Святыни старообрядцев Шарташа 1. Владимирская часовня и Покровское кладбище

Aug 22, 2020 22:59


В этот раз предлагаем читателю небольшой отрывок из заметки краеведа Алексея Павловича Белоусова "Часовни Шарташского селения XVIII-XX веков". Материалами для заметки стали личные наблюдения и воспоминания краеведа, работа со старожилами с 2000-х годов, а также продолжительная работа в архивах. Его заметка о часовнях была опубликована в альманахе "Уральская старина", в 11 выпуске 2018 г.

Ранее мы опубликовывали мемуары Ю. Барзыкиной об истории семьи старообрядцев Шарташа - Масленниковых.

О самом Алексее Павловиче известно немногое: он состоит в Обществе уральских краеведов, интересуется он историей малой Родиной - пос. Шарташ, а также старообрядцами и судьбами своих предков. Живёт краевед в Екатеринбурге.

Мы опубликовываем фрагмент из заметки, касающийся Владимирской часовни. В оригинале заметки у А.П. Белоусова приводятся фрагменты из архивных источников в том виде, в каком они сохранились и со старой орфографией. Чтобы было более удобно читать, мы расшифровали сокращения и, тем самым, немного видоизменили текст. В следующий раз опубликуем его исследование по Покровской и Свято-Троицкой часовням.

"По состоянию на март месяц 1832 года в Шарташском селении Екатеринбургского уезда находились « ...три старooбрядческие часовни, построенные с начaлa заселения Шарташа»: Владимирская, Покровская и Свято-Троицкая.

Владимирская часовня старообрядцев часовенного согласия



Клaдбищена Шарташе « ...зафиксировано на плане Екатеринбурга 1831 года - это наиболее раннее из известных на сегодняшний день упоминание данного объекта».



Бубнов Е.Н. Покровское кладбище, 1987.

Старожил Шарташа - Анна Павловна Хмелева (урожденная
Бойцова) - вспоминала: «В западной части кладбища вплоть
до начала 1950-х годов виднелись руины небольшой деревянной
часовни. До зaкрытия часовни, a закрыли ее в начале 1930-х годов, члены старообрядческой общины совершали крестные ходы от часовни -
к большой часовне на улице Рыбаков, 10, и наоборот».

Припомнила Анна Павловна и имя одного из прихожан - Семена Пименовича Козлова, который был репрессирован, впоследствии, отбыв срок заключения вернулся обратно. Ближе к улице Осипенко находилась избушка, где совершали обряды крещения после закрытия часовни. До начала 1950-х годов в избушке под присмотром Ульяны Масленниковой, жили три убогие старицы: Еличка (Елена Григорьевна Бойцова. -Примечание Алексея Белоусова), Анна (глухая) и (Аграфена?). Рядом находилась общая могила двух стaрообрядческиx священников (автор публикации видел ее в 1970-1980 годы). В начале 1990-х годов могила, к сожалению, была раскопана неизвестными лицами.

В 1850 г. Николай I повелел уничтожить раскольническую кладбищенскую часовню в Шарташском селении. Через год она была сломана, а имущество возвращено по принадлежности.



Фрагмент письма о сломке часовни. Из архива Ю.К. Кунцевича. Скан - Гусев А.П.

В конце 1920-х годов была зафиксирована старообрядческая община, не имеющая священства часовенного согласия христиан Владимирской часовни.



Владимирская часовня на участке рядом с кладбищем, снимок 2002 года. В 2010-е она была снесена

Возглавлял общину Корепанов Семен Маркович.



Часовни и кладбища на карте в.п. XIX в. из [2]

Покровское кладбище

О священниках, похороненных в деревне Шарташ, как указывает А.П. Белоусов, известно следующее: «прах Симеона Ивановича Ключарева (арестованного в 1750 г. и замученного в Тобольской тюрьме), старообрядцы перенесли на Шарташское кладбище и вплоть до XX в. его могила была местом поклонения староверов».



Таборинское кладбище, 2020.

После общественных потрясений XX века деревня Шарташ утратила значение старообрядческого центра.



Попов М. Покровское кладбище и коттеджи на месте часовни, 2020

В советский период на Покровском кладбище хоронили уже не только старообрядцев. Одно из последних захоронений, судя по надписи, состоялось в 1955 году.

Некоторые имена на памятниках старого кладбища: Тимофеевы, Бойцовы, Бармины, Мельниковы, Подлевских, Баклаевы, Карандашевы, Масленниковы, Ульянов, Баталова, Ионов, Ичков и Карнаухов..."

Источники:

1) Белоусов А.П. Часовни Шарташского селения в XVIII-XX веках // Уральская старина. Вып. 11. 2018. С. 158-163.

2) Тарасова Г.Г. Шарташ - любовь моя и боль моя. Екатеринбург: БКИ, 2013.

Продолжение следует...

Если Вас заинтересовал весь сборник, то его можете приобрести прямо у издательства.



часовни, история религии, история России, Масленниковы, семейная история, могила, Николай I, Владимирская часовня, священники, настоятели, беглопоповцы, Корепанов С.М., Козловы, софонтьевцы, Шарташское селение, Козлов С.П., репрессии, Покровское кладбище, Белоусов А.П., Корепановы, кладбище, религия, краеведение, часовенное согласие, Бойцовы, Хмелева А.П., захоронения, старообрядчество, кержаки, мемуары, некрополистика, христианские конфессии, Ключарев С.И., Белобородов С.А., старые карты

Previous post Next post
Up