Родиной - пос. Шарташ, а также старообрядцами и судьбами своих предков. Живёт краевед в Екатеринбурге.
Мы опубликовываем фрагмент из заметки, касающийся Владимирской часовни. В оригинале заметки у А.П. Белоусова приводятся фрагменты из архивных источников в том виде, в каком они сохранились и со старой орфографией. Чтобы было более удобно читать, мы расшифровали сокращения и, тем самым, немного видоизменили текст. В следующий раз опубликуем его исследование по Покровской и Свято-Троицкой часовням.
"По состоянию на март месяц 1832 года в Шарташском селении Екатеринбургского уезда находились « ...три старooбрядческие часовни, построенные с начaлa заселения Шарташа»: Владимирская, Покровская и Свято-Троицкая.
Владимирская часовня старообрядцев часовенного согласия
Клaдбищена Шарташе « ...зафиксировано на плане Екатеринбурга 1831 года - это наиболее раннее из известных на сегодняшний день упоминание данного объекта».
Бубнов Е.Н. Покровское кладбище, 1987.
Старожил Шарташа - Анна Павловна Хмелева (урожденная
Бойцова) - вспоминала: «В западной части кладбища вплоть
до начала 1950-х годов виднелись руины небольшой деревянной
часовни. До зaкрытия часовни, a закрыли ее в начале 1930-х годов, члены старообрядческой общины совершали крестные ходы от часовни -
к большой часовне на улице Рыбаков, 10, и наоборот».
Припомнила Анна Павловна и имя одного из прихожан - Семена Пименовича Козлова, который был репрессирован, впоследствии, отбыв срок заключения вернулся обратно. Ближе к улице Осипенко находилась избушка, где совершали обряды крещения после закрытия часовни. До начала 1950-х годов в избушке под присмотром Ульяны Масленниковой, жили три убогие старицы: Еличка (Елена Григорьевна Бойцова. -Примечание Алексея Белоусова), Анна (глухая) и (Аграфена?). Рядом находилась общая могила двух стaрообрядческиx священников (автор публикации видел ее в 1970-1980 годы). В начале 1990-х годов могила, к сожалению, была раскопана неизвестными лицами.
В 1850 г. Николай I повелел уничтожить раскольническую кладбищенскую часовню в Шарташском селении. Через год она была сломана, а имущество возвращено по принадлежности.
Фрагмент письма о сломке часовни. Из архива Ю.К. Кунцевича. Скан - Гусев А.П.
В конце 1920-х годов была зафиксирована старообрядческая община, не имеющая священства часовенного согласия христиан Владимирской часовни.
Владимирская часовня на участке рядом с кладбищем, снимок 2002 года. В 2010-е она была снесена
Возглавлял общину Корепанов Семен Маркович.
Часовни и кладбища на карте в.п. XIX в. из [2]
Покровское кладбище
О священниках, похороненных в деревне Шарташ, как указывает А.П. Белоусов, известно следующее: «прах Симеона Ивановича Ключарева (арестованного в 1750 г. и замученного в Тобольской тюрьме), старообрядцы перенесли на Шарташское кладбище и вплоть до XX в. его могила была местом поклонения староверов».
Таборинское кладбище, 2020.
После общественных потрясений XX века деревня Шарташ утратила значение старообрядческого центра.
Попов М. Покровское кладбище и коттеджи на месте часовни, 2020
В советский период на Покровском кладбище хоронили уже не только старообрядцев. Одно из последних захоронений, судя по надписи, состоялось в 1955 году.
Некоторые имена на памятниках старого кладбища: Тимофеевы, Бойцовы, Бармины, Мельниковы, Подлевских, Баклаевы, Карандашевы, Масленниковы, Ульянов, Баталова, Ионов, Ичков и Карнаухов..."
Источники:
1) Белоусов А.П. Часовни Шарташского селения в XVIII-XX веках // Уральская старина. Вып. 11. 2018. С. 158-163.
2) Тарасова Г.Г. Шарташ - любовь моя и боль моя. Екатеринбург: БКИ, 2013.
Продолжение следует...
Если Вас заинтересовал весь сборник, то его можете приобрести прямо у издательства.